Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования: изучить роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей
Задачи исследования.
Проанализировать состояние данной проблемы в научной литературе.
Изучить влияние музыки на развитие личности дошкольников.
Проанализировать особенность организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….5
1.1. Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника……………………5
1.2. Виды музыкальной деятельности детском саду…………..…………..10
1.3. Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………15
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………..….20
2.1. Методика и организация исследования………………….……………….20
2.2. Изучение особенностей организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников…………………………………………21
2.3. Рекомендации по организации самостоятельно музыкальной деятельности старших дошкольников………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….32
Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность не проходит без участия воспитателя. Последнему необходимо организовать предметную среду для занятий музыкой. Способствовать тому, что бы знания и впечатления в области музыки у детей постоянно пополнялись и постоянно стимулировать детей к занятиям музыкальной деятельностью.
Выводы по первой главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами были сделаны следующие выводы:
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ литературы показал, что музыка оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности, она неотъемлемая часть жизни любого человека. Однако музыкальных занятий в дошкольном учреждении недостаточно, чтобы дать детям необходимый запас знаний, развить музыкальные способности. В связи с этим, немаловажную роль играет организация самостоятельной музыкальной деятельноси дошкольников в группе.
Цель данной курсовой работы заключалась в изучении роли воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности старших дошкольников. В связи с этим в практической части работы решались следующие задачи:
В качестве методов исследования были выбраны следующие: наблюдение, анализ документации, опрос детей и педагогов.
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.
База исследования послужило дошкольное учреждение № 436. В исследовании принимало участие 3 старшие группы д/у - №6,7,10 (общая численность детей – 60) и 6 воспитателей.
Изучение особенностей самостоятельно музыкальной деятельности детей проходило в несколько этапов.
1. Изначально были просмотрены музыкальные уголки в группах на наличие в них необходимых предметов для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Анализ показал, что содержимое музыкальных уголков в каждой группе примерно одинаковое. Несмотря на то, что у дошкольного учреждения достаточно неплохая материальная база, детских музыкальных инструментов в уголках было не много, хотя и соответствовало основным требования программы. Детальное рассмотрение инструментов показало, что не все они были исправны. Более того, новых игрушек, за исключением дудочек и маракасов, не было. Примечательным был тот факт, что в уголках находились музыкальные инструменты, изготовленные совместно воспитателями и детьми, а так же их родителями: это были пластиковые бутылки с разным наполнением. Их можно использовать, как шумовой инструмент.
В каждой группе музыкальный уголок располагался в доступном для детей месте. Рядом, как правило, располагался и театральный уголок, наполненный необходимыми атрибутами для творчества детей.
В группе №6 в музыкальном уголке была настольно-печатная игра по знакомству дошкольников с нотами. Так же в данной группе был маленький однокассетный магнитофон и кассеты с детскими песенками к нему. По словам детей, им было разрешено самостоятельно включать его.
В группе №7 на заднем плане уголка
были расположены картинки с изображением
героев музыкальных мультфильмов: Крокодил
Гена, Кот Леопольд, Чебурашка и
т.п. Данные иллюстрации использовались
для организации
2.Далее нами было проведено в течение недели наблюдение за свободной деятельностью детей. Оно показало, что дети в группах №6 и №10 редко пользуются музыкальным уголком. Чаще всего они просто берут барабан и дудочку и используют как элемент игры, но не музыкальной деятельности. Т.к. создается шумовой эффект, воспитатели периодически забирали у детей инструменты и клали на место. Заметно было стремление воспитателей больше подержать порядок в уголке, чем поспособствовать организации самостоятельной деятельности детей. Что касается песенного творчеств, то оно присутствует в играх дошкольников. Песни современные и, как правило, сопровождают режимные моменты у детей. Музыку включали детям только в группе №6, т.к. там есть магнитофон. Под музыку дети танцевали и придумывали свои движения. Атрибуты из театрального уголка также практически не использовались в самостоятельной деятельности детей.
3. На следующем этапе нами был проведен анализ планов воспитателей. Были получены следующие результаты:
Следует отметить, что
самостоятельную музыкальную
4.Далее нами был проведен опрос дошкольников.
На вопрос, нравится ли им музыка, все ответили да. Среди наиболее понравившихся песен дети чаще всего называли современные эстрадные. Следует отметить, что девочки также упоминали и песни, заученные на занятиях.
На вопрос «Ты бы хотел играть в оркестре на инструментах?» 70% детей ответили да. Оставшиеся - нет или не знаю. Мотивировали свои ответы тем, что не умеют пользоваться инструментами.
На вопрос «На каких инструментах ты бы хотел играть?» ответы распределились следующим образом: на первом месте – пианино (девочки) и Барабан (мальчики), на втором – дудочка, на третьем месте – ксилофон. Реже использовались названия струнных инструментов и духовых, образцы которых не присутствовали в группе. Это говорит о том, что с детьми не очень хорошо организованная просветительская работа.
Далее дошкольникам были показаны изображения инструментов и просьба их назвать. Примечателен тот факт, что дошкольники знали только те инструменты, которые есть у них в группе. При этом не все смогли правильно назвать ксилофон и цимбалы.
Опрос показал, что дома родители так же не уделяют ребенку должного внимания в плане музыкального развития: только 3 ребенка из 3-х групп посещают музыкальные школы. Так же только примерно у 50% детей есть музыкальные инструменты дома (игрушки).
Таким образом, проведенная нами работа свидетельствует о том, что в группах детского сада недостаточно хорошо организована самостоятельная музыкальная деятельность детей. Воспитатели неактивно принимают участие в ее руководстве, редко способствуют стимуляции детей к занятиям музыкой.
Как уже было описано ранее в теории, деятельность на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
Педагогические условия организации самостоятельной музыкальной деятельности:
Чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен:
— подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;
— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;
- применять разнообразные
приемы, побуждающие детей
— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).
Следует отметить, что отбор репертуара для свободного музыкального творчества детей должен подчиняться определенным принципам:
1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Реализация этого принципа в данном случае предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура — уже есть результат самовыражения ребенком внутреннего мира, уже есть творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющийся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации детей могут стать тем репертуаром, который будет стимулировать развитие детского творчества.
2. Принцип учета
деятельностной природы
3. Принцип учета
эмоционального опыта ребенка
в процессе творчества
4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества. Реализация данного принципа предусматривает составление педагогом монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно:
Информация о работе Значение музыки в развитии ребенка-дошкольника