Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются вопросы:
- понятие о геронтопсихологии;
- психологические портреты старости;
- этапы психологического старения;
- теории старения и старости;
- вклад российской науки в создание геронтологии;
- труды отечественных и зарубежных психологов;
- геронтопсихологические проблемы.

Содержание работы

Введение
§1 Понятие о геронтопсихологии
Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
Основные понятия о геронтопсихологии
§2 Психологические портреты старости и этапы старения
2.1 Психологические портреты старости
2.2 Этапы психологического старения
2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста
3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема
3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§4 Характеристика теорий старения и старости
4.1 Теории старения и старости
§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов
5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии
5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

     Нормативное историческое развитие  происходит в контексте тех  глобальных социально-исторических  событий, которые переживались целой  возрастной группой (например, большинство 60-летних британцев имеют опыт  получения продуктов по карточкам, а 20-летние их сограждане с  этим не знакомы).

      Ненормативное жизненное развитие  обусловлено влиянием событий, уникальных  для жизни конкретного индивида (сыграть главную роль в фильме  в 5-летнем возрасте, получить Нобелевскую  премию). По мнению автора, сила  воздействия факторов различается  в зависимости от возраста. В  пожилом возрасте велико влияние  нормативных возрастных факторов, и необходимо учитывать накопленный  эффект ненормативных личных  событий3.

     Модель Балтеса позволяет четче выделить типическое в развитии всех людей, общее для конкретных поколений и особенное в жизни отдельной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов

5.1 Вклад российской науки в создании геронтологии.

     Вклад  российской  науки  в  создание  геронтологии  во  всех  учебниках  мира связывается с  выдающимися трудами научных  школ С.П.Боткина, А. А. Богомольца, И.И.Павлова. С.П.Боткину и его ученикам  принадлежит разработка первой  программы изучения долголетия. Они организовали и провели массовое обследование престарелых, живущих в богадельнях  Петербурга в 1889 году. Ученый и врач Боткин выдвинул идею о разграничении старости на физиологическую и патологическую (преждевременную),  то есть  о  возможности  дожития,  при  определенных  внешних  условиях  и  образе  жизни,  до видового предела — 100 или более лет.

     С именем А.А.Богомольца связана  разработка  программы  профилактики преждевременного старения. Неоценимо значение работ школы  И.П.Павлова  в развитии исследований возрастных изменений, создание ученым и его учениками современных представлений  высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма.

     В 30-х годах  нашего  столетия  геронтология  разделилась  на  ряд  научно -исследовательских  отраслей:  человека,  животных,  растений,  обособились  в качестве самостоятельных наук молекулярная и биохимическая,  экологическая и эволюционная геронтологии. Одновременно  произошла  дифференциация исследований  процессов  старения на теоретические  и  прикладные, а самой науки — на теоретическую и прикладную геронтологию. Но основная масса исследований и публикаций была  посвящена биологическим проблемам старения и старости. Рост  продолжительности  жизни  и  вместе с  ним численности  людей  пожилого возраста  после  второй мировой войны во всех развитых странах заставили  обратить внимание общества на положение престарелых, их нужды и  проблемы социальной защищенности. Решение практических, а затем и  теоретических вопросов положения стариков вызвало появление новой  отрасли геронтологического знания — социальной геронтологии. При  развитии этого направления на первый план вышли разработки социологических, социальнопсихологических, экономических, этических  проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как  социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологические подходы к решению собственных проблем.

     Социальная геронтология переросла  рамки узкоакадемических  исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Она преподается более чем  в 800 университетах  и  колледжах  США. В России преподавание этой  дисциплины включено в учебные планы подготовки медицинских и социальных работников. Примечательно, что в России социально-геронтологические исследования намного опередили  вхождение  в  научный обиход самого названия этой отрасли. В работах А.А.Богомольца по проблемам продолжительности жизни медицинские  проблемы разрабатывались наряду с социальными. Богомолец давал  аргументированные рекомендации о поведении людей, об их взаимоотношениях, способствующих продлению жизни. Если в США и  других западных странах сторонниками самостоятельности социальной  геронтологии  как  науки  были  социологи, то в России  этим занимались гигиенисты; среди которых одним из первых был З.Г.Френкель. В  работе «Удлинение  жизни и деятельная старость» (1949) он обосновал идею, которую затем развивал в других своих работах, о необходимости посильного труда для пожилых людей. Он считал, что одним из самых главных условий поддержания ритма во всей  жизни  человека  является  его  общее состояние, которое во многом определяется сознанием и  направленностью твердой воли  человека. Академик  и  сам следовал своим рекомендациям, прожив более ста лет и работая до последнего дня.

      Еще двести лет назад, задолго  до появления самого слова  геронтология, в России была  издана  книга с весьма примечательным названием «О  продлении  человеческой жизни. Как достигать здоровой, веселой и глубокой старости». Ее автор П. Енгалычев на уровне своего времени давал советы о ряде гигиенических требований, диете, своевременном лечении и об использовании «лечебной силы природы». И сегодня, когда изучение  процессов  старения  углубилось  до  молекулярного и клеточного уровня, проблема «веселой старости» еще более актуальна.

      Академик  Д.Ф.Чеботарев, выдающийся современный геронтолог,  считает,  что,  в распространенной  формуле,  определяющей  конечные  цели  геронтологи: «Не  только добавить  годы  к  жизни,  но  и  жизнь  к  годам» — воплощены и тактические, и стратегические задачи  этой  науки,  объединены  и медицинские и социальные проблемы старения. Чеботарев пишет: «Тактические  задачи — борьба  с  преждевременным старением  и  хотя  бы  частичное  освоение  тех  резервов,  которые  безусловно  есть  у человека  и  которые  определяются  неиспользованным  периодом  между  современной средней  и  видовой  продолжительностью  жизни (между 70 и 100 годами),  сохранение практического здоровья во весь период  так называемого  третьег  возраста. Стратегические  задачи — продление  активного  долголетия  сверх  сроков  видовой, биологической длительности жизни человека».

5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов

     ХVII – ХVIII вв.  Англия. Геронтолог А. Комфорт задолго до научного обоснования причин старения высказывает интересную мысль о снижении адаптации организма к внутренней и внешней среде и повышении вероятности смерти от случайных факторов .Ф. Бэкон, ученый и философ, осуществляет попытку создания первой фундаментальной классификации наук, разделив их на две группы: науки о природе и о человеке. Он был убежден, что исследование процессов старения поможет раскрыть его причины и возможности увеличения продолжительности жизни. Бэкон первым отметил отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье.  
      Германия. Геронтолог К. Гуфеланд печатает книгу «Искусство продлить человеческую жизнь, или Макробиотика». С выходом этой книги начинается новый период развития учения о старении и старости. Разрабатываются клинические методы исследования симптоматологии и болезней пожилых людей через аутопсию умерших. ХIХ в. В Германии, Англии, Франции основой исследований в области геронтологии становятся клинические наблюдения и достижения биологии. В Париже организовываются первые гериатрические центры (Сальпетриер, Бисетр и др.)

   США. 1912 г. И. Нашер создает первое научное общество гериатров. С его именем связано понятие «гериатрия», давшее название науке о болезнях старых людей. В 1914 г. он издает первый учебник по геронтологии и гериатрии для студентов-медиков. Нашером обосновывается необходимость создания специализированных медицинских учреждений (клиник, центров), для лечения стариков.

   Россия. ХVIII в. И. Фишер издает книгу «О старости, ее степенях и болезнях». Он обращает внимание на важность влияния экологии на конституциональные особенности и психическое состояние человека. В профилактике болезней следует соблюдать диету, режим питания, закаливание  с использованием природных факторов. ХIХ в. Огромное влияние на развитие геронтологии оказали С.П. Боткин, И.И. Мечников. Боткин отмечает, что признаки старения у разных людей развиваются не одновременно, с различной динамикой. Он рассматривает физиологическое и патологическое старение. В свою очередь, И.И. Мечников выдвигает тезис: «старость есть болезнь и ее надо лечить», огромная значимость которого сохраняется по настоящее время. Советская Россия. 1938 г. А.А. Богомолец организует первую научную конференцию, посвященную проблемам старения и долголетия. Обсуждается гипотеза о максимальном продлении жизни до 150 лет и более. Создаются геронтологические школы в Ленинграде, Киеве, Москве, Тбилиси и других крупных городах. В 1958 г. в Киеве открывается Институт геронтологии и гериатрии, где руководителями кафедры геронтологии работают видные отечественные ученые В.В. Фролькис, О.В. Коркушко, А.В. Токарь и др. Ведущими направлениями в геронтологии становятся экспериментально-биологическое, клинико-физиологическое, социально-гигиеническое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Таким образом, в заключение  данной курсовой работы на  основе изученных материалов  и исходя из поставленных в курсовой работе целей, можно сделать следующие выводы:

     Старость является  заключительной фазой в развитии  человека. Процесс старения представляет  собой генетически запрограммированный  процесс, сопровождающийся определенными  возрастными изменениями в организме. Многие исследования свидетельствуют  о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе инволюции.

     Все изменения в  период старения носят индивидуальный  характер. Сложный и противоречивый  характер старения человека как  индивида связан с количественными  изменениями и качественной перестройкой  биологических структур.

     Различного рода изменения  человека как индивида, происходящие  в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать  потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в  период роста, зрелости и формирующиеся  в период позднего онтогенеза.

      Для психологического портрета  старого человека характерными  чертами являются – эгоцентричность и эгоистичность. И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:

Благоприятные типы старости:

- активная творческая старость;

- самообразование, отдых, развлечения;

- у женщин – приложение своих  сил в семье;

- люди, смысл которых – забота  о собственном здоровье.

Отрицательные типы развития старости:

- агрессивные, ворчуны;

- разочарованные в себе и  собственной жизни.

     Выделяют четыре типа  приспособления к старости:

- конструктивное отношение человека  к старости;

- оборонительное отношение;

- отношение враждебности к окружающим;

- отношение враждебности человека  к самому себе.

      Активному долголетию  пожилого человека способствует  много факторов, ведущими психологическими  среди которых можно считать  такие: развитие его как социально  активной личности, как субъекта  творческой деятельности и яркой  индивидуальности. И здесь огромную  роль играет высокий уровень  самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1.   Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения - М.: Академия, 2008. – 419 с.
  2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.:ЛГУ ,2009-136 с.
  3. Альперович В.Г. Социальная геронтология. Ростов на/Д :Феникс 1997.-283 с.
  4. Ананьев Б.Г. Психология старости и старения.  М.: Академия, 2003. – 419 с.
  5. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов на /Д:Феникс, 2009.- 346 с.
  6. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. В.:Дальневосточный университет, 2003-140 с.
  7. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - Саратов : СГТУ, 2008. - 165 с.
  8. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М.:ВЛАДОС,2003.-224 с.
  9. Шапиро В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. - М., 2008.-321с.
  10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология М.:ГАРДАРИКИ 2005-350с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Актуальность исследования геронтопсихологических проблем