Адаптация у студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Бурные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Цель данного исследования состоит в диагностике социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

адаптац у студентов.docx

— 149.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение №1

 

Опросник межличностных  отношений (ОМО)

Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.

Проведение опроса и оценка результатов

Опросник можно предъявлять  как индивидуально, так и в  группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в  дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается

Инструкция и текст опросника

"Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.

Пожалуйста, будьте как можно более  внимательны.

Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

Вопросы:

  1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
  2. Предоставляю другим право решать о том, что необходимо сделать
  3. Становлюсь членом различных гpyпп
  4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
  5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
  6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное воздействие на мою деятельность.
  7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
  8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с други¬ми.
  9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
  10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  11. Стремлюсь быть среди людей.
  12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
  13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда что-то делается совместно.
  14. Легко подчиняюсь другим.
  15. Стараюсь избегать одиночества.
  16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

Для каждого из дальнейших утверждений  выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут  влиять на Вас или на которых Ваше поведение может распространяться

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

  1. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
  2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо
  3. будет сделать.
  4. Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.
  5. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом событий.
  6. Стремлюсь иметь близкие отношения с другими людьми
  7. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
  8. Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с остальными.
  9. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
  10. С другими веду себя холодно и безразлично.
  11. Легко подчиняюсь другим.
  12. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с окружающими меня людьми.

Для каждого из дальнейших утверждений  выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут  влиять на Вас, или на которых обычно последствия Вашего поведения распространяются.

Относится к:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному-двум людям

(6) Ни к кому из людей

  1. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-либо.
  2. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
  3. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
  4. Мне нравится, когда окружающие приглашают меня участвовать в их деятельности.
  5. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
  6. В обществе других я стремлюсь руководить ходом событий.
  7. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
  8. Я люблю, когда окружающие ведут себя со мной сдержанно и холодно
  9. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
  10. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).
  11. Я люблю, когда окружающие относятся ко мне по-приятельски.
  12. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в какой-либо совместной деятельности.
  13. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

Для каждого из дальнейших утверждений  выберите один из следующих ответов:

Обычно – 1

Часто – 2

Иногда – 3

По случаю – 4

Редко – 5

Никогда – 7

  1. В обществе я стараюсь играть главенствующую роль.
  2. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в чем-либо.
  3. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне непосредственно
  4. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
  5. Мне нравится, когда окружающие приглашают меня принять участие в их деятельности.
  6. Мне нравится, когда ко мне относятся холодно и сдержанно.
  7. Стремлюсь влиять на то, что делают другие.
  8. Мне нравится, когда кто-то приглашает меня принять участие в деятельности.
  9. Мне нравится, когда окружающие люди относятся непосредственно и сердечно.
  10. В обществе я стараюсь руководить ходом событий.
  11. Мне нравится, когда меня приглашают принять участие в деятельности других.
  12. Меня вполне устраивает, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
  13. Стараюсь, чтобы окружающие делали то, что хочу я.
  14. В обществе обычно я руковожу ходом событий.

Результаты опроса оцениваются  при помощи "ключа". Каждому ответу, совпадающему с "ключом", присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.

"Ключ" для обработки  шкал опросника

Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ  оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.

 

Ie

Се

Ае

1. 1234 3. 12345 5. 12345

7. 123

9. 123

11. 12

13. 1

15. 1

16. 1

30.1234

33.1234

36.123

41.12345

44.1234

47.12345

50.12

53.1234

54.123

4. 12

8. 12

12. 1

17. 123

19. 3456

21. 1

23. 1

25. 3456

27. 1

Iw

Cw

Aw

28. 12

31. 12

34. 12

37. 1

39. 1

42. 123

45. 123

48. 1234

51. 123

2. 12345

6. 123

10. 123

14. 123

18. 1234

20.1234

22. 1234

24. 12

26. 12

29. 1

32. 12

35. 56

38. 123

40. 56

43. 1

46. 456

49. 1

52. 56


 

Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным  оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:

а) включением

Ie – низкое – означает, что  индивид не чувствует себя  хорошо среди людей и будет  иметь склонность их избегать;

Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя  хорошо среди людей и будет  иметь тенденцию их искать;

Iw – низкое – предполагает, что  индивид имеет тенденцию общаться  с малым количеством людей;

Iw – высокое – предполагает, что индивид имеет сильную  потребность быть принятым остальными  и принадлежать к ним;

б) контроль.

Се – низкое – означает, что  индивид избегает принятия решений  и взятия на себя ответственности;

Се – высокое – означает, что индивид старается брать  на себя ответственность, соединенную  с ведущей ролью;

Cw – низкое – предполагает, что  индивид не принимает контроля  над собой;

Cw – высокое – отражает потребность  в зависимости и колебания  при принятии решений;

в) аффект.

Ае – низкое – означает, что  индивид очень осторожен при  установлении близких интимных отношений;

Ае – высокое – предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные  отношения;

Aw – низкое – означает, что  индивид очень осторожен при  выборе лиц, с которыми создает  более глубокие эмоциональные  отношения;

Aw – высокое – типично для  лиц, которые требуют, чтобы  остальные без разбора устанавливали  с ним близкие эмоциональные  отношения.

От величины баллов зависит степень  применимости приведенных выше описаний:

0-1 и 8-9 экстремально низкие и  экстремально высокие баллы, и  поведение будет иметь компульсивный  характер.

2-3 и 6-7 – низкие и высокие  баллы, и поведение лиц будет  описываться в соответствующем  направлении.

4-5 – пограничные баллы, и  лица могут иметь тенденцию  поведения, описанного как для  низкого, так и для высокого  сырого счета.

Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет  вычислить индекс объема интеракций (е + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (е - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также  определить коэффициент взаимной совместимости  в Диаде. Он высчитывается следующим  образом; если обозначим выраженное доведение индивида А в той  или иной области символом е1, а  индивида Б - символом е2, а требуемое  поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости  имеет вид К = [е1 - w2] + [е2 - w1].

Интерпретация результатов  опроса

Общий ход интерпретации данных целесообразно осуществлять, следующем  порядке.

Прежде всего, анализируются оценки, полученные по основным шкалам. Характеристика поведения субъекта дается на основании  следующих описаний:

  • Ie - выраженное поведение в области "включения". Высокие значения но этой шкале означают активное стремление человека принадлежать к различным группам, быть включенным, как можно чаще находиться среди людей; стремление принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участи в его деятельности, проявляли к нему интерес. Низкие значения говорят о том, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность избегать контактов.
  • Iw - требуемое поведение в области "включения". Высокие значения по этой шкале свидетельствуют о стремлении индивида к тому, чтобы окружающие приглашали его принимать у частое в их делах, "приглашали", прилагали усилия, чтобы быть в его обществе, даже в тех случаях, когда он сам ничего не делает для этого. Низкие значения предполагают, что человек проявляет тенденцию общаться с малым количеством людей, не проявляет поведения, направленного на поиски контактов, на стремление принадлежать к группам и общностям.
  • Се - выраженное поведение в области "контроля". Высокие значения свидетельствуют о стремлении индивида контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкие - показатель того, что индивид активно избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.
  • Сw - требуемое поведение" в области "контроля". Высокие значения отражают потребность индивида в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих, говорят о нежелании брать и, а себя ответственность. Низкие значения предполагают, что индивид не принимает контроля над собой.
  • Aе - выраженное поведение в области "аффекта". Высокие значения отражают стремление человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства. Низшие - показатель большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.
  • Aw - требуемое поведение в области "аффекта". Высокие показатели говорят о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими делились своими интимными чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Низкие показатели означают, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает интимные, глубокие отношения.

Информация о работе Адаптация у студентов-психологов