Адаптация у студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Бурные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Цель данного исследования состоит в диагностике социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

адаптац у студентов.docx

— 149.68 Кб (Скачать файл)

 

Табличные данные свидетельствуют  о том, что большинству студентов-психологов свойственно эмоционально-контактное отношение к людям (шкала A), тенденцию искать социальные контакты и поддерживать их (шкала I) и высокие показатели ответственности и контроля (шкала C).

Подведем итоги по первому  этапу исследования:

  1. шкала Включение I:
    • "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 36,7% (11 испытуемых);
    • "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 16,7% (5 испытуемых);
    • "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 6,7% (2 испытуемых);
    • "Iw – высокое" - предполагает, что индивид имеет сильную потребность быть принятым остальными и принадлежать к ним – 40% (12 испытуемых).
  2. шкала Контроль С:
    • "Се – высокое" – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью – 56,7% (17 испытуемых);
    • "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 33,3% (10 испытуемых);
    • "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 10% (3 испытуемых).
  3. шкала Аффект А:
    • "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 23,3% (7 испытуемых);
    • "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 43,3% (13 испытуемых);
    • "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 33,4% (10 испытуемых).

Вывод по первому  этапу исследования: низкие показатели шкал в основном у студентов-психологов с возрастом от 18 до 21 года, т.е. у первокурсников и второкурсников, которые еще не смогли в полной мере адаптироваться к своему социальному окружению.

Второй этап исследования был введен для проверки нашей гипотезы, т.к. мы считаем, что у студентов психологического факультета степень социально-психологической адаптации выше, чем у студентов других вузов.

Была произведена диагностика  студентов экономического факультета с помощью опросника (приложение №1). Приводим полученные данные по второму этапу практического исследования:

 

 

данные по шкалам:

Испытуемый  № n/n

Включение I

Контроль С

Аффект А

№1 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Се – низкое

Aw – низкое

№2 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№3 (муж., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№4 (жен., 30 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Aw – низкое

№5 (муж., 21 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№6 (муж., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№7 (жен., 19 лет)

Ie – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№8 (жен., 22 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№9 (муж., 24 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Ае – низкое

№10 (жен., 23 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№11 (жен., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№12 (муж., 25 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№13 (жен., 26 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Aw – низкое

№14 (жен., 23 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№15 (муж., 21 лет)

Iw – низкое

Се – низкое

Ае – низкое

№16 (жен., 19 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№17 (жен., 22 лет)

Ie – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№18 (муж., 24 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№19 (жен., 21 лет)

Ie – высокое

Се – низкое

Aw – низкое

№20 (муж., 45 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое

№21 (жен., 21 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№22 (жен., 20 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№23 (муж., 34 лет)

Ie – высокое

Cw – низкое

Ае – высокое

№24 (жен., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№25 (муж., 27 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Aw – низкое

№26 (муж., 19 лет)

Iw – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№27 (жен., 34 лет)

Ie – высокое

Cw – высокое

Ае – низкое

№28 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Aw – низкое

№29 (муж., 20 лет)

Ie – низкое

Cw – высокое

Ае – низкое

№30 (муж., 24 лет)

Iw – низкое

Cw – низкое

Ае – высокое


 

Мы получили следующие  данные:

  1. шкала Включение I:
    • "Ie – высокое" - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать – 23,3% (7 испытуемых);
    • "Ie – низкое" - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать – 20% (6 испытуемых);
    • "Iw – низкое" - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с малым количеством людей – 56,7% (17 испытуемых);
  2. шкала Контроль С:
    • "Cw – низкое" – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой – 33,3% (10 испытуемых);
    • "Се – низкое" - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности – 13,3% (4 испытуемых);
    • "Cw – высокое" - отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений – 53,3% (16 испытуемых).
  3. шкала Аффект А:
    • "Aw – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения – 56,7% (17 испытуемых);
    • "Ае – высокое" - предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения – 16,7% (5 испытуемых);
    • "Ае – низкое" - означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений – 26,7% (8 испытуемых).

Вывод по второму  этапу исследования: как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет  низкие показатели эмоционально-контактного  отношения к людям и высокие  показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической  адаптации выше, чем у студентов  других факультетов подтвердилась.

 

 

Заключение

 

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько  велика, что и решению это проблемы – Динамика социально-психологической  адаптации студентов-психологов, уже  неоднократно обращались, и будут  обращаться в последующие годы снова  и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается  вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические  аспекты изучения проблемы в исследованиях  Богоявленской Д.Б., Кулюткина Ю.Н., Милославовой Н.А. подчеркивается зависимость  адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.

Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации  разрабатываются многими учеными  по целому ряду направлений: адаптация  личности в различных группах  и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной (Гапонова, 1994 и др.), трудовой, производственной деятельности (Жмыриков,1989; Прохватилов, Шалыто,1989 и др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.

Ряд плодотворных изысканий  в направлении изучения социально-психологической  адаптации личности в различных  сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач  исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

Исследование было разделено  на два основных этапа:

1. на первом этапе – мы провели диагностику социальной адаптации с помощью опросник межличностных отношений (ОМО) (приложение №1) на группе студентов-психологов;

2. на втором этапе – мы также провели диагностику социальной адаптации с помощью той же методики (см. приложения №1), но на контрольной группе студентов – экономического факультета.

Как мы видим из полученных данных с помощью "Опросник межличностных отношений" (ОМО) данные из группы студентов экономического факультета отличаются от данных студентов-психологов.

Явным отличием является то, что вторая группа испытуемых имеет  низкие показатели эмоционально-контактного  отношения к людям и высокие  показатели контроля, и низкие показатели установления близких интимных отношений.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов-психологов степень социально-психологической  адаптации выше, чем у студентов  других факультетов подтвердилась.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.
  2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 1973.- С. 25-27.
  3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С.3-17.
  4. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. //Психологический журнал, 1996, С.60-71
  5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1.- С. 92-100.
  6. Беребин М.А. Методологические основания системных исследований психической адаптации. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т.– СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т.1, С. 6-8.
  7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
  8. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование - Л., 1973.- С. 92-97.
  9. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. - Владивосток, 1988. - 164 с.
  10. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Соци-ально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии - Новосибирск, 1979.- С. 238-263.
  11. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсаль-ный биологический механизм приспособления. - М., 1987. - 176 с.
  12. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптированность и ее относительность // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.
  13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обу-чения // Психол.журн. - 1994.- Т.15.- N 3.- С. 131-135.
  14. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003.
  15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 1994.- N 8-9.- С. 3-16.
  16. Данияров С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологи-ческих и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Пси-хол. журн.- 1989.- N 1.- С. 99-105.
  17. Дикая Л.А., Калинина Н.Г. Адаптация к процессу обучения студентов средних специальных учебных заведений// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2003. – Т. 3. С. 96-99.
  18. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М., 1979.- С. 220.
  19. Казначеев В.П. Два типа реагирования на стрессорные воздействия // Адаптация и адаптогены. - Владивосток, 1977.- С. 15-18.
  20. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
  21. Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека. /Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, C.3-13.
  22. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск, 1986.- 120 с.
  23. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор пси-хотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- N 1.- С. 115-121.
  24. Кличева З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изуче-ния адаптации студентов ЛГУ // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Тез.докл. Ереван, 1973.- С. 130-133.
  25. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Комму-нистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2.- Тарту, 1971.- С. 89-91.
  26. Кряжева И.К. Включенность личности в трудовой процесс и эмоцио-нальное самочувствие как критерии адаптированности рабочего на производстве // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.- М., 1983.- С. 239.
  27. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореферат дисс. ... кандидата филос. наук. Л., 1974, 24 с.
  28. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Дис. ... канд.психол наук. М., 1976. 200 с.
  29. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий алаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1, с. 19-35.
  30. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифферен-циальной психологии. Кемерово, 1998. - С. 58-67.

Информация о работе Адаптация у студентов-психологов