Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:09, курсовая работа
Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЛЛЬНОСТИ…………
1.1. Сущность понятия «творчество»…………………………………………
1.2. Особенности развития творчества в дошкольном возрасте……
1.3. Анализ программ «» по проблеме исследования …………………
Выводы по первому разделу……………………………
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………
2.1. Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста …
2.2. Педагогические условия ……………
2.3. Результат опытно-экспериментальной работы…
Выводы по второму разделу…………………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Творчество человека можно определить как создание необходимого, но еще не существующего в реальности, то есть нового и более совершенного. Творчество никогда не определяется каким-то одним фактором, оно всегда предполагает взаимодействие множества переменных, поэтому продукт естественного биологического творчества всегда уникален и неповторим, так считает Л. Б. Ермолаева-Томина [17, с. 7].
Л. Б. Ермолаева-Томина, рассматривает спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности является доказательством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. Важным показателем естественного творчества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельности и действий, свободном владении ими. Она проявляется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из песка, кубиков, рисовать. Творческое развитие представляет собой всеобщую и ведущую форму детского развития [17, с. 15].
Д. Б. Богоявленская
впервые предложила понимание творчества
как выход за рамки требуемого. Творчество
является ситуативно-нестимулированной
В исследованиях А. Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них: зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн; способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними; способность к видению (постановке) проблем; оригинальность мышления; диалектичность мышления; гибкость мышления; критичность мышления; легкость ассоциирования и воображения; способность генерирования идей (умение развивать их); способность к оценочным действиям и выбору; готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности [37, с.17].
По мнению Е. П. Ильиной, творчество – одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с ней существуют и другие мотивы творчества – потребности в самоутверждении, признании другими членами общества. Для творчества одаренных людей сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, приносит большое удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая выводит субъект за рамки существующих парадигм. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных умений и навыков, способностей творческого характера. Такими творческими умениями и навыками, способностями могут считаться: анализ, сравнение, оценка и самооценка, творческий поиск и критическое восприятие [23, с. 10].
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. В педагогике рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.
Более полное и точное определение дается в педагогическом энциклопедическом словаре Б. М. Бим-Бада, который рассматривает творчество как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, важных для формирования личности как общественного субъекта [2, с. 340].
Творчество – есть процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созиданию объективно или субъективно нового в материальной или духовной сфере. Творческая деятельность – специфическая форма человеческой активности, в процессе которой актуализируется и формируется креативность. Творчество – есть своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности к созидающему развивающему взаимодействию с окружающим миром. Творческая активность это есть развивающее взаимодействие с окружающим миром , так считает С. В. Иванникова [20, с. 112].
Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество – это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер. Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью. Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.
Творчество, по мнению Н. Н. Поддьякова – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному; особая форма процесса развития человека, диалектичного и противоречивого [41, с.27].
В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. В основе творчества заложены в личности творческие способности. Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Если трактовать творчество, как свободную деятельность человека, то можно, следуя венгерскому культурологу.
Барышева Т. А. даёт
такую трактовку понятия творчество –
это высшая форма проявления феномена
человека деятельность человека по преобразованию
действительности (как природной, так
и социальной), завершающаяся созданием
нового оригинального продукта; процесс
конструктивных преобразований информации
и созидания инновационных результатов,
субъективно и объективно значимых. Творчество
может быть рассмотрено в двух аспектах:
как процесс и как продукт и результат
процесса. Творчество
как процесс сочетает в себе логические
и интуитивные, сознательные и бессознательные
компоненты. При этом оно опирается на
традиционные познавательные процессы
(восприятие, память, представления ), но
придает им своеобразную окраску (не просто
мышление, воображение,
а творческое мышление, творческое воображение).
Творчество как продукт имеет следующие
существенные характеристики: материальное
и духовное выражение (или их сочетание),
новизна, необычность, оригинальность
В Педагогическом словаре Г. М. Коджаспирова, определяет творчество – как процесс деятельности, создающий качественно никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата [18, с. 171].
Таким образом, понятие «творчество» рассматривается как процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям. Творчество – как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами).
1.2. Особенности развития творчества в дошкольном возрасте
Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития". Детство является наиболее благоприятным для развития творчества [43, с. 15].
Понятие «детское творчество» определяется как деятельность, «в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения», так пишет Т. Г. Казакова [30, с. 9].
Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей - новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка [12, с. 21].
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества, так пишут в своих работах М. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков.
Н. Н. Поддьяков, Я. А. Парамонова выделили вторую особенность детского творчества. В процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результат.
Ребенок, в отличие
от взрослого, не испытывает трудностей
при решении проблемы.
Он с легкостью и, прежде всего, практически
начинает ориентировочную, порой даже
не совсем осмысленную деятельность, которая,
постепенно становясь более целенаправленной,
увлекает ребенка поиском и часто приводит
к положительным результатам [28, 95].
Указанные выше особенности
детского творчества демонстрируют определенную
степень несовершенства психических процессов
ребенка, что естественно в этом возрасте.
И учет этих особенностей необходим в
организации развивающего обучения детей.
Значимым является и
понимание того, что развитие творчества
у детей связано с целенаправленным обучением,
ориентированным на «зону ближайшего
развития» ребенка [15, 96].
В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
В. В. Давыдов, называет воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности. Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер – ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и вначале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием [15, с. 40].
На основе положений о саморазвитии ребенка Н. Н. Поддьяков сформулировал концептуальный подход к формированию детского творчества [46, с. 55].
Первое направление – развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт: жестко фиксированные, стандартизированные способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый, но в процессе усвоения он преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Происходит трансформация каждым ребенком нового знания, приобретающего в результате этого свой колорит, свои особенности. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании.
Второе направление – когда творческий процесс представляет особую форму качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот процесс осуществляется в виде многообразия поисковой деятельности. По выражению Н. Н. Поддьякова, именно различные формы поисковой деятельности являются «ядром» различных видов творчества [46, с. 39].
Третье направление – когда яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных утилитарных задач. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детства ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.
Ю. Е. Калугин считает что, психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое. Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения – это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности [33, с. 53].
Информация о работе Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста