Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа
Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.
2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.
Использованная литература и источники………………………...36 – 37.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра психологии
Допущена к защите:
Зав. кафедрой психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Агрессивное поведение студентов
(тема)
Автор работы Чумуркина Светлана Вячеславовна
(Ф.И.О.)
Шифр работы РЛЖ-09-4 филологический факультет
Специальность русский язык и литература
(наименование)
Руководитель работы Белозёрова Лилия Алмазовна, кандидат биологических наук, доцент.
(уч. звание, уч. степень, Ф.И.О.)
2012
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
2.1. Описание этапов
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.
2.3. Полученные данные
и обсуждение результатов…………..
Приложения……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература и источники………………………...36 – 37.
Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Нашей научной работой также будет изучаться проблема агрессии, в связи с чем мы охарактеризуем выборку испытуемых, цель, объект, предмет и задачи данного исследования.
Таким образом, испытуемые нашего исследования станут студенты 3 курса филологического факультета УлГПУ им. Ульянова, студенты факультета химии 4 курса РХТУ им. Менделеева и студентка филологического факультета 4 курса МарГУ.
Целью исследования будет являться изучение уровня агрессивности студентов как социально-психологического феномена.
В качестве объекта исследования выступят студенты г. Ульяновска, студентка г. Йошкар-Ола, студенты г. Москва. Предметом исследования будет являться проявление агрессивности.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить современное состояние проблемы исследования психологической литературы;
2. Исследовать особенности испытуемых студентов с позиции степени выраженности у них свойства агрессивности.
Практическая значимость состоит в том, чтобы экспериментатор, только познающий азы психологической науки, выработал основные навыки, необходимые для её освоения. Осуществление практического этапа исследования позволит выявить уровень агрессивности у испытуемых студентов и выяснить, существуют ли среди изучаемых людей патологии в проявлениях агрессии.
Глава I. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления.
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или уничтожения другого человека/группы; это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1, 2]. Агрессивные эмоциональные состояния могут возникать и по отношению к неживым объектам, это своеобразная форма физического и психического дискомфорта и стрессов. Она может выступать как способ достижения важной цели, повышения собственного статуса за счёт самоутверждения. Агрессия часто ассоциируется с негативными характеристиками - злость, гнев, досада, стремление оскорбить, навредить, расовые, этнические предрассудки, жесты угрозы, враждебности, неуважения, пренебрежения.
На такой сложный и многогранный процесс, как агрессивное поведение, влияет множество факторов: семья, сверстники, СМИ. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений и путём наблюдения агрессивный действий.
Агрессивное поведение можно объяснить следующими причинами:
1) биологическое объяснение: агрессия – следствие перенаселённости и потребности отстоять свою территорию;
2) психологическое: агрессия – неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели;
3) социологическое: развитие агрессивного поведение связано с инициацией;
4) генетическое: агрессия – врождённое свойство, связанное с наличием определённого гена.
Агрессивность – свойство личности, характеризующееся готовностью и предпочтением использования насильственных методов для реализации своих целей.
Агрессивность у разных лиц может иметь разную степень выраженности – от почти полного её отсутствия до предельного развития. Некоторые проявления агрессии могут быть признаками паранойи, эпилепсии. Однако, даже гармонически развитой личности необходимо обладать определённой степенью агрессивности, поскольку её отсутствие приводит к неспособности отстоять себя. Чрезмерное развитие агрессивности превращает человека в конфликтную, неспособную на кооперацию личность. Агрессивность в крайнем своём выражении патологична: агрессия становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной злобности, враждебности, негативизме, жестокости [3].
1.2. Теории агрессивности.
Безусловно, единого мнения о причинах возникновения и проявления агрессии нет. В психологии и других науках существует множество различных концепций и теорий по данной проблематике. А. Реан предпринял попытку объединить все концепции, благодаря чему, сформулировал два полярных подхода: этико-гуманистический и эволюционно-генетический [8]. Прежде чем перейти к их рассмотрению, для обеспечения адекватности изложения и восприятия определим основные понятия.
Под агрессией будем понимать любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному [4]. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Т. е. агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, это специфическая форма поведения. Агрессивность же есть свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [5].
Л. Бендер, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности как станичное переживание гнева с потерей самоконтроля [6].
Этико-гуманистический подход. Идеи различных концепций, входящих в этот подход, так или иначе восходят к этическим традициям христианского учения. С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, оценивается как зло. Уже основные заповеди провозглашают: не убий, не укради, не судите, да не судимы будете. Они же запрещают действия, реально оказывающие вред, или направленные на причинение физического или психического (морального) ущерба. Неприемлемой оказывается и агрессивность как свойство личности: возлюби ближнего своего, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом уровне, но и на когнитивном: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь. В психологии, в рассматриваемый этико-гуманистический подход к проблемам агрессии, наиболее последовательно вписывается гуманистическая психология (А. Маслоу, Дж. Роджер-с, В. Франкл). Сам дух ее проникнут позитивным отношением к человеку, стремящегося к наиболее полной самоактуализации, верой в его силу и позитивность личностного потенциала. Конечно, представители гуманистической психологии не настолько наивны, чтобы идеализировать человека, представлять его себе свободным от всяких негативных влечений. Человеку присущи разные, в том числе и негативные импульсы. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им (В. Франкл).
Таким образом, представители гуманистической направленности агрессию и агрессивность рассматривают в качестве фактора, блокирующего самоосуществление и развитие человека, но они не являются внутренней сущностью человека, а лишь провоцируются ситуацией.
Эволюционно-генетический подход. В рамках этого подхода агрессия и агрессивность считаются условиями выживания и адаптации человека. Внутривидовая агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. Агрессия – это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида [7]. Однако представление о высокой степени целесообразности агрессии для человеческого существа вступает в серьезное противоречие с наблюдаемыми нами поистине катастрофическими последствиями проявления агрессивного поведения на межличностном, межгрупповом, межнациональном и межгосударственных уровнях. Это противоречие не может быть проигнорировано представителями эволюционно-генетического подхода. К. Лоренц (индивидуальное название его подхода к проблеме - этологический), преодолевая это противоречие, выдвинул новую дополнительную предпосылку, которая, по его мнению, снимает несоответствие. Утверждается, что агрессивный инстинкт «хорош» и служит в естественных условиях сохранению жизни индивида и вида в целом. Естественный порядок вещей нарушен – человек есть слабое животное (не хищник). У него, в связи с этим, достаточно ограниченные естественные возможности для убийства. По крайней мере, они никак не сравнимы с потенциалом настоящих хищников (лев, тигр, волк). Именно поэтому у человека эволюционным образом сформировались и закрепились лишь слабые инстинктивные запреты внутривидовой агрессии. Изобретения современного искусственного оружия привело к нарушению равновесия между слабыми возможностями убийства и слабыми же запретами на агрессию. Возможности убивать возросли, а запреты остались теми же, то есть слабыми. Однако эта попытка «облагородить» рассматриваемый подход и сама его модель имеют немало уязвимых мест.
Понятно, что здесь эволюционно-генетическая концепция агрессии вступает в острое противоречие с этико-гуманистическим подходом.
Наряду с теорией Лоренца, направленной на поиск истинной природы агрессии, в рамках эволюционно-генетической концепции можно выделить социобиологический подход, в котором основной аспект в изучении агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов [6].