Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:17, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Бурные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Цель данного исследования состоит в диагностике социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации.
Введение
1. Теоретические основы проблемы динамики социально-психологической адаптации студентов-психологов в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Основные подходы к изучению процесса адаптации
1.2 Адаптация как психологический процесс
1.3 Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
2. Практическое исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Приложение №1
Опросник межличностных отношений (ОМО)
Опросник предназначен для оценки поведения человека в три основных областях межличностных потребностей: "включения" (I), контроля" (С) и "аффекта" (А). Внутри каждой области принимают во внимание два направления межличностного поведения: выраженное поведение индивида (е), т.е. мнение индивида об интенсивности собственного поведения в данной области; и поведение, требуемое индивидом от окружающих (w), интенсивность которого является оптимальной для него. Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых, в сущности, содержит утверждение, девятикратно повторяющееся с некоторыми изменениями. Всего в опросчике содержится 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибальной оценочной шкалы. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам: Ie, Iw. Се, Cw, Ae, Aw, на основе которых затем составляется характеристика особенностей межличностного поведения тестируемого.
Проведение опроса и оценка результатов
Опросник можно предъявлять как индивидуально, так и в группе. Письменная инструкция достаточно проста и обычно не нуждается в дополнительном объяснении. Время проведения опроса не ограничивается
Инструкция и текст опросника
"Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов. Правилен каждый правдивый ответ. Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности. Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответов не ограничено, но не стоит слишком долго размышлять над каким-либо вопросом.
Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
Для каждого утверждения выберите ответ, больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки
Обычно – 1
Часто – 2
Иногда – 3
По случаю – 4
Редко – 5
Никогда – 7
Вопросы:
Для каждого из дальнейших утверждений
выберите один из ответов, обозначающих
количество людей, которые могут
влиять на Вас или на которых Ваше
поведение может
Относится к:
(1) Большинству людей
(2) Многим людям
(3) Некоторым людям
(4) Нескольким людям
(5) Одному-двум людям
(6) Ни к кому из людей
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых обычно последствия Вашего поведения распространяются.
Относится к:
(1) Большинству людей
(2) Многим людям
(3) Некоторым людям
(4) Нескольким людям
(5) Одному-двум людям
(6) Ни к кому из людей
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:
Обычно – 1
Часто – 2
Иногда – 3
По случаю – 4
Редко – 5
Никогда – 7
Результаты опроса оцениваются при помощи "ключа". Каждому ответу, совпадающему с "ключом", присваивается один балл. Сумма баллов составляет первичную оценку, полученную по соответствующей шкале. Таким образом, получают баллы по всем основным шести шкалам (Ie, Iw, Се, Cw, Ae, Aw), которые представляют собой целые числа в интервале от 0 до 9.
"Ключ" для обработки шкал опросника
Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных (работающих) ответов. При совпадении с ключом ответ оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.
Ie |
Се |
Ае |
1. 1234 3. 12345 5. 12345 7. 123 9. 123 11. 12 13. 1 15. 1 16. 1 |
30.1234 33.1234 36.123 41.12345 44.1234 47.12345 50.12 53.1234 54.123 |
4. 12 8. 12 12. 1 17. 123 19. 3456 21. 1 23. 1 25. 3456 27. 1 |
Iw |
Cw |
Aw |
28. 12 31. 12 34. 12 37. 1 39. 1 42. 123 45. 123 48. 1234 51. 123 |
2. 12345 6. 123 10. 123 14. 123 18. 1234 20.1234 22. 1234 24. 12 26. 12 |
29. 1 32. 12 35. 56 38. 123 40. 56 43. 1 46. 456 49. 1 52. 56 |
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремальным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведения:
а) включением
Ie – низкое – означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать;
Ie – высокое – предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw – низкое – предполагает, что
индивид имеет тенденцию
Iw – высокое – предполагает,
что индивид имеет сильную
потребность быть принятым
б) контроль.
Се – низкое – означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности;
Се – высокое – означает, что индивид старается брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью;
Cw – низкое – предполагает, что индивид не принимает контроля над собой;
Cw – высокое – отражает
в) аффект.
Ае – низкое – означает, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений;
Ае – высокое – предполагает,
что индивид имеет склонность
устанавливать близкие
Aw – низкое – означает, что
индивид очень осторожен при
выборе лиц, с которыми
Aw – высокое – типично для
лиц, которые требуют, чтобы
остальные без разбора
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше описаний:
0-1 и 8-9 экстремально низкие и
экстремально высокие баллы, и
поведение будет иметь
2-3 и 6-7 – низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться в соответствующем направлении.
4-5 – пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, описанного как для низкого, так и для высокого сырого счета.
Далее при анализе данных обращают внимание на соотношение, комбинацию баллов по основным шкалам, которая позволяет вычислить индекс объема интеракций (е + w) и индекс противоречивости межличностного поведения (е - w) внутри и между отдельными Сластями межличностных потребностей. Полученные данные позволяют также определить коэффициент взаимной совместимости в Диаде. Он высчитывается следующим образом; если обозначим выраженное доведение индивида А в той или иной области символом е1, а индивида Б - символом е2, а требуемое поведение этих лиц - соответственно w1 и w2, то коэффициент совместимости имеет вид К = [е1 - w2] + [е2 - w1].
Интерпретация результатов опроса
Общий ход интерпретации данных целесообразно осуществлять, следующем порядке.
Прежде всего, анализируются оценки, полученные по основным шкалам. Характеристика поведения субъекта дается на основании следующих описаний: