Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 19:52, реферат
В повседневной жизни: в поездах, автобусах и просто на улицах мы постоянно сталкиваемся с глухими людьми. Они всегда привлекают повышенное внимание публики: люди, усиленно делая вид, что их это абсолютно не интересует, все же исподтишка наблюдают за глухими. А что в этот момент чувствуют люди с ограниченными возможностями общения? Трудно ли это? Каково прожить жизнь не услышав ни слова? Что чувствует человек, вся жизнь которого заключена в рамках его внутреннего мира?
Введение
В повседневной жизни: в поездах, автобусах и просто на улицах мы постоянно сталкиваемся с глухими людьми. Они всегда привлекают повышенное внимание публики: люди, усиленно делая вид, что их это абсолютно не интересует, все же исподтишка наблюдают за глухими. А что в этот момент чувствуют люди с ограниченными возможностями общения? Трудно ли это? Каково прожить жизнь не услышав ни слова? Что чувствует человек, вся жизнь которого заключена в рамках его внутреннего мира?
Вот что по этому поводу ответил бы глухой человек: «Положи кончики пальцев себе на горло, скажи вслух: “П!” - запомни ощущение пальцев. Теперь “Б!” - сравни. Теперь “Г” и “К”. Почувствовал различия? Запомнил? А теперь представь, что ты не слышал того, что только что произнес, и звуки для тебя - это только вибрации на кончиках пальцев. При этом тебе три года. Хочется бегать и играть. А надо учиться разговаривать - вот так, с рукой на горле, перед зеркалом. Несколько часов. Ежедневно. А когда ты хочешь что-то обсудить с мамой, она делает вид, что не понимает тебя - чтобы сказал четче. Поправляет, когда ты неправильно произносишь звуки или путаешь окончания, даже если ты рассказываешь что-то безумно важное. А когда она отвечает - ты изо всех сил напрягаешься, чтобы узнать в шевелениях губ очертания знакомых слов, тебе очень трудно, хоть ты уже неплохо справляешься. Через полчаса такой концентрации внимания мозг просто отказывает. А если приходится общаться с незнакомыми - к чужим губам надо привыкнуть, не дай Бог, усы, или человек говорит вполоборота, или прикрывает рот рукой… »
Процент глухих людей в большинстве стран довольно высок, поэтому я думаю, что эта проблема довольно актуальна сегодня. Да и просто после ознакомления со всеми темами я поняла, что меня очень заинтересовала данная. Мне захотелось поглубже ознакомиться с этой проблемой, узнать, каким образом глухие люди общаются между собой, изучить характер данного общения.
Более того, многие
образованные люди сегодня
1. Слух и речь. Роль слуха в формировании речи.
Любой маленький ребенок с рождения издает звуки: плачет, ноет, потом гулит, лепечет, повторяет за родителями звуки, слоги, постепенно учит слова - научается разговаривать. Он с самого начала настроен на общение со взрослым и постепенно учится это делать - не только с помощью речи, но и с помощью мимики (он может сделать жалобное выражение лица, выразительно глядя на конфету), жестов (указывая пальчиком), действий и интонаций (если пальчик не помог - может топнуть ногой). При этом речь формируется постепенно - от “детских” слов, когда один слог может означать половину словаря, до развернутых фраз; от “контура” слова до четкого произношения всех звуков. И слух играет в этом процессе колоссальную роль: ребенок слышит образец, пытается ему подражать и, слушая то, что получается, постепенно совершенствуется.
Именно из-за роли слуха в формировании речи его потеря или снижение остроты наиболее нежелательно в раннем детстве. Потребность общаться у ребенка есть, но овладение речью само, как у слышащих сверстников, не происходит. Хорошо, если проблему можно решить слуховым аппаратом - пусть он и дорогой, но если удастся достать - ребенок научится говорить, сможет ходить в массовую школу. Сурдопедагогу или логопеду нужно будет лишь немного подкорректировать произношение, помочь с грамматикой. А если слух снижен настолько, что слухопротезирование не помогает? Или постоянное напряжение слабослышащего ребенка с аппаратом (звуки ведь еще надо распознать) привело к еще большей тугоухости? Тогда надо заниматься, заниматься, заниматься - перед зеркалом, с пальцами на горле, часами…
«Глухонемые» или «глухие»?
Некоторые считают, что термин «глухонемые» уже около 50 лет вообще не употребляется в сурдопедагогике. Считается, что не бывает глухонемых людей, что все говорят. Пусть порой невнятно, но говорят. Их этому с детства учат специально обученные люди - сурдопедагоги. У глухих есть свой язык - язык жестов. И, несмотря на то, что он включает в себя гораздо меньше слов и выражений, чем русский язык (раз в 20, если не больше), но это все равно равноправный язык.
Так почему же некоторые люди лишены возможности распознавать звуки?
