Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:09, курсовая работа
Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЛЛЬНОСТИ…………
1.1. Сущность понятия «творчество»…………………………………………
1.2. Особенности развития творчества в дошкольном возрасте……
1.3. Анализ программ «» по проблеме исследования …………………
Выводы по первому разделу……………………………
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………
2.1. Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста …
2.2. Педагогические условия ……………
2.3. Результат опытно-экспериментальной работы…
Выводы по второму разделу…………………………………………………….
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Истоки творчества лежат именно в дошкольном возрасте, а творчество ребенка связано с развитием его воображения. Исходя из того, что личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом, В. В. Давыдов связывает становление личности ребенка, прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у него интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания нового, и поэтому основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей [15, с. 57].
Обобщая вышесказанное, Н. Н. Поддьяков приходит к выводу, что ключевым моментом развития творчества ребенка-дошкольника является формирование особой структуры его опыта - эвристической структуры, выступающей как продукт организованной определенным образом деятельности детей и как основа совершенствования и развития этой деятельности [46, с. 56].
Одной из существенных особенностей творчества является сосредоточие многих психических сил, что подчёркивает его индивидуально – личностный характер. Это восприятие, образные представления, воображение, образное мышление, эмоции, чувства. Эти психические силы, как внутренние силы творчества, отличаются в дошкольном возрасте известным своеобразием. С одной стороны, они уже «включены» в творческий процесс, а с другой – они развиваются в нём. Как подчёркивает Н. А. Ветлугина, у детей нет ещё той глубины, концентрации, той длительности всех психических сил, направленных на реализацию задуманного, которыми они характеризуются у художника. Но все психические процессы уже достаточно дифференцированы по своему содержанию, характеру, силе [12, с. 75].
Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение, так пишет Е. И. Николаева [40, с. 5].
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов, следует что творчество, как и способность к нему, может развиваться, причем развиваться непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований. Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.
Как отмечал Н.Н. Поддьяков, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. В возрасте 4 – 6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей [45, с. 67].
Исследования многих педагогов показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6 – 7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Психологи и педагоги: В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка [60, 91].
Н.А.Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим [, 53]. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно потому Н.П.Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.
1.3. Анализ программ «» по проблеме исследования
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений.
Информация о работе Выявление уровня творческого развития детей дошкольного возраста