Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:51, курсовая работа
Проблема агрессии – одна из самых популярных проблем мировой психологии. Ей посвящено огромное количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары, посвященные данной проблематике. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном двадцать первом веке.
Феномен агрессии исследовали гуманисты-психологи К. Роджер-с, А. Маслоу, В. Франкл, необихевиористы А. Бандура и Дж. Доллард, внес свой вклад и Э. Фромм, также А. Басс, К. Лоренц и т. д. Из отечественных ученых, так или иначе затронувших в своих научных работах проблему агрессии, можно выделить А. А. Реана, Т. Г. Румянцеву, Т. Н. Курбатову и др. [20]. Вопрос об агрессии теоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей день остается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Введение………………………………………………………………4 – 5.
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления……………………………………6 – 25.
Понятие об агрессии………………………………………......6 – 7.
Теории агрессивности………………………………………..7 – 14.
Современные формы агрессии……………………………..14 – 18.
Причины возникновения агрессии у студентов…………...18 – 23.
Приемы нейтрализации агрессии…………………………..23 – 25.
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения студентов…………………………………………………………...26 – 31.
2.1. Описание этапов экспериментального исследования………....26.
2.2. Методы и методики экспериментального исследования…26 – 29.
2.3. Полученные данные и обсуждение результатов…………...29 – 31.
Приложения………………………………………………………...32 – 33.
Заключение…………………………………………………………34 – 35.
Использованная литература и источники………………………...36 – 37.
2.3. Полученные данные и
Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких диаграммах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации.
Данные, сгруппированные в Диаграмме №2.1, № 2.2, № 2.3, № 2.4 наглядно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых.
Диаграмма № 2.1
Диаграмма № 2.2
Диаграмма № 2.3
Диаграмма № 2.4
Расшифровка диаграмм:
Не тревожны – 7 человек;
Средний уровень тревожности – 7 человек;
Очень тревожны – 1 человек.
Не фрустрированы – 8 человек;
Средний уровень фрустрации – 7 человек;
Фрустрированы – 0 человек.
Спокойны – 2 человека;
Средний уровень агрессивности – 12 человек;
Агрессивны – 1 человек.
Нет ригидности – 4 человека;
Средний уровень ригидности – 10 человек;
Сильно выраженная ригидность – 1 человек.
Следует отметить несколько особенностей нашего исследования.
Из испытуемых отличились студенты технической профессии РХТУ им. Менделеева. Высокая тревожность среди испытуемых наблюдается всего лишь у одного человека – Зуева Кирилла (П-46), у него же наблюдается сильно выраженная ригидность, то есть его поведение, убеждения и взгляды неизменны, даже если они расходятся и не соответствуют реальной обстановке и жизни. Спокойствие наблюдается у 2 студенток – Шадриной Екатерины (П-43) и Анастасии Горидько (П-46). Самым же важным наблюдением считается положение об агрессивности испытуемых, что отвечает теме нашей курсовой работе. По результату исследования одним из самых агрессивных опрашиваемых стал студент РХТУ им. Менделеева факультета химической технологии полимеров 4 курса группы П-36 – Дмитрий Евдокимов.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Ю. Айзенка.
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту:
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал:
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
Интерпретация результатов теста.
0-7 баллов – тревожность
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированны.
III. Агрессивность:
0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
8-14 баллов – средний уровень;
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Так же прилагаются опросники с ответами испытуемых.
Данная
работа отражает многие
В первой
главе рассматриваются
В работе
подробно изучаются также
Во второй
главе приводится анализ
В заключение нашей работы можно сделать следующие выводы и
рекомендации:
можно судить о поведении, которое присуще человеку в различных критических ситуациях, провоцирующих агрессию.
Тем испытуемым,
которые показали высокий
Использованная литература и источники: