Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Формирующаяся конкурентная среда на отраслевых рынках выдвинула перед предприятиями проблему выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, в результате чего особую актуальность приобретают вопросы изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, определяющих ее.
ВВЕДЕНИЕ |
Формирующаяся конкурентная
среда на отраслевых рынках выдвинула
перед предприятиями проблему выбора
наиболее эффективных направлений развития
собственной производственно-хозяйственной
деятельности, в результате чего особую
актуальность приобретают вопросы изучения
рыночной конъюнктуры, а также комплекса
факторов внешней среды, определяющих
ее.
Исследование складывающейся на конкретном товарном рынке конъюнктуры и учет тенденций ее изменения позволяет предприятию определить наиболее перспективные пути повышения эффективности хозяйственной деятельности. Особое значение для предприятий пищевой промышленности, являющихся объектом исследования в данной работе, имеет изучение взаимосвязи конъюнктуры товарных рынков - сырьевых и рынков готовой продукции. От оценки конъюнктуры на этих рынках зависит выбор метода ценообразования, применение которого влияет на формирование эффекта от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Целью исследования является анализ конъюнктуры рынка кондитерских товаров на примере КУПП ВКК «Витьба». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: - определить
и теоретически исследовать - рассмотреть
воздействие факторов - выявить основных конкурентов, их ассортимент; - провести ценовой анализ рынка; -
изучить реальных и потенциальных покупателей. Практически каждая компания на определённом этапе своего развития сталкивается с необходимостью сбора информации о рынке, на котором она работает. Знания конъюнктуры рынка (производителей, посредников, конкурентов и покупателей) необходимы для лучшей ориентации на рынке и победы в конкурентной борьбе. Сбор информации о состоянии и перспективах рынка должен осуществляется в течение всего жизненного цикла компании. Исследования конъюнктуры рынка значительно уменьшают неопределённость при принятии важных решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе. Предметом исследования является конъюнктура рынка кондитерских изделий. Объектом исследования избрано КУПП ВКК «Витьба».
|
1.СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.[4]
Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
-заявки и заказы торговых организаций;
-материалы
служб изучения рынка
Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.[6]
Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы
нециклического характера определяют
специфику производства и реализацию
конкретных товаров. Воздействие различных
факторов на процесс производства и
обращения любого товара позволяет
выявить связи между
Под видами конъюнктуры понимают цену, спрос, предложение, наличие ресурсов.
Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.
Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести
Закон
спроса - чем ниже цена товара, тем
большее его количество покупатели
хотят и в состоянии
Определенные условия, при которых приобретаются товары: располагаемый доход; цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей; цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара; условие ожидания изменения цен в будущем; численность населения; вкусы и предпочтения потребителей.
Согласуется
с предпосылкой о поведении индивидуума,
что означает, что потребители
стремятся максимизировать
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях: цена данного товара, цены на исходные ресурсы, цены на другие товары, наличие необходимых ресурсов, характер применяемой технологии, инфляционные ожидания, налоги и дотации, природно-климатические условия, количество продавцов.[7]
Задача
конъюнктурных исследований состоит
в определении степени
Основные показатели конъюнктуры рынка:
1)Масштаб
рынка - его емкость, объем операций
по купле-продаже
товара, число предприятий выступающих
на рынке.
1)Степень сбалансированности рынка — соотношение спроса и
предложения.
3)Динамика рынка (изменение основных параметров, их скорость и интенсивность, тенденции).
4)Степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов).
5)Уровень устойчивости / колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (показатели вариации).
6)Цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке / стадии экономического и сезонного цикла.[2]
Методы
исследования конъюнктуры любого товарного
рынка, хозяйства или отрасли
разрабатываются на основе показателей,
которые могут помочь в определении
направления развития производства,
торговли и финансов в будущем. При
этих исследованиях проводится оценка
соотношения предложения и
При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.
Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей: объемы производства продукции, величина и структура закупок, объемы и структура сбыта, емкость рынка, степень удовлетворения спроса, динамика цен и товарных запасов.
Основной характеристикой конъюнктуры
рынка является степень сбалансированности
спроса и предложения. Она проявляется
в поведении цен, скорости оборачиваемости
товаров. Эта оценка позволяет определять
тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры различают:
благоприятный или неблагоприятный.[1]
2.АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ КУПП ВКК «ВИТЬБА»
2.1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУПП ВКК «ВИТЬБА»
Коммунальное унитарное производственное предприятие Витебский кондитерский комбинат "Витьба" относится к ПО "Витебскпищепром" Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь. Форма собственности - государственная коммунальная. Основным профилем хозяйственной деятельности является производство сухих завтраков и кондитерских изделий для населения.
Комбинат является самостоятельным хозяйственным субъектом, состоящим на полном хозрасчете, имеет основные и оборотные средства, скрепленные за ним собственником на правах полного хозяйственного ведения. Поскольку КУПП ВКК "Витьба" - государственное предприятие, государственные органы определяют сбытовую политику комбината.