Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

Курсовая работа №2

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

      3    курса,        14-24       группы

Лошкарева С.Н.  

(Ф.  И. О.)

Руководитель:

доц. Сергеева О.М. 

(Ф.  И. О.)

 

Нижний Новгород,

2014

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Подростковый возраст является периодом кардинальных преобразований. Это одна из самых гибких фаз формирования личности, а потому подросток и является наименее защищенным от всех внешних влияний, в том числе и негативно сказывающихся на его развитии. А в настоящее время, характеризующееся ускоренным темпом жизни, огромными потоками информации, «сваливающимися» на человека, увеличением разнообразия и свободы выбора вариантов развития жизненного пути,  с одновременным возрастанием нравственной «неопределённости», т.е. уменьшением устойчивых ценностей и этических норм, подростку особенно сложно завершить этот период, выйдя из него гармонично развивающейся личностью. Поэтому неудивительно, что в научных исследованиях и публикациях ряда российских ученых-педагогов последнего времени (М.Н.Алиев, Е.В. Бондаревская, O.K. Гукаленко, Т.Д.Молодцова, В.И.Новикова, H.A. Палиева и др.) отмечается увеличение безнадзорных, беспризорных детей, рост подростковой дезадаптации и преступности несовершеннолетних детей.

Проблема дезадаптации подростков представлена в отечественной психолого-педагогической литературе достаточно разнопланово: исследование причин девиантного и делинквентного поведения подростков (Буянов М.И., Зма-новская Е.В., Игошев К.Е., Райский Б.Ф., Фельдштейн Д.И. и др.); описание социально-психологического портрета дезадаптивного подростка (Братусь Б.С., Заика В.И., Крейдун Н.П., Личко А.Е., Ячина A.C. и др.); проведение ранней диагностики, профилактики и предупреждение школьной дезадаптации (Алемаскин М.А., Беличева С.А., Миньковский Г.М., Невский И.А., Потанин Г.М. и др.); особенности системы перевоспитания в условиях специальных учреждений (спецшкола и спецПТУ) и пеницитарной педагогики несовершеннолетних правонарушителей (Башкатов И.П., Манапова Е.И., Фельдштейн Д.И. и др.).

В то же время многие психологи изучают применение в психологической практике одного из видов арттерапии: Панфилова А.С., Зеленкова И. В. (изотерапия); Гребенщикова Л. Г. (куклотерапия); Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,  Вачков И.В. (сказкотерапия); Дрешер Ю.Н. (библеотерапия); Карпова Н.Л., Данина Н.В., Шувиков А.И. (фильмотерапия) и др. Арттерапию как одно из средств психологической коррекции исследуют такие учёные как Рудестам К., Осипова А.А., Кораблина Е.П., Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. и др.

И хотя, как мы видим, отдельно изучением девиантного поведения подростков и отдельно изучением арттерапии занимается достаточное количество психологов, разработок в области применения психокоррекционного воздействия арттерапии конкретно к девиантным подросткам немного. А на наш взгляд, арттерапия является одним из самых эффективных средств психокоррекции девиантных подростков.

Объектом исследования является девиантное поведение подростков.

Предметом исследования  – арттерапия как психологическое средство коррекции девиантного поведения подростков.

Целью данной работы является исследование арттерапии как  психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.

2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.

3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.

4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

 

 

 

Глава 1. Девиантное поведение подростков

1.1 Определение девиантного поведения

Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся

Существует много определений этому понятию.

И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы.

Так социолог Я. И. Глинский определяет девиантное поведение как «социальное  явление,  выраженное  в  массовых  формах человеческой  деятельности,  не  соответствующих  официально  установленным  или фактически  сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [8, стр.74]

 А психолог  Е. В. Змановская  обозначает девиантное поведение как «поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам» [17, стр.11].

Отсюда возникает вопрос, что же это такое «социальная норма».

Итак, под «социальной нормой» понимают либо «совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам» [3, с.17] либо «исторически  сложившийся  в  конкретном  обществе предел,  меру,  интервал  допустимого (дозволенного  или  обязательного)  поведения, деятельности  людей,  социальных  групп,  социальных  организаций» [3, с.74].  То есть общество предоставляет человеку конкретные образцы, шаблоны поведения, которым он должен соответствовать, и обозначает допустимые границы поведения, за которые он выходить не должен. Но ведь многие из нас пробовали курить, употребляли алкоголь в несовершеннолетнем возрасте, использовали рабочий инвентарь в личных целях, не оплачивали проезд в общественном транспорте и многое другое. Можно ли все эти мелкие правонарушения отнести к девиантному поведению?

Для того, чтобы не путать девиантное поведение с мелким хулиганством,  выделяются разные специфические особенности отклоняющегося поведения. Змановская Е.В. считает, что к девиантному поведению можно отнести нарушение не любых, а только наиболее важных для данного общества и в данное время норм [17, с.196]. Клейберг Ю. А., определяя девиантное поведение как «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [22,с.16], подчёркивает, что при отклоняющемся поведении индивид нарушает принципиально значимые для него нормы, расходящиеся с его ценностным восприятием мира. Шнейдер говорит о том, что при девиантном поведении происходит не просто одноразовое и случайное, а постоянное отклонение от поведенческой нормы [53, с.10]. Очевидно, что все эти особенности являются условными, так как очень сложно подобрать точный критерий, исходя из которого мы могли бы судить о значимости нарушения социальной нормы для общества и самого нарушающего её индивида,  и сложно определить, сколько раз человек должен нарушить принятые нормы, чтобы считать, что он делает это систематично. Но, несмотря на это, предложенные специфические черты девиантного поведения приближают нас к его пониманию и отделяют от других понятий.

Кроме того многие определения девиантного поведения указывают исключительно на его негативную сторону.

Л. Б. Шнейдер рассматривает девиантное поведение как «результат неуспешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени, основанного на социопатической системе убеждений» [53, с.5].

В определении данном в «Большом психологическом словаре» Мещерякова Б.Г и Зинченко В.П. так же прослеживается сугубо отрицательное отношение к девиантному поведению, которое определяется как «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию» [36, с.105].

Но как биологическая эволюция невозможна без отклонений – мутаций, так и социальное развитие невозможно без девиаций. Так Осипова О.С. выделяет созидательные девиации, которые, по её мнению, направляют «наиболее  прогрессивный  в  энергетическом,  а  значит  и  адаптационном плане,  вектор  эволюционного  развития  общества» и «необходимы,  чтобы  общество  было  гибким  и  готовым  к  переменам» [41, с.107-109]. Апинян Г.В. подчёркивает, что отклонения через изменения системы обеспечивают её сохранение и постоянство, и говорит о девиации как о « прорыве тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную норму» [3, с.122].  А Снимщикова Э.В. связывает позитивные девиации с культурно одобряемыми отклонениями, примером которых могут быть «люди, попадающие под определение творческой личности, гения, героя, лидера, избранника народа» [45, с.113].

Итак, оговариваясь об относительности почти любого определения психологического понятия, мы считаем, что стоит обозначить  девиантное поведение как систематическое нарушение социально значимых норм, которое может оказывать как конструктивное, так и деструктивное влияние на индивида, и общество в целом.

 Стоит оговорить, что предметом психологической коррекции в нашей работе выступают только те стороны девиантного поведения, которые негативно влияют на развитие подростка.

 

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Для того чтобы понять что собой представляет девиантное поведение подростков, сначала необходимо выяснить, что же способствует его проявлению.

Чаще всего выделяются следующие причины девиантного поведения подростков:

-причины, психофизиологического характера;

-причины социального и психологического  характера;

-причины, связанные с подростковым кризисом.

Причины, психофизиологического характера

К таким причинам относятся:

-нарушения  умственного развития;

- повреждения  нервной системы;

- дефекты  слуха и зрения;

- дефекты  речи;

-внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека [17, с.200].

Несмотря на то, что психические расстройства и физиологические нарушения могут стать основой для девиантного поведения подростка, они проявляются только при неблагоприятных для развития ребёнка социальных или психологических условиях. Более того, как пишет Е.В. Змановская «социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон» [17, с.37].

Причины, связанные с подростковым кризисом

Подростковый возраст является одним из самых трудных периодов формирования человека как личности.

На мой взгляд, наиболее интересное определение этому периоду даёт Франсуаза Дольто, которая пишет, что подростковый возраст – это «мутационная фаза»[12, с.10]. Ведь действительно за это время с подростком случается множество преобразований. Среди которых стоит выделить следующие:

-возрастная сегрегация: подростки  предпочитают общаться в основном  со сверстниками;

-изменение  интересов: у подростка формируется  один устойчивый интерес, напрямую  связанный с его ожиданиями  от будущей жизни;

-развитие мышления, которое ведёт  к высшей форме интеллектуальной  деятельности;

-развитие воображения;

-развитие самосознания;

-"поворот от направленности  на мир к направленности на  самого себя» [39, с.299];

-представление о себе как  о взрослом;

-появление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения;

-возникновение самоопределения - осознания себя в качестве  члена общества и выбора новой  общественно значимой позиции.

Мы думаем, что склонность подростков к девиантному поведению, прежде всего, связана с тем, что они в это время кардинальных преобразований чувствуют себя абсолютно незащищёнными. И они вынуждены «защищать» себя, кто как может. У кого-то это проявляется в необоснованной агрессии, у кого-то в излишней ранимости. А те, кто совсем не могут «выплёскивать» свои внутренние переживания наружу, вынуждены замыкаться в себе и часто впадают в депрессию.

Кроме того причиной девиантного поведения может послужить внутреннее противоречие, вызванное различием между сильно изменившимся внутренним состоянием подростка и стабильным неменяющимся отношением к нему окружающего мира. Кроме того для подросткового периода характерны противоречия физиологического и психического развития.

Все эти трудности, сопровождающие подростковый кризис, как и психофизиологические причины, могут послужить основой для девиантного поведения. Через данный возрастной кризис проходят очень многие подростки, но только у некоторых из них проявляется отклоняющиеся поведение. Это указывает на то, что социальные и психологические факторы, накладываясь на подростковый кризис, могут либо сгладить либо усугубить его. Так, по словам К.В. Шмаковой, «часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется» [52, с.202].

Причины социального и психологического характера

Среди причин социального и психологического характера можно выделить макро и микроуровня.

К макроуровню в основном относятся причины, связанные с общественными процессами:

- политическая, социально-экономическая  нестабильность общества;

- «усиление влияния псевдокультуры» [52, с.73], которое достигается главным образом при помощи средств массовой информации;

- «изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи» [52, с.73];

- социальная дезорганизация и  социальное неравенство.

Наиболее сильное влияние на формирование девиантного поведения у подростком, на наш взгляд, оказывают социально-психологические причины микроуровня, к которым можно отнести неблагоприятные семейные отношения, школьную дезадаптацию и принадлежность подростка к неформальным группам асоциальной направленности.

Семья – это место, где ребёнок получает основную социализацию, где под влиянием взрослых формируются его ценности, установки, модели поведения. От отношений в семье напрямую зависит благоприятное развитие подрастающей личности. Именно поэтому наиболее тяжело период подросткового кризиса проходит в «функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека» [52, с.203].

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков