Защита прав и правовое воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в данной контрольной работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачи данной контрольной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить уровень правовой культуры дошкольников;
Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.
Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Социально-правовые основы защиты прав детей
1.1 Нормативные основы защиты прав детей………………………………6
1.1.1 Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей……………………………………..8
1.2. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре………………………………………………………………………….11
1.3 Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре………………………………………………………………...………..14
Глава II. Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе
2.1. Программное содержание и проведение занятия «Моё имя»..………….19
2. 2. Анализ занятия…………………………………………………………..…26
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

контрольная р-та по дош.педагогике.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  Педагогический

Университет имени И.Н.Ульянова.

 

 

 

 

Кафедра дошкольной педагогики

Контрольная работа

по дошкольной педагогике на тему:

«Защита прав и  правовое воспитание ребенка»

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Заочного отделения

Группы ДПП

Макарова М.И.

 

Проверила:

Майданкина Н.Ю.

 

 

Ульяновск 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Социально-правовые основы защиты прав детей

    1. Нормативные основы защиты прав детей………………………………6
      1. Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей……………………………………..8
    2. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре………………………………………………………………………….11

1.3 Обобщение опыта педагогов  по приобщению дошкольников к  правовой культуре………………………………………………………………...………..14

Глава II. Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе

2.1. Программное содержание  и проведение занятия «Моё  имя»..………….19

2. 2. Анализ занятия…………………………………………………………..…26

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...30

 

Введение

Специфика и основная направленность социальной политики в области детства  в современных условиях заключается  в смягчении для детей негативных последствий, происходящих в обществе, процессов и создание условий  для видоизменения действующих  и возникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности, реализовать интересы детей.

Теоретические разработки в  сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать  в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и  самосовершенствованию.

В настоящее время одной  из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье

Анализ литературы показывает, что в современной науке к  изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию  с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как  систему норм, выражающих государственные  веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного  отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И. Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют  внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных  и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н. Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

Организацию и эффективность  правового воспитания изучали Д.А. Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Под правовым воспитанием они  понимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных  и взаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитания необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.

Методику правового воспитания учащихся разработали В.В. Берман, В.А. Кищин, Л.В. Лазарева, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, Л.А. Пэк., Я.В. Соколова, В.В. Тищенко. Социально-педагогические основы правового  воспитания учащихся, круг юридических  знаний, формы внеклассной и внешкольной  работы рассматривали Г.П. Давыдов  А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и др.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова  отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о  самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему  эти знания, но и формировать оценочное  отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять  полученные знания в разнообразных  формах собственной деятельности дошкольника.

Белорусскими учеными изучаются  проблемы социально-правового развития семьи и семейного воспитания в самых многообразных аспектах: Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Н.А.Цыркун – психология взаимоотношений и  общения в семье; С.С.Бубен, Л.И.Смагина, Т.В.Кабуш, В.В.Чечет – правовые и  социально-педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в  семье; В.Ф.Володько, В.Г.Сенько, В.В.Чечет  – вопросы педагогической культуры родителей; В.П.Дуброва, Т.М.Коростелева, Г.И.Куцебо – сотрудничество дошкольного учреждения и семьи.

Целью исследования в данной контрольной работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачи данной контрольной работы:

- изучить психолого-педагогическую  литературу по теме исследования;

- выявить уровень правовой культуры  дошкольников;

Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.

Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

 

 

Глава I. Социально-правовые основы защиты прав детей.

    1. Нормативные основы защиты прав детей.

Право – это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  норм и правил, регулирующих отношения  людей в обществе.

Благодаря праву человек  получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих  прав.

Уже в XIX веке на страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Наиболее же значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной  организации Международный союз спасения детей Декларации "О правах ребенка" (Женевская декларация), где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей "ввиду их физической и умственной незрелости", что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.

Созданной Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1945 году была разработана  и принята "Всеобщая декларация прав человека", в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства. "Всеобщая декларация прав человека" послужила развитию и принятию международных документов, в которых особое внимание было направлено на необходимость ограждения самых слабых – стариков, женщин и детей – от напастей войны. Были приняты такие правовые акты как: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г и другие.

Необходимость разработки мер  по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала  выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН  – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка  по нескольким направлениям:

- разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью  подготовки международных стандартов  в области прав ребенка;

- создание специального  контрольного органа по защите  прав ребенка;

- содействие приведению  национального законодательства  в соответствие с международными  обязательствами;

- оказание международной  помощи через Детский фонд  ООН;

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.

К основным международным  документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

  1. Декларация прав ребенка (1959);
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Наиболее полный спектр прав человека отражен в настоящее  время в Международном билле  о правах человека, куда вошли: Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах и Международный  пакт о гражданских и политических правах, правам детей посвящены отдельные  статьи.

Большое внимание несовершеннолетним уделено в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах, так в ст.10 записано, что  "семье… должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь – в особенности … пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особые меры помощи должны приниматься в отношении охраны детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации".

 

      1. Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей.

Декларация 1959 г. послужила  основой для подготовки Конвенции  "О правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.

В данном документе впервые  ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной  защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Значение этого международного документа состоит также в  том, что впервые в рамках Конвенции  был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет  рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению  положений Конвенции.

Основная идея Конвенции, состоящей из 54 статей, заключается  в наилучшем обеспечении интересов  ребенка. В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных; закрепляется право ребенка  на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение  своего мнения и на то, чтобы его  учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

Она расширяет юридические  аспекты прав человека, обеспечивая  защиту детей от всех форм эксплуатации, касаясь вопроса о детях меньшинств и коренных групп населения, затрагивая проблемы злоупотребления наркотиками  и отсутствия заботы о детях. В  Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе  и в обеспечении их защиты, а  также обязанность государства  помогать им в выполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации; дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического  или социального происхождения.

Таким образом, все государства, присоединившихся к Конвенции, берут  на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки  детства к конкретным мерам, способным  серьезно улучшить положение маленьких  граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.

Государства-участники принимают  необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и  грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Особо следует отметить выдвигаемые  конвенцией требования к образовательным  процессам. Так, в ст.29 отмечается, что  образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к  правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным  в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к  родителям, к самобытности, языку, к  национальным ценностям страны, в  которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка  к сознательной жизни в свободном  обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к  окружающей природе.

Признавая ребенка самостоятельным  субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни  в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы  равенства и солидарности".

Информация о работе Защита прав и правовое воспитание ребенка