Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа
Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.
2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.
Использованная литература и источники………………………...36 – 37.
Можно выделить 6 основных факторов (причин) возникновения агрессии у студенческой молодежи:
1.5. Приемы нейтрализации агрессии.
Как воздержаться от реакции на агрессию:
1. Игнорирование
агрессии: - не заметить агрессию;
- дать партнеру время
2. "Включение"
приятных представлений: - представляете
себя в приятной обстановке - в
саду, на пляже, на качелях, под
душем; - думаете о лучших минутах,
проведенных с данным
Воображаемые действия на «агрессора»:
1. Мысленная нейтрализация агрессора: - "включить" мысленно нейтрализатор типа: "Это не мой троллейбус", "ругайся со своей тетёй" и т. п.; - примените формулу самоуспокоения: "сегодня я не обращаю внимания на пустяки", "у меня более серьезные проблемы", - мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в детском подгузнике с пустышкой в зубах) [16].
2. Мысленное наказание за агрессию: - делаете вид, будто у вас кольнуло в сердце, заболела голова, зубы; - "После разговора с тобой не буду спать всю ночь"; - "Я теперь расстроен на весь день".
3. Мысленная месть "агрессору": - думаете про себя: чтоб ты в люк провалился; - желаете про себя: отольются тебе мои слезы, бог накажет, - замечаете про себя "вон как шея надулась, вот-вот- лопнет", "спать плохо будешь".
Сглаживание агрессии партнера:
1. Дружеское участие: - "Я вас понимаю "; - "У вас такая ответственная должность, приходится нервничать"; - "У вас сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы"; - "Я тоже не переношу подобные вещи"; "И меня возмущают такие выходки".
2. Шаг к примирению или "лапки вверх": - искреннее покаяние. "Я виноват и заслужил упрек"; - подчеркнуть значимость, авторитетность партнера, допустившего агрессию; - сокращение коммуникативной дистанции: прикоснуться к партнеру, подойти ближе, посмотреть прямо в глаза; - предложить сесть (если партнер - подчиненный), попросить разрешения сесть (если партнер руководитель); - подчеркнуть общность интересов в вопросе, вызвавшем бурную реакцию партнера; - предложить разделить ответственность за решение вопроса; - предложить подумать о том, что скажут общие недруги о ваших с партнером отношениях.
3. Снижение значимости повода для агрессии: - "Если разобраться, то случай (дело) пустяковый"; - "Бывало и хуже ."; - "Если посмотреть на вопрос с другой стороны, то окажется, что он не стоит переживаний (нервов, ссоры)"; - "Жизнь не в том, чтобы переживать из-за таких вещей".
4. Обращение к здоровью как ценности. - "Не рвите себе сердце"; - "Будем беречь наше здоровье"; - "Это не тот случай, чтобы тратить на него свое здоровье" [16].
Фиксация внимания партнера на его агрессии:
1. Мягкая фиксация внимания: - "Я сегодня такой же нервный (вздернутый, резковатый)"; - "Сегодня почему-то все взвинчены (погода действует, общая обстановка)"; - "комплимент с укором": "Резкость вам не идет"; "Вы же интеллигентный человек"; "Мы же воспитанные люди"; - мимика некоторого удивления (поднять бровь; широко, но весело скрыть глаза); - призыв сохранять дружеский тон; - "Не понял вас..."; "Простите, не расслышал...".
2. Жесткая фиксация внимания: - "Вы излишне горячитесь"; - "У вас неприятности?"; - "Я бы на вашем месте... (воздержался от резкостей, подумал бы о последствиях)"; - "Вы подаете плохой пример окружающим"; - взгляд в упор - осуждающий, откровенно удивленный; - "Вы меня разочаровываете в себе (как в помощнике, заместителе, партнере).
3. Пресечение агрессии: - приказ, требование вести себя должным образом; - угроза наказания; - требование прекратить грубость; - просьба покинуть помещение.
Интеллектуальное реагирование на агрессию:
1. Выдерживание интеллектуально нагруженной паузы: - понять причину, мотив агрессии партнера, чтобы определить ответную реакцию; - засечь время агрессии партнера с целью дождаться ее окончания (в некоторых случаях можно сообщить партнеру: "Вы потеряли самообладание на... минут и... секунд"); - надеть маску непроницаемости: посмотрю, как он будет вести себя дальше, что еще выкинет; - мысленный прогноз поведения партнера: сейчас он, вероятно... (начнет выпячивать глаза, вспомнит прошлое, начнет ходить по комнате и т. п.); - проекция действий "агрессора" на себя (узнавание себя: такой же заводной, как и я, такой же невыдержанный, глупый; это состояние мне знакомо) [16].
2. Переключение внимания
2.1. Описание этапов экспериментального исследования.
Исследование осуществлялось в 3 этапа. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования:
1 этап - Организация и проведение исследования.
2 этап - Этап обработки данных.
3 этап - Этап получения и интерпретации результатов.
В исследовании принимали участие 15 студентов: 4 из них – студентки 3 курса филологического факультета УлГПУ им. Ульянова и 1 студентка 1 курса; 9 студентов факультета нефтегазохимии и химии полимерных материалов (химической технологии полимеров) 4 курса РХТУ им. Менделеева г. Москва – из них 5 студентов мужского пола и 4 студентки; и 1 студентка филологического факультета 4 курса МарГУ г. Йошкар-Ола.
Возраст исследуемых от 18 до 22 лет.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования.
В соответствии с целью и задачами в нашем исследовании использовались следующие методы исследования:
Для исследования мы выбрали методику диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка.
Как профессиональный фактор личностной оценки, тест Айзенка на агрессивность тревожность предоставил возможность выявить доминирующие личностнообразующие составляющие и интересы. Разделение текущих сфер практики с использованием теста Айзенка на агрессивность/тревожность помогло осуществить цели более высокой трудности. При этом, и с целью конкретной работы и индивидуального исследования вновь, он пользуется популярностью в большинстве случаев. К той же группе можно отнести, например, методики: Карла Леонгарда, Д.Голланда, Рокича-Шварца, ДМO Лери, КOТ и другие.
Рассмотрим используемую в исследовании методику.
Цель: исследование уровня агрессивности. Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Опросник состоит из 40 утверждений, на которые испытуемый отвечает «часто встречается», «бывает, но изредка», «совсем не бывает». Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные эмоциональные психические состояния, которые Айзенк называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью, на основе самоотчета испытуемых. Вопросы опросника построены таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное для испытуемого психическое состояние. На наш взгляд, оно является индикатором более глубоких эмоциональных процессов, отличающихся высокой устойчивостью и доминированием, которые, в свою очередь, являются слагаемыми живой и одновременно устойчивой эмоциональности человека.
Эмпирические наблюдения также обусловили выбор данной методики. Известно, что юность – это пора усиленной выработки эмоциональной саморегуляции. Именно в юности человек приобретает устойчивые, «излюбленные» способы реагирования на мир и людей, у него формируются предпочитаемые эмоциональные состояния.
Тревожность имеет много эмоциональных проявлений: страха, застенчивости, стыда, вины, робости. Тревожные испытывают мучительные колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят, как умеющего слушать». Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.
Агрессивность как в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [15].
Фрустрация в методике Г. Айзенка выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности, личность в силу разных причин, не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса. Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины.
Ригидность как личностный фактор предполагает жесткую направленность поведения и вязкость эмоций. Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Ригидные личности как бы все время «опаздывают» реагировать на наличную ситуацию, продолжая «гнуть» свою линию поведения.
Методика Айзенка снабжена опросником, бланком для работы испытуемого и ключами ответов. При обработке ответы оцениваются по четырем вышеперечисленным шкалам [18].
Ход исследования: