Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа
Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.
2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.
Использованная литература и источники………………………...36 – 37.
Во фроммовской структуре агрессии предлагается два вида агрессии: доброкачественная и злокачественная. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. К ней относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций [8, 6]. Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установления новых правил, теорий, законов. Злокачественная же агрессия не связана с сохранением жизни. Она рассматривается как вредная, а ее синонимом является «деструктивность и жестокость». Классификация Э. Фромма не уровневая, так как иерархия этих видов агрессии не задается. В основе ее лежит функциональный подход. В данном случае он связан с дифференцирующим критерием: необходимо (полезно) – не нужно (вредно). А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинит зло. Под инструментальной агрессией, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [9]. Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо [10]. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны [11].
Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия – все это может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идеи мессианства, проявления героизма и т. д. [12].
А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:
1) Физическая агрессия - физические действия против кого-либо;
2) Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
3) Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
4) Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье);
5) Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов [13].
В противоположность эволюционно-генетическому подходу, выступает также психоаналитический подход. Агрессия здесь считается инстинктом смерти, разрушения. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [14]. К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. Позднее это положение расширил Н. Е. Миллер, предположивший, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством каждой жертвы фрустрировавшим фактором.
Теория социального научения агрессии А. Бандуры постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующих длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных действий [6].
Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе агрессивного поведения. Согласно этим теориям, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности [15].
Таким образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения феномена агрессии, сделали попытку рассмотреть наиболее знаменитые из них. Анализ этих подходов показал, что агрессия может проявляться в виде форм и реакций, разных по сложности и степени выраженности, что она может быть как практически неопасной для индивидуума и окружающих его людей, так и обладать разрушительной силой, которая может причинить непоправимый вред другим. Также стало ясным, что агрессия имеет некоторое животное происхождение, на уровне генов, и возможно, есть ни что иное, как инстинкт, вполне положительный, так как служит адаптации в окружающей среде и сохранению особи и вида. Необходимо также различать понятия «агрессия» и «агрессивность», где первое характеризуется как акт поведения, второе же является свойством личности.
Мы же в последующей нашей работе будем понимать агрессию и агрессивность как социально-психологический феномен, то есть как специфическую реакцию людей, возникающую в связи с их положением в определенной «популяции» – социуме, на различного рода действия (часто интерпретирующиеся как угрожающие) со стороны других «особей» - родных и близких, друзей, коллег по работе, неприятелей и врагов.
1. "Экстрапунитивность" - тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда – себя [16]. Есть студенты, которые "никогда и ни в чем не виноваты". Они убеждены, что их преследуют неудачи, потому что они родились под несчастливой звездой, что обстоятельства чаще всего не в их пользу, что им не везло в выборе друзей, выборе второй половины, к ним незаслуженно плохо относятся преподаватели. В сознании и мышлении таких людей преобладают откровенные обвинительные тенденции, то есть стремление видеть причины и следствия происходящего однонаправлено - в окружающих, в обстоятельствах, но не в себе. Это искажает и упрощает реальность: диалектический характер связей причин со следствиями и следствий с причинами подменяется субъективизмом. Нередко личность как бы исключает свое Я из причинно-следственных связей. Взаимодействие с окружающими становится вызывающим, строится на основе конфронтации и выпадов. Естественно, это порождает негативные ответные реакции со стороны партнеров, возникает некоммуникабельная атмосфера, пронизанная энергетикой отрицательных эмоций. Обвинительные тенденции в интеллекте проявляются в различных ситуациях: - Студент, пытаясь объяснить свои идеи другому, говорит: "Я вижу, что вы не понимаете то, что я хочу сказать". - Типичный агрессивный выпад в адрес собеседника; косвенное утверждение: я умный, а ты глупый. - На просьбу преподавателя доложить о выполнении задания студент отвечает: "Если бы вы дали мне четкое указание, что и как сделать, я бы так и поступил". - Подобный оборот речи есть не что иное, как отрицательный разряд. Он способен вызвать ответную защитную реакцию: "Если вам что-то было не ясно, почему вы не уточнили, а теперь оправдываетесь?" и т. п. - На одном семинаре один из студентов обращается к преподавателю: "Своими непоследовательными распоряжениями вы завели нас в тупик" - Что называется, "выстрел в упор", никакого миролюбия или избегания, но однозначный агрессивный выпад.
2. "Поиск мишени" - стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте. Вариации этой поведенческой формы - выискивание "козла отпущения" или "мальчика для битья". Типичная модель "поиска мишени" такова: вы ушиблись о косяк стула и зло швыряете его, будто этот предмет, а не вы виновны в своей неловкости [16]. В обыденной жизни в роли объекта, на который изливается злость, досада, ярость, приступы гнева, оказывается близкий человек или кто-нибудь, случайно оказавшийся под рукой. Агрессор неосознанно находит "виновного" и ему становится легче - объект для излияния негативных эмоций найден. Можно оскорбить его. Можно ударить. Главное остаться безнаказанным. Безнаказанность - мощный стимул агрессии.
3. "Оправдание
через нападение" - механизм агрессии,
основанный на подмене объекта
порицания - вместо себя агрессор
подставляет другого. Агрессивному
человеку трудно признать
4. "Праведный
гнев" - оправдание собственной
агрессии возвышенным мотивом. Агрессор
понимает, что некоторые чувства
или поступки умаляют его
5. "Проекция
негативных качеств" - приписывание
своих недостатков партнеру. Агрессивная
личность переживает тот факт,
что у нее есть недостатки.
Однако признать их и тем
более преодолевать она не
намерена, ведь это трудная задача
- переделать себя или
6. "Самоутверждение
путем унижения другого" - агрессия,
основанная на девальвации
7. "Девальвация объекта беспокойств" - понижение значимости, ценности того, что (кто) вызывает досаду. Если желанный объект не доступен, то чтобы успокоить себя, не лишне снизить его значимость, найти изъян или охаять [16]. Молодой человек попробовал ухаживать за девушкой, но она дала ему "от ворот поворот". Мужское достоинство уязвлено. Энергия эмоций находит разрядку в дурных отзывах по адресу объекта увлечения: "Подумаешь, красавица - не особенно-то и хотелось". Человек никогда не бывал за границей и говорит в утешение: "Чего я там не видел". Тот, кто не в состоянии купить машину, часто приводит девальвирующий аргумент: "Зато не надо с ней возиться".
8. "Деликатное хамство" - изощренное оскорбление человеческого достоинства, Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Ее демонстрируют специфические люди, они вполне владеют собой и способны мыслить, находясь в состоянии психологического дискомфорта. Их интеллект не только сохраняет хорошую работоспособность, но и подхлестывается негативной эмоциональной энергией. Такой ансамбль рационального и эмоционально порождает сарказм, издевку, цинизм. Агрессор хладнокровно "разделывает" свою жертву, целясь в самые чувствительные места ее субъектной реальности. Человеку, которого природа обделила особыми талантами, дадут понять: "серая мышка". Неудачнику в жизни укажут: "надо знать свое место". Бедняк услышит мораль на тему: "так вам и надо". Скромный человек будет подвергнут порицанию за наивность и простоту. Честная девушка узнает, что она "синий чулок" [16].