Введение………………………………………………………………………...3
Глава I …………………………………………………………………………..7
1.1. Значение и основы
гражданско-патриотического воспитания
личности
1.2. Формирование гражданственности
младших школьников как интегративного
качества личности ………………………………............….15
1.3. Методика гражданско-патриотического
воспитания в начальной школе
………………………………………………………………………….22
Глава II ………………………………………………………………………..26
2.1.Организация воспитательной
работы по формированию гражданско-патриотической
культуры личности в Республике
Беларусь
2.2. Особенности гражданско-патриотического
воспитания младших школьников……………………………………………………………………33
2.3.Формы гражданско-патриотического
воспитания младших школьников
………………………………………………………………………………….36
Заключение ……………………………………………………………………41
Приложение ………………………………………………………………….
42
Список использованная литература
………………………………………..49
Введение
Гражданско-патриотическое
воспитание в современных условиях
- это целенаправленный, нравственно обусловленный
процесс подготовки подрастающего поколения
к функционированию и взаимодействию
в условиях демократического общества,
к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации
прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор,
за максимальное развитие своих способностей
в целях достижения жизненного успеха.
Гражданское и патриотическое воспитание
способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина
и патриота своей страны. Раскрытие сущности
гражданско-патриотического воспитания
должно осуществляться в парадигме интересов
личности и стратегии гражданско-патриотического
воспитания: от прав, интересов, достоинства
личности – к обязанностям, долгу, ответственности
перед обществом и государством.Гражданско-патриотическое
воспитание детей в воспитательно-образовательном
процессе школы представляет собой совокупность
последовательных целесообразных взаимодействий
администрации, учителей, школьников
и родителей и направлено на
накопление опыта деятельности и
сотрудничества, достижение прогнозируемого
результата, ориентировано на конструктивное
и результативное взаимодействие субъектов
образовательного процесса. С точки зрения
содержания реализация основных направлений
гражданско-патриотического воспитания
направлена на развитие прямых (педагогов,
обучающихся) и косвенных (родителей)
участников образования. С точки зрения
формы учитываются потребности субъектов
в самораскрытии и саморазвитии
и предоставляются различные организационные
формы образовательного процесса. [7] Как
известно, гражданско-патриотическое
воспитание неразрывно связано с другими
видами воспитания - нравственным,
демократическим, правовым, экологическим.
Школа одним из ключевых направлений воспитательной
работы определила гражданско-патриотическое
воспитание. Становление гражданского
общества и правового государства
в нашей стране во многом зависит от
уровня гражданского образования
и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения
гражданина Республики Беларусь с государством
и обществом. Он получил большие возможности
реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни,
и в то же время возросла ответственность
за свою судьбу и судьбу других
людей. В этих условиях патриотизм становится
важнейшей ценностью, интегрирующей не
только социальный, но и духовно-нравственный,
идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие
аспекты.В условиях становления гражданского
общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание
принципиально нового, демократического
типа личности, способной к инновациям,
к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным
трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формирование такой
гражданской личности, сочетающей в себе
развитую нравственную, правовую и
политическую культуру, ощутимый вклад
должна внести современная школа. Детский
возраст является наиболее оптимальным
для системы гражданско-патриотического
воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов
и жизненных идеалов[8]. Но реализация
гражданско-патриотического воспитания
только с помощью знаниевого подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения образования
содержания, форм и методов гражданско-патриотического
воспитания, адекватных современным социально-педагогическим
реалиям. Появляется необходимость в деятельностном
компоненте гражданско-патриотического
воспитания. Только через активное вовлечение
в социальную деятельность и сознательное
участие в ней, через изменение климата
учреждения, развитие самоуправления
можно достигнуть успехов в этом направлении.
В современных условиях проблема патриотизма
особо актуальна в связи с расширением
и углублением процессов интернационализации
межгосударственной, региональной
и планетарной интеграции, а также в связи
с усилением тенденций государственного
суверенитета. Гражданско-патриотическое
воспитание направлено на формирование
уважительного отношения к своей нации,
ее культуре, языку, традициям, а также
к народам мира, человечеству, представителям
других национальностей, на развитие культуры
межнационального общения.Патриотическое
воспитание - специально организованный,
целенаправленный и управляемый
процесс развития патриотических
чувств, формирования патриотического
сознания и поведения детей
и учащейся молодежи.Эффективность
патриотического воспитания
в значительной мере предопределяется
степенью взаимодействия воспитателей
и воспитуемых.Актуальность патриотического
воспитания исходит из того, что
в современных социально-политических
и экономических условиях патриотическое
воспитание наполняется новым содержанием.Каждое
образовательное учреждение самостоятельно
расставляет акценты и выбирает
для себя наиболее приемлемые виды
воспитания, исходя из накопленного опыта,
традиций, приоритетов. Одной из главных
задач, стоящих перед современной школой
в области гражданско-патриотического
воспитания, является преодоление последствий
«безличной», «бездетной» педагогики,
идеологического насилия, восстановление
целостности сознания, духовно-нравственного
здоровья личности [9].
Цель исследования - раскрыть
сущность, содержание и особенности
гражданского и патриотического воспитания
младших школьников
Для реализации поставленной
цели исследования решается ряд конкретных
задач:
-определить значение
и основы гражданско-патриотического
воспитания личности;
-рассмотреть формирование
гражданственности младших школьников
как интегративного качества
личности;
- рассмотреть методику
гражданско-патриотического воспитания
в начальной школе;
- ознакомиться с организацией
воспитательной работы по формированию
гражданско-патриотической культуры
личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности
гражданско-патриотического воспитания
младших школьников;
- проанализировать формы
гражданско-патриотического воспитания
младших школьников
-использовать наиболее
эффективные формы гражданского
и патриотического воспитания
младших школьников на уроках
«Мая Радзiма Беларусь».
Объект исследования - гражданское
и патриотическое воспитание.
Предмет исследования - гражданское
и патриотическое воспитание младших
школьников.
База исследования – 4«Б»
класс средней общеобразовательной
школы № 10 г.Могилева.
В процессе исследования применялись
такие методы, как библиографический
поиск, теоретический анализ и систематизация
данных научной психолого-педагогической
методической и литературы в свете
изучаемой проблемы, использование
передового педагогического опыта.
Глава I
1.1. Значение и основы
гражданско-патриотического воспитания
личности
Сегодня мир пришел к
пониманию того, что основой решения
глобальных экологических и социальных
проблем является осознание того,
что миру необходим человек самостоятельный,
свободный и культурный.Гражданско-патриотическое
воспитание формирует не просто законопослушного
гражданина, а человека, осознанно и активно
исполняющего свой гражданский долг. Оно
предполагает привитие уважения к Государственному
флагу и гербу Республики Беларусь, героическому
и историческому прошлому, культуре своего
народа, любви к родному языку, красотам
родной природы, содержит в себе экологическое
воспитание. И наконец, способствует единению
всех граждан республики вне зависимости
от национальной принадлежности, политических
либо религиозных убеждений, оно консолидирует
общество во имя процветания Беларуси.Патриотизм
и гражданственность имеют огромное
значение в социальном и духовном развитии
человека. Они выступают как составные
элементы его мировоззрения и отношения
к родной стране, другим нациям и народам.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма
и национальных святынь укрепляется любовь
к родине, появляется чувство ответственности
за ее могущество и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей, развивается
благородство и достоинство личности.Воспитание
гражданина - одна из краеугольных задач
современного образовательного учреждения.
Решая проблему гражданского воспитания
, усилия прежде всего следует сосредоточивать
на формировании у учащихся ценностного
отношения к явлениям общественной жизни.
Движение белорусского общества к социально
справедливому, демократическому, цивилизованному
государству невозможно без человека
гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно
быть просто нравственным человеком, квалифицированным
специалистом. Главной фигурой в динамично
меняющемся мире становится человек с
системным глобальным мышлением, основами
научного мировоззрения, национального
самосознания.Содержание гражданского
воспитания в школе и семье составляет
работа учителей, воспитателей и родителей
по патриотическому воспитанию, по формированию
культуры межнационального общения, правовой
культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
В гражданском становлении личности важное
место занимает участие детей, подростков
и юношества в деятельности детских общественных
объединений и организаций [26]. К.Д. Ушинский
считал, что патриотизм является не
только важной задачей воспитания, но
и его могучим педагогическим средством.
«Как нет человека без самолюбия, –
писал он, – так нет человека без
любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями»
[44].Но патриотизм не имеет ничего общего
с замыканием человека в узких национальных
интересах. Истинный патриотизм по своей
природе гуманистичен и включает в себя
уважение к другим народам и странам, к
их национальным обычаям и традициям,
к их самостоятельности и независимости
и неразрывно связан с культурой межнациональных
отношений. Если эти отношения сформированы,
они имеют большое значение в моральном
развитии личности и способствуют поддержанию
благожелательных и дружеских связей
между различными народами и странами,
утверждению в сознании каждого человека
понимания огромной значимости общечеловеческих
ценностей и идеалов в прогрессе общества.
В этом смысле патриотизм и культура межнациональных
отношений теснейшим образом связаны
между собой, выступают в органическом
единстве и определяют нравственную значимость
личности.Патриотическое воспитание и
формирование культуры межнационального
общения осуществляется в процессе включения
учащихся в активный созидательный труд
на благо Родины, привития бережного отношения
к истории отечества, к его культурному
наследию, к обычаям и традициям народа
- любви к малой Родине, к своим родным
местам; воспитание готовности к защите
Родины; изучения обычаев и культуры разных
этносов. Важную роль в патриотическом
воспитании играет организация работы
по изучению государственных символов
республики Беларусь: герба, флага, гимна,
символики других стран.Большую роль в
воспитании патриотизма и интернационализма
играют предметы гуманитарного и естественнонаучного
циклов. Прежде всего это достижения в
процессе обучения, отбора содержания
образовательного процесса. Изучение
природы родного края, его исторического
прошлого эмоционально переживается ребенком,
укрепляет и развивает чувство любви к
Родине.Формированию культуры межнационального
общения способствует изучение иностранных
языков, раскрывающих историю, культуру
стран изучаемого языка, традиции и обычаи
народов этих стран.Гражданское воспитание
предполагает формирование у учащихся
знаний и представлений о достижениях
нашей страны в области науки, техники,
культуры. Это направление воспитательной
работы школы достигается в процессе знакомства
с жизнью и деятельностью выдающихся ученых,
конструкторов, писателей, художников,
актеров и др.Патриотизм и гражданственность
тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие
ценности». Мы живем в жестокий век, где,
казалось бы, при таком высоком уровне
развития науки, техники и человеческой
мысли, продолжаются жестокие, варварские,
а главное уносящие миллионы жизней войны,
конфликты, умирают женщины и дети.Таким
образом, гражданско-патриотическое воспитание
является очень важным и значимым компонентом
в процессе формирования всесторонне
развитой гармонической личности. Поскольку
без формирования в человеке нравственных
идеалов чувства любви к Родине, стремления
к миру, без воспитания в нем сознательности
и ответственности не только за свою жизнь,
но и за судьбы других людей, народа не
возможно полноценное развитие государства
[4].Для осмысления сущности патриотизма
и гражданственности необходимо иметь
в виду, что исторический генезис (от греч.
genesis – происхождение) этих качеств связан
с образованием и укреплением отдельных
государств в их борьбе за свою самостоятельность
и национальную независимость. В этом
смысле патриотизм и гражданственность
являются глубокими чувствами, которые
формировались у людей на протяжении веков
и тысячелетий [5].Гражданственность –
долг, достоинство, ответственность, социальные
практика и активность, формирование основ
национального самосознания через систему
идей о целях белорусского общества и
гражданина, средствах их достижения;
овладение способами реализации прав
и ответственности по отношению к себе
как личности, семье, окружающим, Отечеству,
планете, признание и соблюдение Конституции
РБ, овладение основами правовой культуры,
социального жизнетворчества, осознание
приоритетов белорусской модели развития
(социального ориентированная направленность,
многоукладный характер экономики – государственная
и частная формы собственности); осмысление
роли государственных социальных минимальных
стандартов.Гражданственность предполагает
освоение и реализацию своих прав и обязанностей
по отношению к себе как личности, своей
семье, обществу, Отечеству, планете в
целом. Критериями гражданской культуры
выступают уровень знаний и степень их
реализации в соблюдении и выполнении
гражданских, политических, экономических
и социальных прав и обязанностей человека.
Формирование гражданской культуры основывается
на процессе постижения, освоения и присвоения
учащимся нравственных ценностей: достоинства,
честности, свободы. Содержание гражданской
культуры направлено на формирование
сообщества детей и взрослых, опирающегося
на права человека и поощряющего достоинство
и достижения каждого как условие развития
правового государства.Основная цель
гражданского воспитания состоит в формировании
гражданственности как интегративного
качества личности, заключающего в себе
внутреннюю свободу и уважение к государственной
власти, любовь к Родине и стремление к
миру, чувство собственного достоинства
и дисциплинированность, гармоническое
проявление патриотических чувств и культуры
межнационального общения. Становление
гражданственности как качества личности
определяется как субъективными усилиями
педагогов, родителей, общественных организаций,
так и объективными условиями функционирования
общества - особенностями государственного
устройства, уровнем правовой, политической,
нравственной культуры общества.Приведенные
определения позволяют подойти к более
точному осмыслению сущности патриотизма
как нравственного качества. Обратимся
прежде всего к его философскому истолкованию:
«Патриотизм (от греч. patris – отечество)
– нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого
является любовь к отечеству, преданность
ему, гордость за его прошлое и настоящее,
стремление защищать интересы родины».
В лексическом же значении слово патриотизм
обозначает «любовь к родине, преданность
своему отечеству, своему народу» [5].Как
видим, в этих определениях акцент делается
главным образом на различных отношениях
личности к родине. Но очевидно, что
эти отношения нельзя свести только к
нравственным чувствам. Они имеют более
широкий смысл и включают в себя соответствующую
потребностно-мотивационную сферу личности,
ее патриотическое сознание и поведение,
которые, будучи закрепленными, в своей
совокупности и характеризуют патриотизм
как моральное качество.Таким образом,
патриотизм можно определить, как любовь
и уважение к своему народу, ближним,
самому себе, историческому прошлому,
языку, культуре. Гордость за принадлежность
к белорусскому этносу. Идентификация
– соотнесение себя с обществом, его целями
развития и своего места в нем. Признание
и осмысление суверенности, самоценности
государства и его национальных интересов.Патриотизм
– это чувство любви к своей Родине,
выраженное в активной деятельности по
ее процветанию и защите от врагов. В этом
определении заложена сущность идеологии
патриотизма в общем виде. Конкретно направленность
патриотизма определяется его идеологической
основой.Идеологическую основу патриотизма
в Республике Беларусь определяют:
-наличие единой и
неотчуждаемой территории Республики
Беларусь с ее народом, историческими
и культурными ценностями, достойными
своего сохранения, развития и
защиты;
-наличие Конституции
Республики Беларусь, гарантирующей
построение и совершенствование
демократического социального правового
государства;
-наличие государственной
символики Республики Беларусь,
которая выражает подлинно народные
традиции, имеет национальные исторические
корни и соответствует современному
и перспективному развитию нашей Родины;
-единство народа вне
зависимости от этнической и
идеологической неоднородности общества;
-приверженность Республики
Беларусь общечеловеческим ценностям
и осознание себя полноправным
субъектом мирового сообщества;
-неравномерность общественного
развития и наличие национальных
Вооруженных Сил практически
во всех государствах мира, что
не исключает возможности вооруженных
конфликтов.
Эти предпосылки определяют
патриотизм Республики Беларусь как
мир, направленный на совершенствование
и защиту своего демократического социального
правового государства и сотрудничество
с другими государствами.Главными целями
патриотического воспитания молодежи
в Республике Беларусь является привитие
молодежи любви к Беларуси, формирование
у нее устойчивого желания способствовать
ее процветанию и стремления защищать
от врагов.Для реализации этих целей
в данный момент необходимо выполнение
конкретных задач, основными из которых
являются:
-привитие глубокого
уважения к национальному наследию,
традициям, обычаям, культуре, религиям
народа Беларуси;
-разъяснение Конституции
Республики Беларусь, создающей
условия для демократии и гражданского
согласия, свободного и достойного
развития личности;
-привитие уважения к
Государственному гербу и
Государственному флагу Республики
Беларусь, основанным на героической
и полной драматизма истории белорусского
народа;
-воспитание понимания,
что под этим гербом и флагом
новые поколения будут строить
высокоразвитую Республику Беларусь,
равную среди государств мирового
сообщества;
-воспитание чувства
гордости за свою страну и
готовности к выполнению социальной
роли гражданина Республики Беларусь;
-воспитание в духе
национального взаимодействия и
дружелюбия, монолитного единства
народа Республики Беларусь. Интернациональное
воспитание;
-привитие любви и
уважения к белорусскому языку
как языку коренного населения
Беларуси, русскому и другим языкам
народа Республики Беларусь;