В норме звуковые волны, пройдя через наружный слуховой проход, достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания. Эти колебания через систему слуховых косточек передаются в улитку - орган, где давление волн преобразуется в нервные импульсы. Таким образом, наружный слуховой проход, барабанная перепонка и слуховые косточки составляют звукопроводящую систему, а улитка является органом, воспринимающим звук. Потеря слуха возможна вследствие нарушения проведения звука к улитке, повреждения самой улитки, нарушения передачи нервных импульсов от улитки в мозг или неспособности мозга правильно «расшифровать» полученные импульсы. Существует несколько видов нарушений слуха.
Один из них - кондуктивная глухота (нарушение звукопроводимости). Любое нарушение, препятствующее нормальному прохождению звука, приводит к тугоухости. Во многих случаях такого рода нарушение поддается лечению. Самой распространенной причиной нарушения звукопроводимости может стать скопление жидкости (гноя) в полости среднего уха за барабанной перепонкой или закупорка слуховой трубы. Закупорка может произойти в результате обычной инфекции носоглотки или разрастания аденоидов. Нарушения звукопроводимости могут быть связаны и с повреждением слуховых косточек. В ряде случаев их заменяют керамическими или пластиковыми протезами. Еще одна форма нарушения звукопроводимости - отосклероз, прогрессирующее заболевание, которое обычно возникает в молодом возрасте. Как правило, это семейное заболевание. Эта проблема решается с помощью хирургической операции.
Нейросенсорная глухота - потеря слуха, вызванная неспособностью улитки превращать механические колебания в слуховые нервные импульсы. Преобразование механических колебаний в нервные импульсы осуществляется тонкими волосковыми клетками улитки, которые могут быть механически повреждены в результате длительного воздействия интенсивного шума, например канонады или грохота станков. Волосковые клетки также могут быть разрушены некоторыми антибиотиками и другие лекарственными средствами, а также тяжелыми инфекциями, например менингитом. Постепенная дегенерация улитки нередко развивается с возрастом (старческая тугоухость) или в результате некоторых наследственных заболеваний. Если слуховой нерв не затронут, то слух удается частично восстановить путем вживления электрического стимулятора (улиточного протеза). Передача нервных импульсов от улитки в мозг иногда бывает заблокирована опухолью, давящей на слуховой нерв. Многие части слухового анализатора чувствительны к нарушению кровотока и кислородному голоданию, поэтому нарушения мозгового кровообращения могут вызвать как нейросенсорную глухоту, так и ухудшение перцепции, вызванное повреждением слуховой коры мозга.
2. Значение обучения глухих устной речи.
Глухой ребенок от рождения
без специального обучения его сурдопедагогом-
Конечно же, глухота, вызывает чувства жалости и сострадания. Мне очень импонирует взгляд на эту проблему Л.С. Выготского. Высшее проявление гуманизма он видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а, наоборот, в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал - не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов”. Таким образом, вернемся к вопросу об обучении глухих.
Большинство глухих людей все же обладают остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки. То есть, дети с нарушениями слуха могут научиться разговаривать. Тем, у кого потеря слуха небольшая, это немного проще, но в любом случае, это колоссальная работа, адский труд. Смысла занятий дети вначале не понимают - ведь они не слышат ни нашей речи, ни собственной. Все вокруг шевелят губами - и они шевелят, а зачем - не знают. Со стороны родителей и ребенка потребуется огромное терпение; обучение маленького глухого устной речи может стоить им не только сил, нервов и денег, но и отношений. Неслышащим детям просто трудно долго и много разговаривать - и общение сводится на нет, увеличивается дистанция, доверие сходит на нет. А если родители полностью перейдут на язык жестов, тогда стимула учиться разговаривать не будет - и глухой ребенок окажется фактически немым, хотя на самом деле весь его речевой аппарат полностью сохранен.
Но непроизвольно маленький глухой ребенок тянется к жесту с самого начала - придумывая какие-то свои обозначения тех или иных понятий, потом подхватывая общепринятые от старших детей в детском саду или школе. Ведь такой язык учится быстрее и проще любого иностранного или “разговорного”, он наглядный и часто очень понятный без переводчиков.
Недостаток слуховых
впечатлений обедняет
Но даже в условиях
специального обучения
Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребёнка в момент наступления глухоты, наличия остатков слуха и умения их использовать, владения грамотой к моменту потери слуха, условий развития и индивидуальных особенностей.
Чем младше потерявший
слух ребёнок, тем скорее и
сильнее нарушается и даже
распадается его речь. Важно как
можно раньше начать
Одно из основных
условий полноценного развития
оглохших дошкольников - пребывание
их в говорящей среде и
Слабослышащие дети
страдают понижением слуха (
Уровень развития речи
зависит главным образом от
степени нарушения слуха,