Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданское и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I …………………………………………………………………………..7
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности ………………………………............….15
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе ………………………………………………………………………….22
Глава II ………………………………………………………………………..26
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………33
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников ………………………………………………………………………………….36
Заключение ……………………………………………………………………41
Приложение …………………………………………………………………. 42
Список использованная литература …
«Я- гражданин Республики Беларусь».
«А память священна».
«Спадчына».
«Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».
Первое направление: «Я - гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей органов государственной власти, проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси.Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступают формой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления.Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.Пятое направление: «Природа - наш дом, ты- хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей - родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают не только дети, но и их родители. [42]. Взаимоотношение детей и родителей очень важно в процессе формирования личности, так как семья имеет огромное влияние на ребенка, то школы просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой саморегуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.Особенно своевременный этот возраст для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью. Через изучение предмета «Человек и мир», более активное общение со сверстниками, взрослыми, участие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, просмотр теле - и прослушивание радиопередач дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание, необходимо опираться на психологические особенности младших школьников.Ребенок 6-9-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.Известная эмоциональность младших школьников диктует нам необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе должны быть наглядны, конкретны. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторитьМладшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма мы начинаем с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина - близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной - тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.На наш взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом, увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.Организуя деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, учитывается и такая особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.Огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к учителю кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Об этом писал В. А. Сухомлинский; «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения...Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании широко используется игра, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы - все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
2.3.Формы гражданско-
Беседа
- метод убеждения. Ее задачи: формирование
гражданско-патриотических представлений
детей; разъяснение норм и правил поведения
в обществе, природе, правил общения; обсуждение
и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности
коллектива.Материалом для бесед могут
служить факты из жизни класса, произведения
художественной литературы, публикации
в детских газетах и журналах, нравственные
категории (добро, зло, справедливость,
долг, патриотизм, ответственность, дисциплина
и др.); происходящие события (в классе,
школе, стране); вопросы и проблемы,
волнующие детей.Классный час - одна
из главных форм воспитательной работы.
Это ведущая форма деятельности, способствующая
формированию у школьников системы отношений
к окружающему миру.Выделяют три функции
классного часа.Просветительская функция
заключается в расширении знаний учащихся
о событиях, происходящих в городе, стране,
мире, расширении знаний в области человеческих
отношений и т. д. Темой обсуждения может
стать то, что является актуальным и для
данного возраста, и для миропонимания.
Объектом рассмотрения может стать любое
явление жизни.Ориентирующая функция
заключается в формировании у учащихся
определенных отношений к окружающей
действительности, в выработке у них определенной
иерархии материальных и духовных ценностей.
Если просветительская функция помогает
знакомиться с миром, то ориентирующая
помогает оценивать мир. И эта функция,
по мнению Н. Е. Щурковой, - основная. Она
неразрывно связана с просветительской:
нельзя ученику передать отношение к объекту
мира, с которым он незнаком; нельзя привить
любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты;
не удастся развить уважительное отношение
к народному искусству без ознакомления
с ним; будут бесплодными попытки воспитать
любовь к своим корням, своему народу без
изучения истории своей семьи, своей страны,
своего народа.Иногда классный час
может обладать только ориентирующей
функцией, когда педагог ставит своей
задачей формирование того или иного отношения.
Это бывает обычно на классных часах, когда
обсуждается какое-то всем известное событие
или какая-то книга, статья или анкеты
учащихся, какое-либо общественно-политическое
событие. Направляющая функция
классного часа помогает перевести разговор
о жизни в область реальной практики учащихся,
направляя их деятельность. Эта функция
выступает как реальное воздействие на
практическую сторону воспитанников,
на их поведение, на выбор жизненного пути,
на постановку жизненных целей.Чаще всего
классный час одновременно имеет все три
указанные функции: он и просвещает, и
ориентирует, и направляет.Таким образом,
классный час является высшей формой
воспитательной работы, ее ядром, т. к.
помогает осмысливать все дела, в которых
участвуют дети, приучает видеть за своими
действиями и делами отношение к обществу,
людям. Он помогает осознавать социальную
направленность всех дел, переводя их
из позиции предметной конкретности («собрать
макулатуру», «посадить деревья», «вымыть
парты и стены») на позицию социальную
(«помочь природе (стране)», «украсить
землю», «беречь школу»).Информационный
час - одна из действенных форм гражданского
и патриотического воспитания. Основное
назначение информационного часа - приобщать
младших школьников к событиям и значимым
явлениям общественно-политической жизни
страны, города, района, села. Кроме того,
информационные часы призваны: расширять
знания детей об окружающем мире; учить
работать с периодическими изданиями;
воспитывать интерес к происходящим в
стране событиям; формировать привычку
читать детскую прессу.Информационный
час решает задачи образования (учащиеся
знакомятся с событиями в мире, стране,
узнают о жизни к делах своих сверстников,
расширяют кругозор), воспитания (гражданина,
патриота, социально активной личности),
развития (мышления, коммуникативных навыков,
речи, умения работать с текстом).Устный
журнал - это коллективное дело, представляющее
собой серию коротких выступлений (страничек)
учащихся на различные темы окружающей
жизни и жизни детского коллектива. Его
назначение в том, чтобы учить детей выступать
перед группой; формировать общественное
мнение; учить работать в микрогруппе;
расширять кругозор; учить работать с
материалами прессы. Сначала ученики договариваются,
на какую тему они будут «выпускать» журнал
и какие в нем будут странички. Совет дела
распределяет странички, исходя из желания
микрогрупп.Несколько особняком стоит
более знакомая форма устного журнала
- тематический. Он не связан с жизнью класса,
а, судя по названию, посвящен определенной
теме.Экскурсия как форма воспитательной
работы используется в учебной и внеучебной
деятельности. Эту форму педагог избирает
тогда, когда надо познакомить учащихся
с реальной жизнью, с объектами реального
мира в их естественном окружении. В ней
происходит и познание, и активное взаимодействие
детей с предметами, объектами, явлениями
природного, социального, культурного
окружения, что, естественно, оказывает
большее воздействие на детей, нежели
ознакомление по книгам.В гражданско-патриотическом
воспитании экскурсии играют особую роль.
Благодаря им, дети ближе узнают историю
своей страны, культуру своего народа,
его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют
кругозор детей, наглядно демонстрируют
достижения техники, строительства, помогают
школьникам ощутить себя частью природного,
культурного, социального пространства.В
русле гражданско-патриотического воспитания
проводятся экскурсии в музеи, на выставки,
на производство, в природу, по городу
и т. д.Путешествие - это разновидность
экскурсии. Оно отличается тем, что может
быть реальным и воображаемым, а также
отсутствием экскурсовода. В этой роли
в путешествии выступают все участники.
Они сами находят нужный материал, продумывают
форму его подачи, разрабатывают маршрут
и т. д. Путешествие, как правило, отличается
интересным сюжетом, который разворачивается
перед детьми и героями которого они становятся.С
младшими школьниками целесообразно
проводить не просто путешествия, а игры-путешествия.
Игры-путешествия - это исследование какого-либо
объекта, явления, области знания, построенное
как «передвижение» детей во времени и
пространстве, знакомство с разными сторонами
(проявлениями) данного объекта.Праздник
- особая форма воспитательной работы.
Это узловой момент жизни коллектива,
завершающий тематический период, подводящий
итоги деятельности учащихся.Если говорить
о педагогической сущности, то праздник
- это коллективное творческое дело яркого,
эмоционального характера. Его отличительные
особенности состоят в том, что, во-первых,
в его основе лежит радость, положительные
эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие
деятельности детей, единство различных
направлений воспитательной работы. В-третьих,
праздник, как правило, требует тщательной
подготовки, поскольку предполагает организованные
действия его участников по определенному,
заранее разработанному сценарию.По содержанию
можно выделить следующие виды праздников:
общественные, школьные, народные календарные,
школьно-семейные, праздники искусств,
экологические.Общественные праздники
разворачивают перед детьми многоцветную
палитру социальной жизни людей, формируют
ценностные отношения к ближайшему окружению,
своей стране, ее народу, истории, основополагающим
идеям общества, приобщают к участию в
общественной жизни.Школьные праздники
также можно отнести к общественным, но
они имеют локальный характер, ограниченный
стенами школы или класса. Эти праздники
входят в основу школьных традиций, формируют
отношение к школе, школьному и классному
сообществу.Народные календарные празднуются
в школе, помогая детям почувствовать
себя частицей своего народа, узнать о
его традициях, нравах, обычаях, воспитывая
бережное, трепетное отношение к природе
родного края, истории и культуре своего
народа, родному языку.Школьно-семейные
праздники укрепляют связь семьи и школы,
формируют отношение к своему роду, семье,
ближайшему окружению.Праздники искусств
украшают жизнь детей и взрослых, вносят
в нее идею гармонии разных видов искусств,
знакомят с народным белорусским искусством.Экологические
праздники формируют у детей ценностное
отношение к природе родного края, желание
защищать все живое.Игра - важнейшая
сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный
метод воспитания. Патриотическое воспитание
младших школьников невозможно представить
без игрового оформления, игровых элементов.
Поэтому надо шире использовать игру,
воспитывая у детей ценностные отношения
к своей стране, ее истории и культуре,
своему народу, его традициям, обычаям,
искусству и т. д. Существует большое разнообразие
игр, которые можно использовать в процессе
патриотического воспитания.Познавательные
игры помогут сделать познание жизни страны,
ее истории более привлекательным. Они
облегчают духовные усилия, необходимые
для процесса познания. К ним можно отнести:Подвижные
игры. В каждом народе существуют игры,
которые сопровождали ребенка от колыбели
до взрослости. Кроме этого, с играми связаны
народные праздники, традиционные ритуальные
действия. Без игр невозможно представить
быт белорусского народа. В них отразилась
история народа, его обычаи, трудовые занятия,
воинское искусство, исторические события.Белорусские
народные игры (а их известно более 400)
синтезируют элементы фольклора, народного
театра, трудового и воинского искусства.Настольные
игры знакомят детей с географическим
положением страны, ее достопримечательностями,
этнографическими особенностями, литературными
героями.Социально-
Заключение
В данной работе были изучены
и проанализированы основные направления
гражданско-патриотического
Приложение 1
Проведение тематического урока «Давайце ганарыцца, што мы беларусы» Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Содержание уроков должно быть направлено на воспитание уважения к национальной культуре и белорусскому народу, к своей родной земле, знаменитым соотечественникам. В каждом районе нашей страны, в каждом городе, посёлке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны — в этом заключается основной смысл урока «Давайце ганарыцца, што мы беларусы» Задачи урока: вызвать у детей интерес к родной стране; актуализировать знания учащихся о Беларуси, ее природе, родном языке, знаменитых земляках; воспитывать чувство любви к своей Родине, уважения к ее истории, гордости за достижения современной Беларуси; формировать у школьников стремление быть похожими на лучших представителей белорусского народа.На уроке рекомендуется использовать изображения Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, картин природы родного края, музыкальные записи народных песен, классических произведений. Прослушать и прочитать с учащимися гимн, обсудить его текст. Завершить урок можно пением гимна. Хорошо, если все школьники уже хорошо знают, о чем идет речь в нем, и помнят его текст наизусть. Содержание должно быть отобрано таким образом, чтобы дети почувствовали, что они являются частью народа своей страны, что они — граждане Республики Беларусь, белорусы. Для этого можно начать знакомство детей с малой родины — города (поселка, села), где они живут, и постепенно подвести к пониманию того, что их родной город — часть большой страны, а дети — жители Беларуси, граждане своей страны, которую они должны любить, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать ее сильной и богатой.Работа на уроке может быть построена и в обратном порядке. Начать можно с беседы о богатстве, красоте и неповторимости нашей Республики Беларусь. Затем перейти к своей малой родине. В каждом регионе Беларуси, в каждом городе, поселке есть свои особенности, то неповторимое историко-культурное своеобразие, которое способствует формированию в человеке интереса и глубокой привязанности к малой родине. Беседа должна сопровождаться показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, фотографий известных людей белорусской земли. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свою родную землю, за свой белорусский край. Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о родной земле. Например: «Береги землю родимую, как мать любимую», «Всякому мила своя сторона» и др.На уроке возможен небольшой рассказ о земляке — жителе родного города, села, области, страны, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке или искусстве. Первый урок может быть проведен в классе, на природе, в школьном или городском Музее природы, Музее славы, Музее Великой Отечественной войны. Уместной будет экскурсия по родному городу, его улицам, в том числе по улице, на которой находится школа, значимым местам, являющимся объектами исторического прошлого и настоящего, посетить памятники исторического и культурного наследия.Достижению наибольшего эффекта урока будет способствовать применение учителем разнообразных форм, методов, средств обучения, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся, позволяют им высказывать свое мнение, принимать участие в обсуждении предлагаемых вопросов. В зависимости от задач содержания урока учитель выбирает его форму. Это может быть урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-встреча с интересными людьми, урок - устный журнал.Урок «Давайце ганарыцца, што мы беларусы» был проведен в СОШ №10, в 4 «Б» классе, по предмету «Мая Радзiма Беларусь».Тэма ўрока: «Давайце ганарыцца, што мы беларусы»Форма правядзення: гульня – вiктарынаМэты: пашырыць веды вучняỳ пра культуру i традыцыi беларускага народа, раслiнны i жывёльны свет, пазнаёмiць з асаблiвасцямi геаграфiчнага становiшча Беларусi; развiваць увагу, мысленне, пазнаваỳчую актыỳнасць; выхоỳваць любоỳ да Радзiмы, беражлiвыя адносiны да прыроды роднага краю.
1.Арганiзацыйны момант
- Кожная краiна, кожны народ мае свае дзяржаỳныя сiмвалы – гiмн, сцяг, герб. Але iснуюць i неафiцыйныя сiмвалы, якiя не менш выжныя для дзяржавы.Нацыянальная культура ỳключае ỳ сябе мову, гiстарычную спадчыну, традыцыi, фальклор, народныя рамёствы, прафесiйнае i самадзейнае мастацтва.Давайце адправiмся ỳ падарожжа па нашай краiне.Мы яшчэ раз прагадаем афiцыйныя сiмвалы нашай краiны, а таксама i тое, што не афiцыйна з’яỳляецца вiзiтнай карткай Беларусi, яшчэ раз успомнiм жыхароỳ нашых лясоỳ i рэк, паỳдзельнiчаем у розных конкурсах i вiктарынах.
2.Афiцыйная сiмволiка РБ.
- Афiцыйнымi сiмваламi любой краiны з’яỳляюцца Дзяржаỳны герб, Дзяржаỳны гiмн, Дзяржаỳны сцяг, якiя аб’ядноỳваюць усiх жыхароỳ гэтай краiны. Натуральна, ёсць яны i ỳ нас. Дзяржаỳны герб, гiмн, сцяг – гэта твар нашай дзяржавы, якi адрознiвае яе ад другiх краiн свету.Дзяржаỳны герб i сцяг РБ былi зацверджаны на рэспублiканскiм рэферэндуме 14 мая 1995 года. Другая нядзеля мая – Дзень Дзяржаỳнага герба i Дзяржаỳнага сцяга РБ.Дзяржаỳны гiмн РБ быỳ зацверджаны Указам Прэзiдэнта РБ 2 лiпеня 2002 года на падставе вынiкаỳ грамадскага абмеркавання i ỳлiку прапаноỳ камiсii па правядзеннi конкурса на стварэнне тэксту i музiкi гiмна.Давайце разам яшчэ рах праслухаем i праспяваем гiмн. Калi выконваецца гiмн, абавязкова трэба падымацца. Гучыць Гiмн РБ.
- А цi добра вы ведаеце сiмволiку нашай дзяржавы?
Вiктарына «Сiмволiка»
Што сiмвалiзуе сцяг, герб, гiмн?
Колькi колераỳ мае сцяг РБ?
Якiмi кветкамi пераплецены герб? (з аднаго боку – клевер, з другога – лён)
3.Неафiцыйныя сiмвалы беларускага краю
- Як вы думаеце, цi ёсць яшчэ што-небудзь, што асацыюецца з нашай краiнай?
- Безумоỳна, ёсць. I гэта мы называем неафiцыйнымi сiмваламi беларускага краю.
Нацыянальная птушка Беларусi
Якая птушка стала сiмвалам беларускага краю? (бусел)
Як вы лiчыце, чаму менавiта бусел займае гэта ганаровае месца? (бусел – белая птушка Белай Русi)Вы ведаеце, што буслы зiмуюць у Афрыцы i з-за доỳгай дарогi доỳгi час не бываюць у нашых краях. Чаму ж радзiмай буслоỳ усё-такi лiчыцца Беларусь? (яны заỳсёды вяртаюцца да дня вясенняга раỳнадзенства ỳ свае гнёзды)Конкурс «Адгадай птушку»- А зараз давайце праверым, цi добра вы ведаеце нашых беларускi птушак.Дзецям паказваюцца выявы птушак, што жывуць у беларускiх лясах (сава, шпак, дзяцел i г. д.) а яны павiнны iх пазнаць i назваць.Нацыянальнае адзенне беларусаỳ.Важным сiмвалам кожнага народа з’яỳляецца нацыянальнае адзенне. Па арнаменце, фасоне, дэталях можна даведацца, з якой мясцовасцi чалавек. Так, ранней на Беларусi ỳсе заỳсёды насiлi паясы. Калi б чалавек з’явiỳся на вулiцы без пояса, гэта б выклiкала здзiỳленне. Поясам перавязвалi першы сноп ураджаю. З паясамi звязаны народныя прыкметы i павер’i, варажба.Вельмi прагожыя жаночыя беларускiя нацыянальныя касцюмы – строi. Яны аздаблялiся арнаментам – асаблiвымi вышыỳкамi на рукавах, спаднiцы, фартуху. Узору арнамента надавалася асаблiвае значэнне. Беларускi арнамент можна пабачыць i на Дзяржаỳным сцягу нашай краiны.
Информация о работе Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности