Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданское и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I …………………………………………………………………………..7
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности ………………………………............….15
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе ………………………………………………………………………….22
Глава II ………………………………………………………………………..26
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………33
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников ………………………………………………………………………………….36
Заключение ……………………………………………………………………41
Приложение …………………………………………………………………. 42
Список использованная литература …

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………...3                                                                                                                                                         

Глава I …………………………………………………………………………..7                                                                                                                                                                   

1.1. Значение и основы  гражданско-патриотического  воспитания  личности                                                                                                                                      

1.2. Формирование гражданственности  младших школьников как интегративного  качества личности ………………………………............….15                                                                                                                                                           

1.3. Методика  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе  ………………………………………………………………………….22                        

Глава II ………………………………………………………………………..26                                                                                                                                                              

2.1.Организация воспитательной  работы по формированию гражданско-патриотической  культуры личности в Республике  Беларусь                                                                                                                                                                                                                        

2.2. Особенности  гражданско-патриотического   воспитания  младших школьников……………………………………………………………………33                                                                                               

2.3.Формы гражданско-патриотического   воспитания младших школьников                                                                                                             ………………………………………………………………………………….36                              

Заключение ……………………………………………………………………41                                                                                      

Приложение …………………………………………………………………. 42

Список использованная литература ………………………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Гражданско-патриотическое   воспитание  в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию  и  взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав  и  обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный  и  правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.  Гражданское и патриотическое   воспитание  способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина  и патриота своей страны. Раскрытие сущности  гражданско-патриотического   воспитания  должно осуществляться в парадигме интересов личности  и  стратегии  гражданско-патриотического   воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом  и  государством.Гражданско-патриотическое   воспитание  детей в воспитательно-образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей, школьников   и  родителей  и  направлено на накопление опыта деятельности  и  сотрудничества, достижение прогнозируемого результата, ориентировано на конструктивное  и  результативное взаимодействие субъектов образовательного процесса. С точки зрения содержания реализация основных направлений  гражданско-патриотического   воспитания  направлена на развитие прямых (педагогов, обучающихся)  и  косвенных (родителей) участников образования. С точки зрения формы учитываются потребности субъектов в самораскрытии  и  саморазвитии  и  предоставляются различные организационные формы образовательного процесса. [7] Как известно,  гражданско-патриотическое   воспитание  неразрывно связано с другими видами  воспитания  - нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила  гражданско-патриотическое   воспитание. Становление  гражданского  общества  и  правового государства  в нашей стране во многом зависит  от уровня  гражданского  образования  и   патриотического   воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Беларусь с государством  и  обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,  и  в то же время возросла ответственность за свою судьбу  и  судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но  и  духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический  и  другие аспекты.В условиях становления   гражданского  общества  и   правового государства необходимо осуществлять  воспитание  принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью  и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую  и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического   воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов[8]. Но реализация  гражданско-патриотического   воспитания  только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования содержания, форм  и методов гражданско-патриотического   воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте  гражданско-патриотического   воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность  и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. В современных условиях  проблема патриотизма особо актуальна в связи с расширением и   углублением процессов интернационализации межгосударственной, региональной  и планетарной интеграции, а также в связи с усилением тенденций государственного суверенитета. Гражданско-патриотическое   воспитание  направлено на формирование уважительного отношения к своей нации, ее культуре, языку, традициям, а также к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, на развитие культуры межнационального общения.Патриотическое   воспитание  - специально организованный, целенаправленный  и  управляемый процесс развития  патриотических  чувств, формирования  патриотического  сознания  и  поведения детей  и  учащейся молодежи.Эффективность  патриотического   воспитания  в значительной мере предопределяется степенью взаимодействия воспитателей  и  воспитуемых.Актуальность  патриотического   воспитания  исходит из того, что  в современных социально-политических  и  экономических условиях  патриотическое   воспитание  наполняется новым содержанием.Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты  и  выбирает для себя наиболее приемлемые виды  воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области  гражданско-патриотического   воспитания, является преодоление последствий «безличной», «бездетной» педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности  гражданского и патриотического воспитания младших школьников

Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

-определить значение  и основы гражданско-патриотического  воспитания личности;

-рассмотреть формирование  гражданственности младших школьников  как интегративного качества  личности;                                                                  

- рассмотреть методику  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе;                                                                                                                                                                                                                                                                              

- ознакомиться с организацией  воспитательной работы по формированию  гражданско-патриотической культуры  личности в Республике Беларусь;                                                                                                                                                                                                                           

- выявить особенности   гражданско-патриотического   воспитания  младших школьников;                                                                                         

- проанализировать формы  гражданско-патриотического воспитания  младших школьников                                                                                                  

-использовать наиболее  эффективные формы гражданского  и патриотического воспитания  младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Объект исследования - гражданское и патриотическое воспитание.

Предмет исследования - гражданское  и патриотическое воспитание младших школьников.

База исследования – 4«Б»  класс средней общеобразовательной школы № 10 г.Могилева.

В процессе исследования применялись  такие методы, как  библиографический  поиск, теоретический анализ и систематизация данных научной психолого-педагогической методической и литературы в свете  изучаемой проблемы, использование  передового педагогического опыта.

 

 

 

Глава I

1.1. Значение  и основы  гражданско-патриотического  воспитания  личности

Сегодня мир пришел к  пониманию того, что основой решения  глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.Патриотизм и гражданственность  имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания , усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.Содержание гражданского воспитания в школе и семье  составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [26]. К.Д. Ушинский считал, что  патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим  педагогическим средством. «Как нет  человека без самолюбия, – писал  он, – так нет человека без  любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [44].Но патриотизм не имеет  ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма  играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и  представлений о достижениях  нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление  воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.Патриотизм и гражданственность  тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства [4].Для осмысления сущности патриотизма и гражданственности  необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и гражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий [5].Гражданственность – долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики – государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.Приведенные определения  позволяют подойти к более  точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» [5].Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом  на различных отношениях личности к  родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и  уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.Патриотизм – это  чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

-наличие единой и   неотчуждаемой территории Республики  Беларусь с ее народом, историческими  и культурными ценностями, достойными  своего сохранения, развития и  защиты;

-наличие Конституции   Республики Беларусь, гарантирующей   построение и совершенствование  демократического социального правового  государства;

-наличие государственной   символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные  традиции, имеет национальные исторические  корни и соответствует современному  и перспективному развитию нашей Родины;

-единство народа вне   зависимости от этнической и  идеологической неоднородности общества;

-приверженность Республики  Беларусь общечеловеческим ценностям  и осознание себя полноправным  субъектом мирового сообщества;

-неравномерность общественного   развития и наличие национальных  Вооруженных Сил практически  во всех государствах мира, что  не исключает возможности вооруженных  конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как  мир, направленный на совершенствование  и защиту своего демократического социального  правового государства и сотрудничество с другими государствами.Главными целями патриотического  воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.Для реализации этих целей  в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

-привитие глубокого   уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям  народа Беларуси;

-разъяснение Конституции  Республики Беларусь, создающей  условия для демократии и гражданского  согласия, свободного и достойного  развития личности;

-привитие уважения  к  Государственному гербу и   Государственному флагу Республики  Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;

-воспитание понимания,  что под этим гербом и флагом  новые поколения будут строить  высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового  сообщества;

-воспитание чувства   гордости за свою страну и   готовности к выполнению социальной  роли гражданина Республики Беларусь;

-воспитание в духе  национального взаимодействия и   дружелюбия, монолитного единства  народа Республики Беларусь. Интернациональное   воспитание;

-привитие любви и   уважения к белорусскому языку   как языку коренного населения  Беларуси, русскому и другим языкам  народа Республики Беларусь;

Информация о работе Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности