Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданское и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I …………………………………………………………………………..7
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности ………………………………............….15
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе ………………………………………………………………………….22
Глава II ………………………………………………………………………..26
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников……………………………………………………………………33
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников ………………………………………………………………………………….36
Заключение ……………………………………………………………………41
Приложение …………………………………………………………………. 42
Список использованная литература …

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

-раскрытие красот белорусской   природы, убеждение в необходимости  охраны экологической среды;

-организация выполнения  оборонно-спортивных комплексов  и нормативов;

-воспитание уважения  к Вооруженным Силам Республики  Беларусь и к защитнику Отечества,  воину;

-формирование у юношей  морально-психологической и физической  готовности к выполнению ими   конституционной обязанности по  защите Республике Беларусь;

-убеждение в необходимости  для Беларуси мира и международного сотрудничества [6].

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих  принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно  выделить следующие:

- сочетание в патриотическом  воспитании государственных и   общественных начал. Государственные  начала предусматривают работу  по патриотическому воспитанию  молодежи государственных учреждений. Эти начала особо актуальны  в воспитательной работе с  молодежью во всех учебно-воспитательных  учреждениях и Вооруженных Силах  Республики Беларусь. Общественные  начала патриотического воспитания  молодежи строятся на основе  добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно, чтобы как  государственные, так и общественные  начала в патриотическом воспитании  молодежи обязательно присутствовали  и взаимодействовали между собой.

-национальное равноправие   и единство. Этот принцип в   настоящее время является ключевым. Беларусь – унитарное государство,  но оно не мононационально.  Национальные амбиции, конфликты  или противостояния могут инициировать  элементы патриотизма в той  или иной национальной группе, но они коррозируют патриотизм  граждан государства в целом.  Патриотическое воспитание, напротив, способствует подавлению межнациональных  конфликтов, оно консолидирует общество.

- историзм и объективность.  Почти по всему комплексу патриотического  воспитания молодежи достижение  конечной воспитательной цели  становится возможным только  через показ исторического примера,  проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического  опыта. Это превращает историзм  из отличительной черты в принцип  патриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна  объективность представляемой информации  на уровне возможного в данный исторический момент.

- миротворчество через   патриотизм. Молодежь в ходе патриотического  воспитания приходит к неизбежному  выводу, что процветание ее Отечества  без мира весьма проблематично.  Таким образом, истинный патриот  всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание  молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи.

- единство патриотизма   и интернационализма. Истинный  патриот, пекущийся о процветании   своего Отечества, не может  не признавать такого же права  за патриотами иных государств. В этих противоположностях их  единство. Патриотическому воспитанию  молодежи Республики Беларусь  неизбежно должно соответствовать  и воспитание интернациональное.          Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:

- Культурно-исторический;

-Героико-исторический;

-Социально-политический;

-Духовный;

-Военно-технический.

Физический. Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотического  воспитания личности. Из них формируются различные направления.В соответствии с настоящей Концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики [6].

 

 1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности

    Залогом стабильного развития государства, как указывает Национальная доктрина образования, является активная гражданская позиция, патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание – одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.Гражданское воспитание –  это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте.Начинать такую деятельность необходимо с ознакомления с теми основными понятиями, которые помогут осознать сущность гражданского образования, так как совершенствование структуры понятий способствует разработке целостной системы, является механизмом развития и науки, и практики. Остановимся на определении следующих ключевых понятий.Гражданин – член общества или народа, состоящего под одним  общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданский – относящийся к гражданам, государственному или народному управлению, к подданству. Гражданство – состояние гражданина, звание, права и обязанности. Демократия (греческое – народовластие, т.е. народ и власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах власти и свободы.Следовательно, воспитание гражданина государства является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, который, по определению А.С. Гаязова, «обладает гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности» [33]. Следует отметить, что  качеств, которые определяют уровень  приближения личности к идеалу гражданина много, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя основными признаками, такими как нравственный, правовой и социально-политический.К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму – правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.Вышеуказанные признаки гражданственности  следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает сущность понятия «гражданственности» как: умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями; ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством; критическое отношение к социальной действительности, стремление ее преобразовать.Подводя итог вышесказанному, делаем вывод, что воспитание гражданина осуществляется в процессе гражданского образования, которое рассматривается как: комплексная часть социальных наук; комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.В качестве основных направлений гражданского образования, на наш взгляд, можно выделить: формирование гражданских качеств через освоение политической и правовой культуры; воспитание уважения к правам человека, ответственности перед обществом, усвоение его ценностей; экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.Итак, гражданское воспитание – это интеграция этико-политико-правовового образования в едином образовательном пространстве, под которым мы понимаем обогащенную социальную среду, способствующую формированию гражданственности как интегрированного качества личности, которое дает человеку возможность ощущать себя морально, социально, политически и юридически дееспособным и защищенным в данном государстве. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение учебного учреждения любого уровня аккредитации (предприятия, памятники истории и культуры, театры, музеи, консерватории, спортивные комплексы, оздоровительные учреждения) должно «работать» на воспитание гражданственности, что является подтверждением: гражданина воспитывает все.Для воспитания не подданного, а подлинно свободного гражданина, требуется создание такой образовательной  системы, которая бы, по определению Н. Воскресенской и И. Фрумина, развивала четыре формы гражданского образования: предметно-тематическую; межпредметную; институциональную; воспитательную [34]. Остановимся более подробно на каждой из них.Предметно-тематическая форма гражданского образования является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ. Главный акцент здесь делается на изучение и усвоение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программам, курсам, входящим в цикл общественных дисциплин. Как показывает практика, для успешного воспитания гражданских качеств, средствами общественных дисциплин необходимо: увеличение практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют ученика, вовлекают его в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, способствуют решению вопросов проблемного характера; усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся, большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно- математических предметов. Естественные науки вместе с общественными, создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира – природе, обществе, мышлении. Предметно-тематическая форма в целом базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний, что является ее несомненным достоинством, как быстрый способ распространения информации из сферы гражданского образования, что позволяет учащимся и их педагогам в сравнительно короткие сроки познакомиться с общей терминологией. Использование данной формы может быть продуктивным при следующих условиях: наполнения содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием; использование имитационных и не имитационных методов активного обучения; сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем через самоуправление, создание социальных проектов, а также проведение дебатов, дискуссий, диспутов в виде «ток-шоу». Следовательно, в процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего.Межпредметная форма гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет об умении учителя говорить на языке ценностей, т.е. воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе демократические.Приобщение юного поколения  к культуре своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких  культурных и духовных ценностях  – одно из главных направлений  воспитания гражданина в данной форме. Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Вот почему становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Нужно отметить, что среди  трудностей внедрения данной формы  – отсутствие у многих преподавателей практических навыков воодушевленной, безоценочной позитивно окрашенной речи. Обычно педагог проецирует на ребенка свои индивидуальные надежды, чаяния, политические и этические установки, неудовлетворенные интересы, моральные предпочтения, причем часто это происходит непреднамеренно (вместо того, чтобы преподавать учащимся общественно значимые моральные установки, он передает систему собственных моральных ценностей. Данный подход называется морализаторским).Он часто служит источником моральных конфликтов учителя с  учениками или их родителями. Чтобы избежать морализаторства, учитель должен встать на любую из позиций, разработанных для этой цели в практике международного преподавательского сообщества: информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера или члена группы, эксперта, консультанта, тьютора. Он должен стремиться к обсуждению с детьми значимых для них общественных проблем, предоставив для этого максимум информации. Педагог должен помочь своим воспитанникам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой.Существенная трудность  реализации межпредметного гражданского образования – это отсутствие институциональной поддержки педагогов, работающих в данной сфере. Школа зачастую остается один на один со своими проблемами, точно так же, как и педагогический коллектив. Некоторые образовательные учреждения сами начинают организовывать себе такого рода поддержку, создавая различные научно-методические центры, лаборатории, объединения, изменяя организацию в них жизни и отношение с социумом, тем самым приближая себя к элитному образованию.Институциональная форма  гражданского образования подразумевает наличие четырех сценариев существования гражданского образования в рамках жизни и социума.

Сценарий N 1. В образовательном  учреждении моделируются элементы взрослой жизни (например, детское самоуправление, которое подразумевает самостоятельность учащихся в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Оно реализуется благодаря самоанализу, самооценки, самокритики и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Девиз такого самоуправления: «От управления самим собою к управлению коллективом!»).

Сценарий N 2. Основные элементы детской жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, образовательная политика учреждения) приводятся в соответствии с демократическими ценностями (пример: школы самоопределения, которые обеспечивают гармонию человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Они предполагают самоценность человеческой жизни, индивидуальности, самобытности, смысла деятельности и всегда опираются на освоение таких ценностей, как Отечество, благосостояние, демократия, правовое общество, семья, трудовая деятельность, гражданская ответственность. Это, как отмечают Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Иванов, В.А. Караковский, гуманистический взгляд на воспитание).Сценарий N 3. Уклад жизни  детей, структура образовательного пространства (учебное, игровое, художественного творчества, правовое, пространство труда и социальной практики) выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев. Сценарий N 4. Гражданское  образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, дополнительного образования, дворцами детского и юношеского творчества, клубами и комнатами школьников своего района.Происходящий в рамках институциональной формы гражданского образования процесс самоидентификации  школ крайне важен в плане осознания школой степени ответственности перед обществом в деле воспитания граждан. Духовная сфера гражданского общества предвидит верховенство закона плюрализма в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, высокий уровень политической, моральной, правовой культуры. В таком обществе обязанности гражданина стоят выше, нежели обязанности власти во главе с президентом.Одной из ведущих форм гражданского образования является воспитательная. Это форма, которая способствует формированию общественного сознания и которая, как отмечает В.А. Караковский, должна иметь свою идеологию, базирующуюся на общечеловеческих и общественных ценностях. Успешность использования этой формы гражданского образования во многом зависит от принципов создания воспитательной системы, так как по словам Л.И. Новиковой, «воспитание успешно, если оно системно».Одним из ведущих принципов  такой системы является принцип  народности, подразумевающий учет национальных особенностей, который осуществляется через деятельностное активное участие подрастающего поколения в общественных делах своего государства, приобщения к языку, национальным культурам, обычаям и историческим традициям народов. Подтверждением этого служат слова К.Д. Ушинского: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» [43]. Вот почему особенностью воспитания гражданина Беларуси является его многонациональный характер. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей национальной культуры – ее высокая духовность.Особую значимость в  воспитании гражданина имеет принцип  личностного подхода. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям воспитанника, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом личностных качеств. Известно, что каждая личность уникальна и стремится к самореализации своего неповторимого внутреннего мира. Согласно А. Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворить потребности пяти уровней: выживание и биологические потребности; безопасность и уверенность в будущем; любовь и принадлежность к конкретной социальной группе; самооценка и самореализация. Каждый последующий уровень достигается при условии удовлетворения потребностей на предыдущем. Самореализация – основная цель личностного развития.Большое значение в воспитании гражданина имеет развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения. Подводя итог сказанному, приходим к выводу, что гражданское  образование может быть эффективным только тогда, когда деятельность всех государственных общественных институтов будет для подрастающего поколения эффективной и общественной. [33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3. Методика  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе.

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач  современной школы, ведь детство  и  юность - самая благодатная  пора для привития священного чувства  любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У  школьников  должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину  и  свой народ, уважение к его великим  свершениям  и  достойным страницам  прошлого.  Воспитание  гражданина - это многогранный процесс, в его  основе лежит целый комплекс задач, которые предстоит решить учителю:  воспитание  любви  и  преданности  семье, родному дому, школе, деревне, стране; формирование бережного отношения  к природе  и  всему живому;  воспитание  уважения к людям  своей страны; развитие любознательности детей к общественной жизни, народным традициям. [48]. Известная эмоциональность  младших   школьников  диктует  педагогу  необходимость облекать знания об обществе, Родине  и  ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции  и  чувства детей. Все дела, проводимые в классе, наглядные, конкретные. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так запланированная встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится  и  ее захочется повторить. Младшие   школьники,  в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание  патриотизма начинаем  с воспитания  любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями  и  переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать  и  убирать картошку; в родном доме всегда тепло  и  уютно. Это  и  есть для малыша Родина - близкая, понятная, родная, наполненная звуками  и  запахами. Это то, что называют малой родиной - тот клочок земли, где человек родился  и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы  и неудачи.Тема малой родины является очень продуктивной для  патриотического   воспитания. Уметь в малом, увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.Учитывается  и  такая  особенность  младших   школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений  и  новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют педагогу широкие  и  разнообразные возможности в организации  патриотического   воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая  и  общественно оцениваемая, очень нравится детям.Для  младших   школьников  необходимо объяснение реальных понятий добра  и  зла, обращение сознания  школьников  к высоким идеалам отечественной истории. С первых школьных дней следует формировать у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм – это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. В начальной школе определенная система мероприятий, направленная на  воспитание   гражданско-патриотических  качеств ребенка. Первые знания, которые получают воспитанники – знания о родной деревне, ее жителях, о родном районе, городе, Республике Беларусь. Особое внимание необходимо уделять проведению первого урока в новом учебном году. Создание условий для  воспитания   гражданско-патриотических  качеств должно происходить повседневно: на уроках  и  на внеклассных мероприятиях. Для  воспитания   гражданско-патриотического  сознания в классах необходимо использовать различные формы работы: классный час, классное собрание, информационный час, час общения, тематические  и  ролевые игры, марафон, викторины, турниры, встречи с ветеранами войны и знаменитыми людьми района, города, уроки мужества. Как итог занятий – написание мини-сочинения, отражение своих чувств в рисунке, поделке, фотографии, рассказ о боевом прошлом своих прадедов. Во время изучения курса «Мая Радзiма Беларусь» для учеников следует организовывать экскурсии по родному городу, по району, области где они знакомятся с историей  и современностью Могилева, узнают откуда пошли названия деревень, района, знакомятся с традициями, которыми славится местность. В самостоятельной поисковой деятельности, в которой ученикам помогают их родители, старшие школьники, одноклассники. Большим воспитательным потенциалом обладают уроки литературного чтения, курса «Человек  и мир», занятия факультатива «Мое Отечество», который можно организовать. На факультативных занятиях ребят знакомить с различными аспектами жизни Республики Беларусь: о ее территориальном положении, символике, соседях, обычаях, определять в чем смысл слов «гражданин», «гражданственность», какими качествами должен обладать гражданин Республики Беларусь. Патриотическое   воспитание   младших   школьников  более эффективно тогда, кода оно осуществляется на основе краеведческой работы. Использование местного краеведческого материала во внешкольной воспитательной работе затрагивает близкие детям чувства, активизирует наглядно-образное мышление, познавательную деятельность, содействует более легкому и твердому усвоению материала, формирует их коммуникативные навыки. Участвуя в краеведческой работе и совершая свои маленькие открытия,  школьники начинают воспринимать исторические события не как что-то далекое и нереальное, они становятся участниками боевых подвигов земляков, вместе с ними переживают горечь потерь и радость побед. Такие дети вырастут не безразличными и пассивными наблюдателями, а активными гражданами своей страны. Большое значение имеет волонтерская работа, ученики хорошо знают свои подшефных, заботятся о них, с удовольствием слушают их рассказы, оказывают постоянную помощь ветеранам войны, поздравляют в дни праздников. Те, в свою очередь, знакомят  школьников  с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей-пионеров и  школьников.Представляют интерес  уроки мужества, проводимые в классах. О главных страницах истории своей страны дети узнают от ветеранов войны  и  труда, которые приглашаются в начальные классы. Это почетные гости в праздничные даты к различным праздникам  и датам: Дню пожилых людей, Дню Победы, Рождественским праздникам, Дню защитника Отечества. Младшие школьники хорошо понимают: им оказана большая честь – готовить важное общешкольное дело  и непосредственно участвовать в нем. Необходимо придавать  очень важное значение проведению цикла бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста  и музыки гимна Республики Беларусь.  И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.В работе следует использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды  и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. В течение учебного года необходимо проводить выставки детских работ, тематические праздники, создать  и ежегодно пополнять классные уголки «Наше Отечество – Беларусь». Таким образом,  гражданско-патриотическое   воспитание   младших   школьников  характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность:  патриотические  акции и церемониалы, шефская работа, поиск материалов о подвигах родных  и  близких, героев-земляков, помощь в пополнении экспозиций школьного музея, разработка проектов детских инициатив. Важная предпосылка эффективности гражданско-патриотического   воспитания   младших   школьников  – своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе  и  нацеленным на подготовку патриотов [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1. Организация  воспитательной работы по формированию  гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь.

     Воспитание гражданственности  и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.Патриотизм и гражданственность  включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [16.В системе работы по гражданско-патриотическому  воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. Например, основным событием текущего года является празднование годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Организация воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях проводится под девизом «Беларусь. История Победы!» с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад белорусского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства, нацеленность белорусского общества на создание сильной и процветающей страны и воспитывающие патриотизм, гордость и ответственность за Беларусь. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы - граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возрастаНеформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы - «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией. В музее до конца года в рамках выставочного проекта «Беларусь. Триумф победителей» будут работать три выставки, посвященные 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Выставка «Трофеи войны» посвящена истории поиска и собирательства первых музейных предметов сотрудниками музея в 1943-1945 гг. Представлены образцы оружия, обмундирования и амуниции Германии и ее союзников, захваченные в боях войсками Красной армии и белорусскими партизанами, личные вещи нацистских чиновников из рабочих кабинетов в Берлине. На выставке «Битва за Беларусь» можно ознакомиться с событиями и ходом операции «Багратион» по освобождению Беларуси летом 1944 года, прочитать подлинные фронтовые письма-треугольники. Выставка «Беларусь партизанская» завершает выставочный проект. На выставке представлены коллекции рукописных партизанских журналов, произведений живописи, народного сопротивления и различных аспектов образа жизни партизан в тылу врага в годы немецко-фашистской оккупации. Также примером формирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканская акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражают названия акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа - частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина - Беларусь». В ходе проведения данной акции молодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину, показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводиться в конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению. Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а также любое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.Активное использование  в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств. Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня  информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.Все более популярными  среди педагогов становятся такие  формы обсуждения актуальных проблем образования и воспитания, обмена педагогическим опытом, как электронные (заочные) научно-практические конференции, семинары, круглые столы, которые позволяют наладить оперативное взаимодействие специалистов-практиков и ученых без отрыва от основной деятельности. В Республике Беларусь большое  внимание уделяется идеологии и  гражданско-патриотическому воспитанию молодежи как необходимому условию  формирования гражданского общества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям, программам детские организации объединяются в детское общественное движение. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан. Государственная поддержка  молодежных формирований означает признание  государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежных общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности детей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.Современные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира [18]. Самыми распространенными  молодежными организацими являются Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ), которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.Например, организация  БРСМ всебелорусской акции «За любимую Беларусь!», причиной создания которой является празднование дня Святого Валентина. Основной целью проведения данной акции является: воспитание у молодежи патриотизма, человеколюбия, уважения к мировым традициям истории и культуры.  [24]. Изготавливался коллективный символ «За любимую Беларусь!»: участникам Акции предоставлялась возможность в каждой первичной организации ОО «БРСМ» показать свое позитивное отношение к жизни, к родной стране, к своей семье, школе, предприятию, коллективу и т. д. Участники Акции прикрепляют к большому полотнищу в форме сердца (над ним оформлена надпись «За любимую Беларусь!») изготовленные из бумаги красно-зеленые сердечки, на которых пишут добрые слова и пожелания своим друзьям, одноклассникам, коллегам по работе, своему родному городу или поселку, белорусскому народу, родной Беларуси [25]. Также ярким примером может  послужить программа по патриотическому воспитанию «Патриот», которая помогает раскрыть у детей и молодежи гражданственность, патриотизм, готовность активно участвовать в созидательном процессе на благо Родины. Цель данной программы - создать оптимальные условия для воспитания у детей и подростков патриотизма как духовной составляющей личности.Часть программы реализуется  школами (в пионерских дружинах и  первичных организациях БРСМ) по пяти направлениям:

Информация о работе Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности