В. Шутц выделяет три типа
"нормального" межличностного поведения
внутри каждой области, которые соответствуют
разным, степени удовлетворения соответствующих
потребностей:
- Дефицитарное поведение, предполагающее, что индивид прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
- Чрезмерное - индивид постоянно пытается, во что бы то ни стало удовлетворить потребности;
- Идеальное поведение - потребности адекватно удовлетворяются.
Характеристика основных межличностных
потребностей и типов межличностного
поведения.
Потребность "контроля"
Для каждой области описано также
патологическое поведение. Характерные
способы поведения двух индивидов
в межличностном взаимодействии
могут быть либо совместимыми, либо
нет. В.Шутц определяет межличностную
совместимость как такие отношения
между двумя или более индивидами,
при которых достигается та или
иная степень взаимного удовлетворения
межличностных потребностей.
- Социально дефициентный тип. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.
- Социально чрезмерный тип - экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.
- Социально выровненный тип - индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.
- Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.
Потребность "включения"
Потребность "включения" - это
потребность создавать и поддерживать
удовлетворительные отношения с
другими людьми, на основе которых
возникают взаимодействие и сотрудничество.
С точки зрения самооценки данная
потребность проявляется в желании
чувствовать себя ценной и значимой
личностью, нравиться, привлекать внимание
и интерес, в стремлении добиться
признания, извести истиц одобрения.
Быть человеком, непохожим на других,
т.е. быть индивидуальностью - другой аспект
потребности "включения". Оспенным
в этом выделении из массы других
является то, что для достижения
полноценных взаимоотношений с
людьми нужно добиться понимания, почувствовать,
что окружающие видят присущие лишь
индивиду черты и особенности.
Характерные способы поведения
в этой области формируются, прежде
всего, на основе детского опыта. Отношения
"родитель-ребенок" могут быть
либо позитивными (ребенок находится
в постоянном контакте и взаимодействии
с родителями), либо негативными (родителя
игнорируют ребенка, их контакты минимальны).
В последнем случае ребенок испытывает
чувство того, что он незначительная
личность, переживает страх, который
пытается подавить либо устранить.
Эта потребность определяется, как
потребность создавать и сохранять
удовлетворительные отношения с
людьми, опираясь на контроль и силу,
как необходимость чувствовать
себя компетентной и ответственной
личностью. Поведение, вызванное этой
потребностью, относится к процессу
принятия решений, а также затрагивает
области силы, влияния, авторитета.
Оно может варьировать от стремления
к власти, авторитету и контролю
над другими (и, более того, над
чьим-то будущим) до желания быть контролируемым,
быть избавленным от любой ответственности.
Важно отметить, что не существует
жестких связей между поведением,
направленным на доминирование над
другими, и поведением, направленным
на подчинение другим в одном человеке:
Люди, которые доминируют лад другими,
могут различаться по тому, как
они позволяют другим управлять
собой. Поведение в этой области
кроме прямых форм имеет также
и косвенные, особенно в среде
образованных и вежливых людей.
Замкнутостью, либо интенсивной попыткой
включиться в другие группы. В зрелом
возрасте появляются следующие типы
межличностного поведения.
- Социально дефициентный тип - человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих.
В зрелом возрасте диагностируются
следующие типы поведения в области
контроля.
- Абдикрат - это личность с тенденцией к подчинению, отказ от власти ("абдикрации") и отказу от влияния в поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Обычно - последователь кого-либо или лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что мало способен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.
- Автократ - это личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за нею решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.
- Демократ - это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.
- Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.
Потребность в "аффекте"
Она определяется как потребность
создавать и поддерживать удовлетворительные
отношения с другими людьми, опираясь
на любовь и близкие, теплые эмоциональные
контакты. На эмоциональном уровне
она проявляется в способности
индивида любить других людей и в
осознании того, что он любим другими
в достаточной степени, что он
достоин любви. Данная потребность
обычно касается личных эмоциональных
отношений между двумя близкими
людьми (парных взаимоотношений) и ведет
к поведению, направленному на эмоциональное
сближение с партнером или
партнерами. В детстве, если воспитание
ребенка было неадекватным в эмоциональном
плане, может сформироваться чувство
страха, которое индивид в последствии
может попытаться преодолеть различными
способами, вырабатывая соответствующие
типы поведения.
- Чувственно дефицитный тип - индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. "Утонченный метод" - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни "включения", заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной личности.
- Чувственно чрезмерный тип пытается сблизиться со всеми чет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его мог, отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.
- Чувственно уравновешенный тип — индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.
- Патология. Трудности в эмоциональной области обычно ведут к неврозам.
Характеристика опросника:
В оригинале данный опросник, разработанный
В.Шутцем, носит название FIRO-B (Fundamental
Interpersonal Relation Orientation), "В" (behaviour) означает
уровень, на котором проведено исследование.
Опросник предназначен для оценки
поведения человека в три основных
областях межличностных потребностей:
"включения" (I), контроля" (С) и "аффекта"
(А). Внутри каждой области принимают во
внимание два направления межличностного
поведения: выраженное поведение индивида
(е), т.е. мнение индивида об интенсивности
собственного поведения в данной области;
и поведение, требуемое индивидом от окружающих
(w), интенсивность которого является оптимальной
для него.
- и методы математической статистики.
База для
исследования: в исследовании принимали участие
60 студентов с первого по четвертый курс
ЮРГИ очно-заочного обучения в возрасте
18-45 лет, из них 30 студентов факультета
"Практической психологии" и 30 студентов
"Экономического" факультета, где
контрольной группой являются студенты
Экономического факультета, исходя из
поставленной нами гипотезы.
2.1 Исследование
Данное исследование было
разделено на два основных этапа:
- на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;
- на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.
Приводим полученные данные
по первому этапу практического
исследования:
|
данные по шкалам: |
Испытуемый
№ n/n |
Включение I |
Контроль С |
Аффект А |
№1 (муж.,
24 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Aw – низкое |
№2 (жен.,
22 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Ае – высокое |
№3 (жен.,
18 лет) |
Ie – низкое |
Cw – высокое |
Ае – низкое |
№4 (жен.,
30 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – низкое |
№5 (жен.,
28 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№6 (жен.,
27 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№7 (жен.,
19 лет) |
Ie – низкое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№8 (жен.,
22 лет) |
Iw – высокое |
Се – высокое |
Aw – низкое |
№9 (жен.,
23 лет) |
Iw – высокое |
Cw – высокое |
Ае – высокое |
№10 (жен.,
23 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Ае – высокое |
№11 (жен.,
25 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Aw – низкое |
№12 (жен.,
20 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№13 (жен.,
26 лет) |
Iw – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№14 (жен.,
23 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№15 (жен.,
18 лет) |
Ie – низкое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№16 (жен.,
19 лет) |
Ie – низкое |
Се – низкое |
Aw – низкое |
№17 (жен.,
22 лет) |
Iw – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№18 (жен.,
20 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№19 (жен.,
21 лет) |
Ie – низкое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№20 (жен.,
26 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№21 (жен.,
21 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Ае – низкое |
№22 (жен.,
20 лет) |
Iw – высокое |
Се – низкое |
Aw – низкое |
№23 (жен.,
18 лет) |
Iw – низкое |
Се – высокое |
Ае – низкое |
№24 (жен.,
24 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№25 (жен.,
26 лет) |
Iw – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№26 (жен.,
39 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Aw – низкое |
№27 (жен.,
34 лет) |
Ie – высокое |
Се – высокое |
Ае – высокое |
№28 (жен.,
28 лет) |
Ie – высокое |
Cw – высокое |
Ае – высокое |
№29 (жен.,
22 лет) |
Iw – низкое |
Се – высокое |
Aw – низкое |
№30 (жен.,
21 лет) |
Iw – высокое |
Се – высокое |
Ае – низкое |