Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей
Задачи исследования.
Проанализировать состояние данной проблемы в научной литературе.
Изучить влияние музыки на развитие личности дошкольников.
Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….5
1.1. Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника……………………5
1.2. Виды музыкальной деятельности детском саду…………..…………..10
1.3. Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………15

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………..….20
2.1. Методика и организация исследования………………….……………….20
2.2. Изучение особенностей организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………21
2.3. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Формирование представлений о характере музыки у младших дошкольников.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….5

1.1. Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника……………………5

1.2. Виды музыкальной деятельности  детском саду…………..…………..10

1.3. Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………15

 

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………..….20

2.1. Методика и организация исследования………………….……………….20

2.2. Изучение особенностей организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………21

2.3. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников………………………………………..24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в  первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей [9].

Различные виды искусства  обладают специфическими средствами воздействия  на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка [14].

Музыка является одним  из богатейших и действенных средств  эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует  вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии [1].

Таким образом, перечисленные выше факты свидетельствуют о том, что тема, касающаяся роли воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности остается оптимальной и на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Объект исследования: самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Предмет исследования: организация самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников.

Цель исследования: изучить роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Задачи исследования.

    1. Проанализировать состояние данной проблемы в научной литературе. 
    2. Изучить влияние музыки на развитие личности дошкольников.
    3. Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.
    4. Подобрать рекомендации для воспитателей по организации самостоятельной музыкальной старших дошкольников.

Гипотеза: руководство самостоятельной музыкальной деятельностью со стороны воспитателя значительно увеличивает интерес детей к музыке.

Методы исследования:

Для решения задач  исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа научной литературы.

На  эмпирическом этапе  – наблюдение, анализ документации, опрос.

Для обработки результатов  использовался количественный и  качественный анализ.

База исследования: Исследования  проводилось на базе  дошкольного учреждения № 436.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), приложения  (2 наименования). Общий объем работы без приложения составляет  33 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

 

1.1. Значение  музыки в развитии ребенка-дошкольника

 

Общепризнанно, что одним  из эффективных средств воздействия  на формирование внутреннего мира личности является искусство. С античных времен искусству, как универсальной форме духовного обогащения личности, уделяли внимание многие поколения философов (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор и др.). Ценные результаты, посвященные проблемам эстетико-художественного воспитания представлены и в последующих работах деятелей науки и искусства эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени (Г. Гегель, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, К.Д.Ушинский, А.Ф.Лосев и др.) [3].

Следует отметить, что  отечественным музыкознанием и музыкальной педагогикой XX – начала XXI в. накоплен серьезный научно-теоретический опыт осознания музыки через педагогическую организацию процессов музыкальной деятельности на основе развития музыкального восприятия, музыкальных способностей, музыкального мышления, памяти, воображения, координации в движениях и др., что способствует развитию ребенка. Значительный вклад в теорию и методику музыкального обучения и воспитания внесли такие исследователи, как Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, Н.Я.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гроздненская, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, Е.В.Николаева, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, В.Г.Ражников, А.С.Соколов, К.В.Тарасова, Н.А.Терентьева, Л.В.Школяр, Б.Л.Яворский и многие другие [5].

Музыка, литература, живопись и другие виды искусства охватывают духовную жизнь человека всесторонне  и полно. В результате, воздействуя  на чувства и мысли человека, обучение и формирование ребенка через общение с искусством обеспечивает интенсивное и целенаправленное духовное обогащение личности.

Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на настроение, чувства, мысли, является музыка. Именно она как воплощение сферы эмоций благотворно воздействует на психику детей дошкольного возраста, так как ребенок всегда внутренне откликается на различные настроения и образы музыки. Музыкальные звуки воздействуют на клетки, ткани, кору головного мозга и органы чувств человеческого тела. Музыкальное искусство способствует активизации умственных способностей, качественному изменению процессов восприятия, памяти, мышления, внимания [11].

Музыка развивает ребенка  и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка [25].

Музыка для ребенка — мир  радостных переживаний. Чтобы открыть  перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но всеобщую, универсальную способность человека, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания (Э.В. Ильенков) [1].

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [2 с.18].

Занимаясь музыкальным  воспитанием, важно помнить и  об общем развитии детей. Дошкольники  имеют небольшой опыт представлений  о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка [16].

Музыка так же развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

В научных исследованиях  в области общей и музыкальной  психологии природе способностей уделяется  большое внимание (Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и другие) [4;6;18]. Развитие способностей связано с расширением знаний человека, приобретением определенных умений и навыков, основой которых служат временные связи (И.П. Павлов), образующиеся в коре головного мозга. К числу таких способностей относятся языковая, символическая, подражательная, коммуникативная, двигательная и другие.

Имеются исследования по проблеме формирования языковой способности (А.А. Леонтьев), музыкальных  способностей (Б.М. Теплов,), ритмических способностей (Г.А. Ильина, К.В. Тарасова), сенсорных способностей (Л.А. Венгер) и других[24].

В процессе музыкального воспитания детей учитывается, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности. Музыкальные звуки имеют определенные высоту, тембр, динамику и длительность. Различение основных свойств отдельно взятых музыкальных звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей [24].

В трудах отечественных  и зарубежных авторов отмечается, что проблема речевого ритма остается актуальной, так как в стадии решения  находятся даже самые элементарные проблемы ритмической организации  речи.

Ритмическая организация  речи, понимаемая как регулярность, соизмерность, основанная на особенностях физиологии и психологии, – наиболее распространенное понимание ритма речи. По мнению Н.И. Жинкина, речевой ритм выполняет важную функцию в организации двигательно-моторного стереотипа речи, который вырабатывается в раннем детстве и труднее всего поддается контролю со стороны говорящего, так как реализуется автоматически, бессознательно.

Ритм помогает соединить  слово, музыку и движение в специальных  комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Таким образом, музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь.

М.Я. Басов указывает  на то, что движение в известном смысле реализуется музыкальным процессом и придаёт важное значение не только изучению движений, но и изучению процессов регуляции, которые при таких условиях обнаруживаются очень ярко [23].

Сочетание музыки, движения и речи способствует развитию координации общих движений, тонкой моторики рук и произвольных мимических движений, нормализует темп и ритм дыхания, речи, что является важным для дошкольников. Это указывает на необходимость более глубокого изучения музыкально-ритмических характеристик речи и движения.

Суммируя работы в  области изучения ритма (Л.А. Чистович, 1966; В.Д. Шадриков, 1984; Л.П. Павлова, 1990 и  других), А.Л. Готсдинер устанавливает  уровни функционирования музыкально-ритмической  способности:

1) уровень коротких  психоакустических реакций, связанных с пространственным слухом, особыми проявлениями фонематического и досемантического музыкального слуха;

2) уровень отражения  регулярного чередования опорных  и не опорных ритмических единиц, которые соответствуют метру;

3) уровень отражения  ритмического рисунка мелодии, фразы, небольшого отрывка;

4) уровень отражения  ритмической организации отдельных  частей музыкального произведения, объединенных единым темпом [23].

Развитие у ребенка  музыкально-ритмической способности  находится в прямой зависимости от использования формирующих воздействий, которые ускоряют освоение детьми ритмических структур, приводят к развитию у дошкольников чувства ритма.

Исследователи солидарны во мнении, что становление чувства ритма  связано с развитием восприятия, моторики и зрительно-двигательной координации, речи и эмоциональной сферы ребенка, входящими в психологическое содержание музыкально-ритмической способности [22].

Таким образом, очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

 

 

1.2. Виды музыкальной деятельности в детском саду

 

С удовольствием занимаются шестилетние дети музыкальной деятельностью: восприятием музыки, исполнительством, сочинительством и т. д. Каждый из этих видов музыкальной деятельности оказывает влияние на развитие музыкальных  способностей, личности ребенка в  целом [13].

В 6—7 лет ребенок уже  способен выслушать музыкальное  произведение до конца, запомнить и  узнать его, различить его основную тему и характер, яркие средства музыкальной выразительности. Восприятие музыки как вида деятельности включает также восприятие детьми музыки в связи с ее последующим исполнительством, музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей. В восприятии музыки тесно переплетаются интеллектуальное и эмоциональное начала [19;20].

Информация о работе Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника