Исследование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ исследование рынка.docx

— 97.82 Кб (Скачать файл)
ВВЕДЕНИЕ
 
          Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.

           Исследование складывающейся на конкретном товарном рынке конъюнктуры и учет тенденций ее изменения позволяет предприятию определить наиболее перспективные пути повышения эффективности хозяйственной деятельности.

           Особое значение для предприятий пищевой промышленности, являющихся объектом исследования в данной работе, имеет изучение взаимосвязи конъюнктуры товарных рынков - сырьевых и рынков готовой продукции. От оценки конъюнктуры на этих рынках зависит выбор метода ценообразования, применение которого влияет на формирование эффекта от производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

             Целью исследования является анализ конъюнктуры рынка кондитерских товаров на примере КУПП ВКК «Витьба».

             В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- определить  и теоретически исследовать основные  группы факторов внешней среды,  оказывающих прямое или косвенное  воздействие на деятельность  предприятия;

- рассмотреть  воздействие факторов товарного  рынка на деятельность предприятия;

-   выявить основных конкурентов, их ассортимент;

-   провести ценовой анализ рынка;

-   изучить реальных и потенциальных покупателей. 

           Практически каждая компания на определённом этапе своего развития сталкивается с необходимостью сбора информации о рынке, на котором она работает. Знания конъюнктуры рынка (производителей, посредников, конкурентов и покупателей) необходимы для лучшей ориентации на рынке и победы в конкурентной борьбе. Сбор информации о состоянии и перспективах рынка должен осуществляется в течение всего жизненного цикла компании.

           Исследования конъюнктуры рынка значительно уменьшают неопределённость при принятии важных решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе.

           Предметом исследования является конъюнктура рынка кондитерских изделий.

 Объектом  исследования избрано КУПП ВКК «Витьба».

         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

      Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка  является анализ текущего соотношения  спроса и предложения, т.е. конъюнктуры  рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

      Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.[4]

     Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.  

      Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

      Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:

     -заявки  и заказы торговых организаций;

     -материалы  служб изучения рынка предприятий,  организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров  в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

     Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

      Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации.[6]

     Изучение  конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

     - постоянные

     - временные;

     - циклические;

     - нециклические.

     К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  товара отражается в движении конъюнктуры  рынков.

      Под видами конъюнктуры понимают цену, спрос, предложение, наличие ресурсов.

      Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

     Спрос -  это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

     Закон спроса - чем ниже цена товара, тем  большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

     Определенные  условия, при которых приобретаются  товары: располагаемый доход; цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей; цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара; условие ожидания изменения цен в будущем; численность населения; вкусы и предпочтения потребителей.

     Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что потребители  стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления  товаров.

     Предложение - это количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  по каждой возможной цене в единицу  времени. Объем предложения - это  максимальное количество товара, которое  продавцы готовы предложить на рынке  в единицу времени, при определенных условиях: цена данного товара, цены на исходные ресурсы, цены на другие товары, наличие необходимых ресурсов, характер применяемой технологии, инфляционные ожидания, налоги и дотации, природно-климатические условия, количество продавцов.[7]

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия  отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры  с учетом новых явлений, возникающих  в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения  цен, биржевых индексов, движение запасов  и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

     Основные  показатели конъюнктуры рынка:

1)Масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже 
товара, число предприятий выступающих на рынке.

1)Степень   сбалансированности   рынка   —   соотношение   спроса   и

предложения.

3)Динамика рынка (изменение основных параметров, их скорость и интенсивность, тенденции).

4)Степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов).

5)Уровень устойчивости / колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (показатели вариации).

6)Цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке / стадии экономического и сезонного цикла.[2]

     Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

     При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным  изменениям, которые происходят в  экономике исследуемой отрасли.

          Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей: объемы производства продукции, величина и структура закупок, объемы и структура сбыта, емкость рынка, степень удовлетворения спроса, динамика цен и товарных запасов.

         Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры различают: благоприятный или неблагоприятный.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КУПП ВКК «ВИТЬБА»

2.1.КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КУПП  ВКК «ВИТЬБА»

     Коммунальное  унитарное производственное предприятие  Витебский кондитерский комбинат "Витьба" относится к ПО "Витебскпищепром" Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь. Форма собственности - государственная коммунальная. Основным профилем хозяйственной деятельности является производство сухих завтраков и кондитерских изделий для населения.

     Комбинат  является самостоятельным хозяйственным  субъектом, состоящим на полном хозрасчете, имеет основные и оборотные средства, скрепленные за ним собственником  на правах полного хозяйственного ведения. Поскольку КУПП ВКК "Витьба" - государственное предприятие, государственные органы определяют сбытовую политику комбината.

Информация о работе Исследование рынка