Жизненный и творческий путь Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Между этими двумя датами пролегла дорога ее жизни, полная великих педагогических открытий, философского смысла и борьбы за права детей. Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом.

Файлы: 1 файл

Жизненный и творческий путь Марии Монтессори.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Приведем несколько сенсорных  Монтессори-материлов, обращая внимание на то, что это лишь малая часть  разработанных ею, а также ее последователями  материалов . 

Для развития слуха 

Шумящие цилиндры Колокольчики

(погремушки с разным наполнителем)

Для развития осязания

Для развития вкуса – вкусовые стаканчики.

Для развития термического чувства  – термические бутылочки.

Для развития обоняния – баночки  с запахами.

Для развития барического чувства  – весовые таблички.

Каждый материал содержит в себе возможность контроля над ошибками, что позволяет ребенку самостоятельно работать с ним, без помощи учителя. Материал эстетичен. Он как бы зовет ребенка «возьми меня». Материал стоит на полке в единственном экземпляре и позволяет ребенку сделать свой внутренний выбор. Он устроен таким образом, что малыш, взяв его, готов продолжать работу, проявляя активность и инициативу, повторять ее неоднократно.

Развитию сенсорики и творческого мышления помогает самостоятельная художественная деятельность ребенка. В учебном пространстве класса выделен уголок-ателье, где на полках стоят баночки с красками, кисти, коробки с глиной и пластилином, клей, цветная и белая бумага, воск и восковые мелки, природный материал для создания орнаментов и художественных поделок.

В результате года работы с сенсорным  материалом в специально организованной развивающей среде дети 2,5-5,5 лет приобретают следующие понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения – уменьшения (понятия «большой – средний – ма-ленький», «толстый – тонкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цве-тов); различают шершавые и гладкие поверхности; подбирают предметы по степени их шершавости; определяют ткань: толстая – тонкая, грубая – нежная, рыхлая – прочная; называют наиболее простые ткани; различают ногами: шершавый – гладкий; различают шумы: громкий – тихий; подбирают пары шумов и звуков; различают звуки: высокий – низкий; способны повторить тон звуков, ритм; различают вес предметов (понятия тяжелый – легкий, тяжелее чем – легче чем); различают предметы: плоский – объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры: куб, шар, призма, пирамида, ко-нус, цилиндр, треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, параллело-грамм; различают: горячий – теплый – холодный, сладкий – кислый – горький – соленый; успешно работают кистью и красками, с глиной и пластилином; рисуют карандашами, фломастерами, пером; режут бумагу и ткань; прибивают гвозди, завинчивают гайки и болты; поют; дирижируют; сочиняют истории; танцуют; декламируют стихи.

• ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ  КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Материалы для формирования представлений ребенка о течении времени:

Материалы для формирования представлений ребенка о четырех земных стихиях.

Детям предлагается наблюдать эти материалы и проводить с ними простейшие опыты.

Программа предусматривает ознакомление с живой и неживой природой, с обитателями леса, воды, воздуха, с классификацией растений, животных, с их строением и процессами рождения, развития и смерти.

Биологические материалы 

Географические материалы 

Дети знакомятся с удивительными экзотическими созданиями природы: прекрасными раковинами, камнями, семенами, кораллами, грибами и т.д. В то же время они на-блюдают за местными растениями и животными, ухаживают за ними.

С помощью мельницы и различных  сит дети узнают, как мелют зерно, просеивают муку и пекут хлеб.

Хорошим дидактическим материалом является коробка с двумя дырками для рук, внутри которой шишка, камешек, сухой грибок, раковина, деревяшка, колосок, орех и пр.

Ребенок просовывает ручки в  коробку, ощупывает природный материал и по просьбе учителя или другого ребенка достает названный предмет.

Через активную творческую деятельность детям дается представление о труде взрослых, о различных профессиях. Они классифицируют карточки с изображением людей различных профессий, выполняют простейшие элементы профессиональной деятельности (стирают белье, забивают гвозди, рисуют, моделируют, сортируют овощи-фрукты, взвешивают, считают деньги, работают с компьютером, танцуют, декламируют, готовят пищу, сервируют стол, изготавливают украшения, выращивают цветы, ухаживают за животными и пр.).

В процессе работы с «космическими» материалами ребенок учится определять время (знает времена года, названия месяцев, дни недели, час, полчаса, четверть часа, минуту; запоминает свое имя, фамилию, день своего рождения). Ребенок использует измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы. Он различает живое-неживое, земные элементы (земля, вода, воздух, огонь); классифицирует, на-пример: человек, растения, животные; овощи-фрукты, цветы-деревья-кустарники, рыбы-птицы-звери; знает основное строение растений, названия частей тела человека, животных; различает сушу-море, остров, полуостров, перешеек, залив; знает названия континентов, некоторых стран и страны, города, где он живет, может показать их на карте; называет свой адрес, номер телефона; он объясняет смену дня и ночи, времен года; называет планеты и созвездия.

Все эти дидактические материалы  очень эффективны, потому что отвечают всем потребностям развития ребенка. Они  очень просты и ориентированны на особенности развития ребенка.

Один день в  детском саду Монтессори.

В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто- то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда учитель молча показывает способ работы с материалом.

Может ли ребенок во время свободной  работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся  здесь же, в одном из уголков, и  если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков  гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело – общая атмосфера рабочего дня.

Притягательность дидактического материала (недаром он прожил без изменений уже целое столетие!) захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала. В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

                                 Что такое Круг?

Кто-то из Монтессори-учителей назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто - то из детей заболел или кому - то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Учитель здесь ведет счет своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори - группы.

           Роль взрослого в педагогике Монтессори.

В одной из российских школ Монтессори-учителей попросили определить различия между  учителем или воспитателем традиционного  детского сада-школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения методов экспериментальной педагога и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учителя верят, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Для Монтессори-учителя характерно отступать на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика «помоги мне это сделать самому».

Если педагоги стремятся к освобождению детей и хотят увидеть естественные проявления их наклонностей, это не означает, что им следует сесть в углу классной комнаты и просто наблюдать происходящее. Ясно, что никакого освобождения ребенка не произойдет. Любой эксперимент требует подготовки. Прежде чем пустить детей в класс, Монтессори-учитель подготавливает специальную среду, в которой он будет наблюдать детей, и специальные предметы для их свободной деятельности.

Монтессори-учитель придает организации  специально подготовленной среды большое  значение, так как истинная свобода  человека сопряжена с освоением  им культурного пространства, которое значительно расширяется, если педагог заранее профессионально обдумывает его. У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимулами, и освобождение его духа приходит само собой, естественным путем без каких-либо взрослых вмешательств и, специальных педагогических приемов.

Но каждый культурный предмет, придуманный  человеком, имеет точное назначение и требует определенного обращения. Как в прочем и достояние живой природы, где все обусловлено и подчинено высшим законам. Никто, кроме взрослого, не может показать ребенку, как в мире людей обращаются с той или иной вещью, обозначить смыслы природных явлений. В группе детского сада Монтессори или школьного класса на полках стоят десятки предметов, которые в состоянии презентовать только профессиональный Монтессори-педагог, потому что в большинство из них вложен именно дидактический смысл. В точности каждой демонстрации, осмысленности отдельного движения руки, понимании того, что может произойти в душе ребенка, когда он прикоснется к чаше с водой, книге, листу бумаги, заключено мастерство Монтессори-учителя.

Как будет вести себя Монтессори-учитель во время занятия музыкой, если один из детей скажет: «Я хотел бы сочинить музыку, но пока не умею играть на флейте»? «Тогда ты будешь показывать свое сочинение». Движение ручек вверх означают высокие звуки, вниз - низкие. Тонкие переборы пальцев – музыкальные трели. Ребенок показывает руками сочиненную им музыкальную фразу. Но музыка должна звучать. И учитель подносит к губам флейту, чтобы воспроизвести произведение, рожденное здесь и сейчас одновременно в душе ребенка и в исполнении учителя-мастера. Ведет ребенок. Он внутренне ощущает свое положение ведущего, имеет абсолютную возможность самораскрытия, музыкальной рефлексии. Ведь это его музыка! Учитель позади, он словно слит с инструментом, но без его умения импровизировать на флейте никто бы не понял, не расслышал маленького композитора.

           МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА В РОССИИ.

В России первые Монтессори - сады были открыты в 1913 году и с успехом  функционировали до 1926 года, когда  коммунисты закрыли их, посчитав, что  стране не нужны самостоятельные, независимые личности. С 1991 года происходит возрождение Монтессори - педагогики в России. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году заместитель директора Центра София Сумнительная встретилась в Мюнхене с генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов. Так российские Монтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество.

За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем  учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В последние годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в “Родительском Университете” Центра Монтессори.

Все учебные Программы Монтессори - садов соответствуют целям и  задачам, установленными российскими  Программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но достигаются иными методами. Основными результатами обучения в таких садах считаются реальные жизненные и социально - психологические умения, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

Но все-таки, несмотря на популярность Монтессори-педагогики в нашей стране, однозначного отношения к ее методикам не существует. В России успешно функционируют десятки садов-Монтессори. Только в Москве и Московской области их насчитывается около 70. Многие педагоги и родители отмечают грандиозные успехи, которые были достигнуты детьми, посещающими сады Монтессори. Но в тоже время многие родители и педагоги выступают против таких детских садов. Существует система МИР, которая выступает против Монтессори педагогики. Признавая, что "педагогика Монтессори" - это первый гениальный и научный опыт в традиционной педагогике, П.В. Тюленев – руководитель системы - принципиально возражает против исходной концепции Монтессори – педагогики, с которой не соглашается практически ни один современный родитель, если знает о ней, разумеется, и которая словно бы сводит роль воспитателя или родителя к сравнительно пассивному наблюдателю и помощнику своему ребенку. Кроме того, ужасающе устарели границы сенситивных периодов, установленные в свое время Марией Монтессори. Отсюда запреты руководителей"Монтессори - центров" принимать детей до 3-х лет, и так же, утверждения о невозможности заниматься с неподготовленным ребенком в пять лет. В целом, Тюленев характеризует педагогику Монтессори как ошибочную и демагогическую.

Информация о работе Жизненный и творческий путь Марии Монтессори