Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:25, реферат
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
1. Актуальность проблемы - с. 3 - 4
2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды
в МКОУ С(К)ОШ - с. 4 - 7
2.1 Принципы создания коррекционно-развивающей среды с. 4
2.2. Цели и задачи - с. 5
2.3. Практическая значимость - с. 5-7
3. Комплексное взаимодействие подразделений МКОУ С(К)ОШ , обеспечивающих единую коррекционно-развивающую среду - с. 7 -
3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности - с.7-8
3.2.Основные функции субъектов образовательного процесса по обеспечению коррекционно- развивающих условий в МКОУ С(К)ОШ - с.8-10
3.3.Особенности образовательного процесса - с. 10- 11
3.5. Воспитательная работа - с. 12-13
3.6. Организация деятельности группы продленного дня – с. 14-17
3.7. Взаимодействие со специалистами – с. 18-19
4. Список литературы – с. 20
Управление образования администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
(МКОУ С(К)ОШ)
РЕФЕРАТ
Тема.
Взаимодействие специалистов Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по созданию коррекционно-развивающей среды.
г. Выкса
2013 г.
Содержание.
1. Актуальность проблемы - с. 3 - 4
2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды
в МКОУ С(К)ОШ - с. 4 - 7
2.1 Принципы создания
коррекционно-развивающей
2.2. Цели и задачи - с. 5
2.3. Практическая значимость - с. 5-7
3. Комплексное взаимодействие подразделений МКОУ С(К)ОШ , обеспечивающих единую коррекционно-развивающую среду - с. 7 -
3.1. Алгоритм развития познавательной деятельности - с.7-8
3.2.Основные функции
субъектов образовательного
3.3.Особенности
3.5. Воспитательная работа - с. 12-13
3.6. Организация деятельности группы продленного дня – с. 14-17
3.7. Взаимодействие со специалистами – с. 18-19
4. Список литературы – с. 20
1. Актуальность проблемы.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманизация образования предполагает его ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни (А.М.Новиков). Свойства личности в этом случае не задаются, но создаются условия для развития изначально имеющихся у ребёнка качеств.
Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. Они же легли в основу появления в России нового типа образовательных учреждений – школ адаптивного типа. Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами.
Закон об образовании в Российской Федерации» №475-ФЗ от 21.12.20012 г, вступивший в силу с 01.09.2013 г. определяет приоритетные цели и задачи, включающие не только обеспечение доступности бесплатного образования (ст. 5), но и создание условий для формирования успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков (ст. 79)
В связи с этим встает особая задача по обеспечению социально-психологических и педагогических условий интеграции детей и подростков с различными отклонениями в развитии в социокультурную среду.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа VIII вида (образовательное учреждение) является маленькой частичкой большого образовательного пространства городского округа город Выкса.
Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия в образовательном учреждении для детей с умственной отсталостью в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, особое внимание уделяется организации коррекционно-развивающей среды, направленной на создание модели коррекционной школы, работающей в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития города и района.
2. Концептуальные основы коррекционно-развивающей среды
в МКОУ С(К)ОШ.
Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь). При этом целесообразность жизнедеятельности определяется соответствием создаваемых условий и средств особенностям развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям. А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений здоровья и развития.
2.1 Принципы создания коррекционно-развивающей среды:
Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” ребенка и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.
Коррекционно-компенсирующая направленность образования. Создает возможность для компенсации утраченных или неполноценных функций организма.
Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.
Деятельный подход. Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.
Дифференцированный и индивидуальный подходы. Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.
В образовательном учреждении создана система коррекционно-развивающих условий, способствующая развитию эмоционально-волевой и поведенческой сферы, познавательных способностей, решению проблем обучения, сохранению психологического здоровья учащегося путем активизации развивающей деятельности всех участников образовательного процесса.
2.2. Цели и задачи.
Цель такой системы – совершенствование коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями.
Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:
- выделить основные
компоненты коррекционно-
- определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве школы;
- выделить критерии
оценки эффективности
- разработать методические
рекомендации - по организации коррекционно-
- разработать алгоритм
моделирования коррекционно-
- разработать пакет нормативной документации по организации обучения умственно отсталых детей в условиях общеобразовательного учреждения.
2.3. Практическая значимость совершенствования коррекционно-развивающей среды заключается в том, что внедрение её результатов в практику позволит:
- создать в образовательном учреждении, адаптивную образовательную среду, соответствующую особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющую педагогам эффективно решать коррекционно-развивающие задачи;
- обеспечить условия для реальной дифференциации образовательного процесса, возможность одновременной активной работы на уроке детей с разным уровнем познавательных возможностей;
- качественно улучшить социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в условиях единой образовательной, коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения, создающей условия для успешности адаптации.
- содействовать семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья , способствовать сохранению внутрисемейных связей, активнее привлекать родителей в решение развивающих и коррекционных задач.
Что мы понимаем под “развивающими условиями”?
"Развить –
довести до определенной
Термин “развитие” в словаре трактуется как “процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное”, а “развивать” – значит “способствовать возникновению и усилению каких-либо свойств, качеств, а также сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор” [19, с. 796].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что “процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны “рекламации” – нельзя возвратить юношу в школу для “доделки”, “доразвития”” (Д.Б. Эльконин, 1980, с. 60).
Условия – здесь: обстоятельства; внешнее окружение; все то, что образует среду течения какого-то процесса и влияет на само протекание процесса.
Таким образом, под коррекционно-развивающими условиями мы понимаем создание своеобразного развивающего "поля" вокруг ребенка, которое бы способствовало раскрытию личностного потенциала обучающегося, его индивидуальности, познавательной сферы, и проявлению творческих способностей каждого ребенка.
В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С. Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П. П. Блонский), “окружающая среда” (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В психологическом контексте, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Наиболее значимой для нашего описания является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы.
Это такие компоненты как: