Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей
Задачи исследования.
Проанализировать состояние данной проблемы в научной литературе.
Изучить влияние музыки на развитие личности дошкольников.
Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….5
1.1. Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника……………………5
1.2. Виды музыкальной деятельности детском саду…………..…………..10
1.3. Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………15

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………..….20
2.1. Методика и организация исследования………………….……………….20
2.2. Изучение особенностей организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………21
2.3. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Формирование представлений о характере музыки у младших дошкольников.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам [17].

Восприятие – это  отражение в коре головного мозга  предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности [21].

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через  музыкальное исполнительство –  пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах [17].

Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому, так важно использовать все виды музыкальной деятельности [17;22].

Пение является первым и  наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. В процессе пения не только успешно развиваются музыкальные сенсорные способности (особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Широко распространена в дошкольном возрасте и музыкально-ритмическая деятельность детей. В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы и движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка. Как верно отмечал еще основатель системы ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» [10, с.150].

Ритмика – один из видов  музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными  реакциями (вокализациями, мелкими  движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия  ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает» [24, с.200]. Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию» [23, с.88].

Все шире используется в этом возрасте и такой вид исполнительства, как игра на детских музыкальных инструментах. При этом используют не только самые простые ударные игрушки и инструменты (погремушки, колокольчики, бубен, треугольники, барабан), но и металлофоны, цитры, триоли, флейты и др. Этой деятельностью дети занимаются как индивидуально, так и в группе (небольшом ансамбле, оркестре). В шестилетнем возрасте детские музыкальное исполнительство становится все более выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте.

Игра на детских музыкальных  инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских  музыкальных инструментов и игрушек  обогащает музыкальные впечатления  для школьников, развивает их музыкальные  способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные  возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных  инструментах, педагог должен учитывать  индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа [2].

Особое место в музыкальной  деятельности детей занимает сочинительство (песенное, музыкально-игровое и  танцевальное), импровизация на детских  музыкальных инструментах. Включаются дети шестилетнего возраста и в музыкально-образовательную деятельность, в процессе которой они овладевают музыкальной грамотой [9].

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

 

 

1.3. Роль воспитателя  в организации самостоятельной  музыкальной деятельности старших  дошкольников

 

Музыкальная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.

Особенности воздействия  воспитателя в том, что он незаметно  для ребенка побуждает его  к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение на занятиях строится так, чтобы дети действовали  не только по прямому указанию и  показу воспитателя, но и без его  помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, играть на музыкальных инструментах.

Другое педагогическое условие  — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце.

Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных музыкальных инструментов, театральных игрушек. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.

И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома [1;5].

В своей самостоятельной деятельности каждый отражает впечатления от праздников, следовательно, ее содержание в известной  степени зависит от праздничного литературно-музыкального репертуара, оформления помещения, костюмов и т. д. На занятиях, праздниках, во время развлечений дети пользуются одними и теми же художественными материалами. Но если на занятиях им показывают, как пользоваться этими материалами, то в своих играх они выбирают их по собственному желанию, применяя при этом уже освоенные приемы.

В семье и в детском саду дети приобщаются к музыкальной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.

Методические приемы, которые применяются  при обучении, многообразны. Они  характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к музыкальному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок.

В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым  материалом воспитателю лучше применять  метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно  усваивает эти способы. Позже  педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д.

Метод формирования способов самостоятельных действий применяется  тогда, когда ребенок сам находит  необходимый прием исполнения, создает  новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.

Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла  необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Так, при  драматизации сначала нужно распределить роли, подготовить место действия кукольных персонажей и т. д. Ребенка надо ставить в такие ситуации, чтобы он выбрал из многих вариантов один, более удачный. Дети неоднократно пробуют, оценивают свое исполнение, сами его исправляют.

Информация о работе Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника