Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей
Задачи исследования.
Проанализировать состояние данной проблемы в научной литературе.
Изучить влияние музыки на развитие личности дошкольников.
Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….5
1.1. Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника……………………5
1.2. Виды музыкальной деятельности детском саду…………..…………..10
1.3. Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………15

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………..….20
2.1. Методика и организация исследования………………….……………….20
2.2. Изучение особенностей организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………21
2.3. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Формирование представлений о характере музыки у младших дошкольников.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)
  • как деятельность ребенка-композитора;
  • как деятельность ребенка-дирижера;
  • как деятельность ребенка-музыкального актера;
  • как деятельность ребенка-режиссера музыкальных игр.

5. Принцип разнообразия  задач, решаемых в процессе  стимулирования детского творчества. Реализация данного принципа обеспечивается в первую очередь отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей. Поэтому круг задач, которые могут решаться в процессе организации музыкального творчества, практически неисчерпаем.

Каким же может быть репертуар, стимулирующий творческую музыкальную  деятельность ребенка?

Самостоятельные творческие проявления ребенка в большей  степени могут касаться:

  • музыкально-игровой деятельности;
  • музыкально-театрализованной деятельности;
  • музыкально-сочинительской деятельности.

Учитывая тот факт, что в случае самостоятельной  деятельности детей большую роль играет оснащение музыкального уголка, следует принять во внимание следующее: так многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять мультипликационные и художественные фильмы.

Таким образом, полноценно организованная среда с учетом возрастных особенностей детей и их интересов уже само по себе способствует стимуляции детей к музыкальному творчеству. Со стороны воспитателей руководство заключается в том, чтобы приобщить к этому как можно больше дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольном учреждении № 436 города Минск, изучив документацию воспитателей, мы пришла к выводу, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность самостоятельной музыкальной деятельности детей. Только при соблюдении всех требований к руководству самостоятельной музыкальной деятельности в группе дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

После того, как с воспитателями  была проведена работа, направленная на стимуляцию их к организации самостоятельной  музыкальной деятельность, произошли и значительные изменения в отношении детей к музыке. Пополнение музыкального уголка новые инструментами, играми, магнитофоном, костюмами для театральной деятельности поспособствовало тому, что дети стали с большим интересом относится к музыке. Чаще стали играть в музыкальных уголках. Таким образом, наш гипотеза о том, что руководство самостоятельной музыкальной деятельностью со стороны воспитателя значительно увеличивает интерес детей к музыке – подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы  показал, что одним из наиболее ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на настроение и душевное состояние человека, по праву считается музыка. Она является неиссякаемым источником, способным разбудить у ребенка чувства, воображение, фантазию, а также повлиять на его физиологию, психику, мировоззрение. Поэтому музыка достаточно широко используется в учебно-воспитательном процессе. Наиболее оптимальным для музыкального развития является дошкольный возраст.

В практической части работы нами были проанализированы особенности организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду. Результаты исследования показали, что не во всех группах дошкольного учреждения ведется работа, направленная на развитие музыкальных способностей. Чаще под «самостоятельной деятельностью детей» воспитатели понимают такую деятельность, где не требуется их помощь.

Нами были даны педагогам  рекомендации по организации музыкальной  деятельности детей, расширен значительно  ассортимент музыкальных игрушек, музыкальных игр, песенно-танцевальный репертуар. После проведения подобной работы произошли заметные изменения в отношениях детей к музыке. Ребята стали чаще играть в музыкальном уголку, более бережно относится к инструментам.  Таким образом, наш гипотеза о том, что руководство самостоятельной музыкальной деятельностью со стороны воспитателя значительно увеличивает интерес детей к музыке – подтвердилась.

Перспективной дальнейшего  исследования на наш взгляд, является вопрос, касающийся преемственности в работе  музыкального руководителя, воспитателей и родителей в плане развития музыкальных способностей детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. — М., 1989.
  2. Белова Е. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М., 1998.
  3. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 2000.
  4. Ветлугина Н., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М., 1981.
  6. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
  7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М., 2005.
  8. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М., 2003.
  9. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.
  10. Дубровская Е. Теория и методика музыкального воспитания. — М., 1991.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. — СПб., 2003.
  12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. — М., 2005.
  13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
  14. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. — М., 1999.
  15. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сб. музыкально-речевых игр. — М., 1998.
  16. Манакова И., Салмина А. Дети. Мир звуков. Музыка. — Свердловск, 1993.
  17. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание. -  1998. -  № 2. – с. 114 – 116.
  18. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980.
  19. Немов Р. С. Психология: в 3 т.  М.., 1994. —Т.2.
  20. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 2002.
  21. Радынова О. Музыкальные шедевры: программа и методические рекомендации. — М., 2000.
  22. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Под.ред.О.П.Радыновой – М., 1994.
  23. Славина-Бурнина Л.Н. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе. Авторе на соиск. степ.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М., 1996.
  25. Фольклор—музыка—театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Репертуар для дошкольников, способствующий  организации самостоятельной музыкальной деятельности.

Репертуар для  самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям.

Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать  детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка».

В мировой музыкальной  практике есть уникальный опыт развития специальных музыкальных театров для детей. Чувство чрезвычайной гордости можно испытывать за то, что создателем первого в мире такого театра является отечественный педагог, музыкант, режиссер — Н. И. Сац . Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Перечислим некоторые из них.

Оперы:         

М. Красев. «Морозко»

М. Коваль. «Волк и семеро козлят»

Э. Колмановский. «Белоснежка  и семь гномов»

М. Раухвергер. «Красная Шапочка»

Я. Солодухо. «Город мастеров»

Т. Хренников. «Мальчик-великан»

И. Морозов. «Золотой ключик»

М. Минков. «Волшебная музыка»

Э. Хагагортян. «Шапка с  ушами»

Г. Шедль. «Свинопас»

Ш. Чалаев. «Джунгли» («Маугли»)

М. Зеленая. «Снова Винни-Пух»

 

Балеты:     

Л. Половинкин. «Негритенок  и обезьяна»

И. Сац, М. Раухвергер. «Синяя птица»

К. Дебюсси. «Ящик с  игрушками»

Е. Ларионова. «Комар и  самовар»

М. Раухвергер. «Колобок»

 

Репертуар для  самостоятельной музыкально-сочинительской деятельности. Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются:

  • яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность;
  • конкретность образа; выразительность образа.

Для развития музыкальных (певческих и танцевальных) импровизаций можно рекомендовать следующие произведения.

Программные произведения:       

Э. Григ. «Песня сторожа», «Танец эльфов», «Колыбельная», «Танец с прыжками», «Бабочка», «Одинокий  странник», «Птичка», «Весной»;

П. Чайковский. «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармошке играет», «Нянина сказка», «Баба-яга», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»;

П. Чайковский. «Времена года»: «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песнь косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки»;

А. Вивальди. «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

М. Мусоргский. «Картинки  с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»), «Старинный замок».

Жанровые произведения: 

Э. Григ: «Ариетта», «Вальс», «Народная мелодия», «Мелодия», «Элегия», «Родная песня»;

В. А. Моцарт. «Немецкие  танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (фа мажор), № 3 (си-бемоль мажор), № 5 (соль мажор), № 8 (до мажор);

А. Дворжак. «Славянские  танцы»: № 1 (до мажор), № 2 (ми минор), № 3 (ля мажор), № 7 (до мажор), № 8 (соль минор), № 10 (ми минор);

И. Брамс. «Венгерские  танцы»: № 1 (соль минор), № 5 (соль минор), № 6 (ре мажор), № 17 (фа минор), № 20 (ми минор).

 

Детские песни:    

«Дружат дети всей земли». Музыка. Д. Львова-Компанейца, слова  В. Викторова;

«Будет горка во дворе». Музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко;

«Яблонька». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Забилы;

«Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели, слова С. Богомазова;

«Наш огород». Музыка В. Витлина, слова А. Пассовой;

«Прогулка». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой;

«Деревца». Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

Этот, весьма примерный  перечень музыкального материала, еще  раз показывает широту возможностей подбора произведений в стимулировании музыкально-творческой деятельности детей  дошкольного возраста.

 


Информация о работе Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника