Защита прав и правовое воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в данной контрольной работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачи данной контрольной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить уровень правовой культуры дошкольников;
Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.
Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Социально-правовые основы защиты прав детей
1.1 Нормативные основы защиты прав детей………………………………6
1.1.1 Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей……………………………………..8
1.2. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре………………………………………………………………………….11
1.3 Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре………………………………………………………………...………..14
Глава II. Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе
2.1. Программное содержание и проведение занятия «Моё имя»..………….19
2. 2. Анализ занятия…………………………………………………………..…26
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

контрольная р-та по дош.педагогике.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Всемирная декларация об обеспечении  выживания, защиты и развития детей  была провозглашена в 1990 году.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

· Семейный кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон «Об  основных гарантиях прав ребёнка  в Российской Федерации»;

· Закон «Об образовании»;

· Конституция Российской Федерации;

·Региональные нормативные акты: законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации; постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

 

1.2 Особенности  приобщения дошкольников к нравственно-правовой  культуре.

Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто  непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления  о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных  документах, а также способы их реализации в различных жизненных  ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

- помочь ребенку понять  и осмыслить свои элементарные  права;

- формировать чувство  самоуважения, уважения к собственным  правам и правам других людей;

- развивать стремление  ребенка реализовывать свои права,  не нарушая прав окружающих  его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить  ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию  своей индивидуальности и человеческого  достоинства.

Правовое воспитание дошкольника  начинается с воспитания у него чувства  собственного достоинства, уважения к  самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей  и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать  атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а  самому ребенку предоставить возможность  реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность  высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение  к мнению других, уметь оказывать  помощь и принимать ее. Без этого  не могут развиваться такие необходимые  каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право  быть любимыми, равными среди других.

Правовое образование  дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и  понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

  1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
  2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
  3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
  4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с  их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

Правовое воспитание и  образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием, а также тесно взаимосвязано  с основными разделами базисной программы "Пралеска".

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый  детям комплекс знаний о жизни. Они  являются дополнением к знаниям  об окружающем мире, социальной действительности.

Воспитание гражданина, активно  участвующего в жизни общества, предполагает знакомство с правом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.

Ознакомление с правами  человека способствует нравственному  становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного  учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности  за свое здоровье, необходимости его  беречь и укреплять, осваивать способы  оздоровления и безопасного поведения.

Необходимо также помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит  от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов  и родителей, а также эффективности  средств и методов первоначального  правового образования.

 

1.3 Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре.

Изучая специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по правам детей, разработанных и предложенных специально для работы с дошкольниками.

Знакомить детей  с их правами можно и вне  занятий. Так, Ю.А. Акимова не предлагает специального разработанного занятия, однако в своей работе она показывает, что можно развивать представления детей о своих правах в повседневной жизни. Тема исследования – "Защита прав ребенка в творчестве Астрид Линдгрен".

Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные  по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные  и авторские сказки. Ю.А. Акимова  предлагает развивать представления  детей о правовой культуре путем ознакомления с творчеством Астрид Линдгрен.

Книга «Малыш и Карлсон», который живет на крыше" - книга, имеющая социальный и педагогический подтекст, адресованная не только детям, но и взрослым. Из повести-сказки читатель узнает о жизни и проблемах большого города, начинает понимать, что в мире, который кажется веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Трилогия о Карлсоне, как и другие произведения Линдгрен, формирует активное, действенное отношение к жизни, желание помогать слабым и незащищенным.

Так, по словам Ю.А.Акимовой, "в своих книгах Астрид Линдгрен выступает в защиту прав ребенка: его права на индивидуальность, самовыражение, самостоятельность в поступках. Она категорически не согласна со стремлением некоторых родителей "уничтожить" в ребенке одни черты и "воспитать" другие. Автор призывает изучать ребенка, с пониманием относиться к различным проявлениям его характера, спокойно реагировать на "негативные" (с позиции взрослого человека) поведенческие реакции".

Заведующая МДОУ № 29, г. Пскова Ольга Калыта предлагает проект, имеющий  своей целью разработку, апробацию  и внедрение модели системы правового  воспитания в детском саду. Данный проект основывается на социальном партнерстве  дошкольного образовательного учреждения с родителями и повышение уровня правовой культуры персонала.

Одним из действенных инструментов повышения уровня правовой культуры родителей авторы проекта считают  родительские собрания. Предлагается авторами также вариант проведения родительского собрания по теме "Поощрять или наказывать?". Перед собранием проводится также и предварительная работа – анкетирование родителей. Также предложен ряд вопросов для анкетирования детей (проводится в ходе индивидуальной беседы). Далее проводится обработка результатов анкетирования; изготовление пригласительных билетов на родительское собрание; составление памятки для родителей.

Авторами предлагаются также  методические рекомендации к проведению родительского собрания. Так, предлагается вместе с родителями ознакомиться с  плакатами на тему "Контроль и правила в жизни ребенка", "Сферы жизни, в которых запреты ребенку просто необходимы".

Приводятся в статье и  рекомендации для родителей по вопросу  установление правил и запретов для  ребенка. Так, среди прочих, можно  назвать такие рекомендации: "не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми", "давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных", "давайте позитивные указания: говорите ребенку о том, что ему делать, а не о том, что ему не делать".

В статье социального педагога МДОУ детского сада "Елочка" (пос. Двинской, Архангельской области) Л.В. Калининой "Изучаем права вместе с любимым персонажем", также уделяется внимание использованию художественной литературы в работе с детьми. Автор разработала цикл занятий для детей подготовительной к школе группы.

Так, для рассмотрения и  использования в практической деятельности автор предлагает занятие "Право на семью, заботу родителей, семейные связи".

Данное занятие автор  предлагает начинать с беседы: кого называют родственниками, что означает слово "род". Далее составляется с помощью фотографий генеалогическое дерево. Также данное занятие предлагает предварительную работу с родителями (они читают ребенку сказку "Золушка", "Двенадцать месяцев", "Морозко").

Также в цикл занятий входит следующее: "Право ребенка на медицинскую помощь". Начинается данное занятие беседой: откуда берутся болезни, кто и как заботится о здоровье детей.

В занятие на тему "Право на личное имущество" входит чтение рассказа Н.Носова "Огурцы", беседа по содержанию, а также игра "Попроси игрушку".

Кроме цикла занятий с  дошкольниками, автор приводит фрагмент разработанного родительского собрания "Литературно-правовой аукцион с детьми и родителями".

Т.С. Лобанком было составлено пособие для педагогов, руководителей  учреждений, обеспечивающих получение  дошкольного образования "Приобщаемся к нравственно-правовой культуре". Данное пособие состоит из 4-х разделов и приложений. Первый раздел раскрывает особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре. Второй раздел представляет собой цикл занятий по правам ребенка. Так, автор предлагает занятия на следующие темы: "Что такое право", "Право на жизнь", "Право на охрану и укрепление здоровья", "Право на семью", "Право на жилище", "Право на защиту и самозащиту", "Право на имя", "Право на собственность", "Право на игру", "Право на отдых", "Право на собственное мнение".

Раздел №3 называется "Учимся правам в повседневной жизни". В данном разделе указывается как развивать представления дошкольников о правах вне специально посвященных этой теме занятий".

Раздел №4 имеет название "Учимся правам вместе с семьей". В данном разделе представлены формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в процессе ознакомления детей с правами ребенка.

В приложениях представлены возможные варианты символов прав ребенка, которые предлагается использовать в процессе занятий. Также автором  даны рекомендации по диагностике степени  сформированности уровня правовой культуры у детей и их родителей, диагностика  нарушений прав ребенка в семье.

Автором предлагаются различные  материалы для консультирования родителей ("Право Вашего ребенка быть "самее" Вас", "Право на любящих и все понимающих родителей", "Право ребенка на гуманные методы воспитания").

 

Информация о работе Защита прав и правовое воспитание ребенка