Защита прав и правовое воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в данной контрольной работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачи данной контрольной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить уровень правовой культуры дошкольников;
Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.
Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Социально-правовые основы защиты прав детей
1.1 Нормативные основы защиты прав детей………………………………6
1.1.1 Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей……………………………………..8
1.2. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре………………………………………………………………………….11
1.3 Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре………………………………………………………………...………..14
Глава II. Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе
2.1. Программное содержание и проведение занятия «Моё имя»..………….19
2. 2. Анализ занятия…………………………………………………………..…26
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

контрольная р-та по дош.педагогике.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Глава II. Конспект занятия по правовому воспитанию

в подготовительной группе.

2.1. Программное содержание и проведение занятия «Моё имя».

Программное содержание:

• Закрепить представление  детей о своих правах;

• Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий  на планете Земля, имеет право  на имя;

• Дать представление о  важности права на имя;

• Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество;

• Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;

• Воспитывать чувства  самоуважения и уважения к другим.

Материал:

• книга «Азбука прав»;

• фотографии воспитателя  в разные возрастные этапы;

• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

• картинки с изображением сказочных героев;

• клубок ниток, мяч;

Список используемой литературы:

  • Антонов В.А . Изучаем права ребёнка. –«Вита-Пресс», 1997.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребёнок, и я имею право. – М.: Издательство Скрипторий 2002, 2007. – 97с.
  • Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
  • Антонов В.А. Изучаем права ребёнка. –«Вита-Пресс», 1997.
  • Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное./ Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка, - М.:ТЦ Сфера, 2008.-114с.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с ним познакомимся. Маленького человечка зовут Кирюша.

Он прибыл к нам из одной  удивительной страны. Послушайте историю  Кирюши о его стране.

В волшебной стране этого  человечка живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а  другие маленького роста, как Антошка. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших  и маленьких людей смущает  Антошку. Большие люди всегда очень  серьезные, занятые, они почти никогда  не шалят и не играют, как маленькие  человечки. И еще очень часто  говорят: «Я имею право…», «Это мое  право…», а о правах маленьких  человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Кирюше о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей?

Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».

Воспитатель: Почему это международный документ?

Ответ: Потому что этот документ подписали люди всей планеты.

Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы?

Игра с мячом  «Назови право».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Кирюша расскажет маленьким человечкам о правах детей.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым правом, о котором вы еще не знаете. А ты, Кирюша, тоже слушай и запоминай. Но сначала, ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся?

Дети: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это?

Дети: Имя.

Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.

Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?

Ответ: «Андрюшенька» - это  мальчик, а «Анна Петровна» - это  тетенька.

Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого  «Ксюша». Что можно сказать про  этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Дети: Может быть новое право – это право на имя?

Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. Кирюша, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего понравится. И я впишу в него твое имя.

Рисование " Нарисуй  узор, какой ты хочешь"

(Дети  раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Кирюша выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя, и показывает свидетельство детям).

Воспитатель: Любимый наш, Кирюша, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.  

Воспитатель: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

Человек проносит имя через  всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и  в огне не горит».

Воспитатель: А вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый букет! Он непростой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Каждый цветок – ребенок. А на лепестках написаны ласковые, любимые имена детей. Те, которыми называют их дома. (Воспитатель зачитывает некоторые имена, их значение, а дети рассматривают букет). Я предлагаю поместить этот букет в раздевальной комнате, чтобы все, кто к нам приходит, смогли узнать эти имена. Ведь каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель демонстрирует  свои фотографии и рассказывает: имя  сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту  девочку ласково: Наташенька. Девочка  выросла, стала взрослой. Сейчас она  уже воспитатель. Вы догадались, о  ком я говорю? Конечно же, о  себе. Моя мама по-прежнему зовет  меня ласково. Как? Наташенька. Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Наталья. А в детском саду я для всех Наталья Александровна.

Воспитатель: Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Антошенька в школе станет Антоном. Никитушка – Никитой. Лизонька–  Елизаветой. А как станут называть нашего гостя Кирюшу?

Дети:: Кирюшу станут называть Кириллом.

Воспитатель: Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Ответы детей. (Воспитатель  помогает детям.)

Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к этому занятию, то нашла много загадок про имена, но они сказочные. Попробуйте их отгадать:

1. В деревне, в белом  домике жила маленькая девочка,  такая хорошенькая – просто  прелесть. По деревне она всегда  ходила в нарядной красной  шапочке, поэтому все ее называли  …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана  на зеленом листике сидела  девочка. Она была маленькая-маленькая,  всего в один дюйм. Ее так  и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая,  как снежок, и кругленькая, как  комок, говорит старикам: «Я из  вешнего снегу скатана, вешним  солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена  жили в маленьком домике на  краю леса дровосек с женой.  Жили они хорошо, нежно любили  друг друга, только вот детей  у них не было. И вот родился  у них чудесный мальчик –  маленький, как мизинчик. Потому-то  родители и назвали его …  (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве  Королева родила девочку с  волосами черными, как вороново  крыло, алыми губами и лицом  белым-белым как снег. Поэтому  ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания  работы бедная девочка обычно  садилась в уголке комнаты,  у камина, рядом с золой, где  было тепло, и поэтому вскоре  ее прозвали … (Золушкой)

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Отрывок о том, как Незнайка стал поэтом.)

Воспитатель: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил  цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.

Воспитатель: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Дети: Нет, мне его стихи не понравились. А мне эти стихи понравились.

Воспитатель: А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Воспитатель: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

Игра «Волшебный клубок»

А сейчас я предлагаю сыграть  в игру «Волшебный клубок». (Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами  или просто ласковыми словами. Это  могут быть названия цветов, рыбок, зверюшек, фруктов…)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет  право на имя.

Воспитатель: Ребята, нашему гостю Кирюше очень понравилось наше занятие. Он хочет прийти к нам еще. Давайте пригласим его. Конечно, Кирюша, приходи. Мы расскажем тебе о других правах маленьких детей. А что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Домашнее задание: сделать  с родителями визитную карточку ребенка.

 

2.2. Анализ занятия.

Данное занятие методически  построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о правах каждого ребенка, достижение взаимопонимания. Установление положительного эмоционального фона.

На протяжении всего занятия  у детей поддерживалась мотивация.  
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.  
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.  
Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей. Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности. В конце занятия предлагалось провести работу с родителями.

Информация о работе Защита прав и правовое воспитание ребенка