Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

Среди социальных причин макроуровня можно выделить:

-многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни);

-склонность общества навешивать ярлыки (В ряде случаев устойчивое анти-общественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление– наказание– опыт насильственных отношений – последующие трудности социальной адаптации  вследствие  ярлыка«преступника» – накопление  социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление и т.д. [17, с.75].

К социальным причинам микроуровня можно отнести:

-фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;

-физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье;

-недостаточное влияние отца(например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

-острая травма(болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

-потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность  родителей,  их  неспособность  выдвигать  последовательно  возрастающие требования или добиваться их выполнения;

-чрезмерная стимуляция ребенка– слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

-несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

-смена родителей(опекунов);

-хронически выраженные конфликты между родителями(особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

-нежелательные личностные особенности родителей(например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

-усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей(явных или скрытых) . [17, с.77].

Как можно было уже заметить, подавляющая часть причин делинквентного поведения связана с проблемами, возникающими в семье подростка. Так социолог П.А. Янченко, говоря о том, что причиной подростковой делинквентности в подавляющем большинстве выступает проблемы воспитания, указывает, что От 30 до 85% делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой [55, с.308].

Аддективное (зависимое) поведение - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путём искусственного изменения психического состояния посредствам приёма наркотических веществ или постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности. Среди них – азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки и др. [38, с.9].

Зависимое поведение имеет множество подвидов, и в связи, с чем имеет много классификаций. Змановская Е.В. исходя из объектов аддективного поведения, выделяет следующие его формы [17, с.89].:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарствен-ная зависимость, алкогольная зависимость);

-нарушения пищевого поведения(переедание, голодание, отказ от еды);

-гэмблинг– игровая зависимость(компьютерная зависимость, азартные игры);

-сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксби-ционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм(см. глоссарий));

-религиозное деструктивное поведение(религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Среди причин, способствующих формированию у подростков зависимого поведения, можно выделить социальные и психофизиологические.

К социальным причинам макроуровня можно отнести:

-социально-экономическая  нестабильность общества;

- технический прогресс, способствующий появлению на рынке всё новых товаров, являющихся потенциальными объектами зависимости;

-формирование  субкультур, с позитивным отношением  к тому или иному виду аддективного  поведения.

Ведущая роль в происхождении зависимого поведения, как и в происхождении других форм девиантного поведения подростков, принадлежит социальным причинам микроуровня – семье. Из семейных проблем, способствующих формированию у подростков аддективного поведения можно выделить:

-отсутствие матери или её неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности ребёнка;

-несовместимость  темпераментов матери и ребёнка;

-эмоциональные  расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией – неспособностью родителей выражать в словах свои чувства(понимать их, обозначать и проговаривать) [17, с.95].

-патологическая  зависимость ребёнка от родителей;

-наличие  аддективного поведения у члена  семьи.

Считается, что у подростков, есть некоторые психологические особенности, являющиеся факторами, способствующими формированию аддективного поведения. Л.И. Максименкова провела исследование, по результатам которого выделила качества подростков, попадающих в потенциальную «группу риска»[33, с.130]:

-повышенная любовь к самому себе, крайний эгоцентризм и жажда внимания со стороны в сочетании с высокой подозрительностью, враждебностью и недоверием к другим людям;

-неумение понять состояние другого человека, низкая эмпатийность, слабая сформированность коммуникативных навыков;

-повышенная эмоциональная лабильность, непредсказуемая изменчивость настроения, задиристость и грубость;

- склонность приписывать ответственность за собственные неприятности другим людям или считать их результатом невезения, а успехи и достижения также считать последствием везения или внешних обстоятельств;

- невозможность установления связи между собственными действиями и поступками и значимыми для них событиями жизни;

- неспособность к самоконтролю значимых жизненных ситуаций, недооценка собственной роли в организации своей жизни, сохранении здоровья, предотвращении развития заболеваний и т.п.;

-выраженность  эмоционально-лабильного, истероидного или шизоидного типа акцентуации характера.

Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной  предрасположенности  к  некоторым  формам  зависимости.  Наиболее  распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему[17, с.96].

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни[17, с.107].

Шнейдер Л.Б. выделяет внутренние и внешние формы проявления суицидального поведения [53, с.165]. К внутренним формам психолог относит:

-антивитальные  представления (т.е. размышления об  отсутствии ценности жизни);

-пассивные  суицидальные мысли (представления  на тему своей смерти при  отсутствии чёткого замысла на  самовольное лишение себя жизни);

-суицидальные  замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталий);

-суицидальные  намерения (принятие решения о  самоубийстве).

Из внешних форм суицидального поведения Шнейдер Л.Б. выделяет[53, с.165]:

-суицидальные  высказывания;

-суицидальные  попытки (целенаправленное оперирование  средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-завершённый  суицид.

Е.В. Змановская  делит суициды на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [17, с.108].

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат.  Это  действия,  сопровождающиеся  высокой  вероятностью  летального  исхода.  В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер. А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % – это крик о помощи [32, с.73].

С.В. Бородиным и А.С. Михлиным была создана классификация основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие [2, с.13]:

Личностно-семейные:

-семейные  конфликты, развод (для подростков  развод родителей);

-болезнь, смерть  близких;

-одиночество, неудачная любовь;

-половая  несостоятельность;

-оскорбление, унижение со стороны окружающих  и т.д.

Состояние здоровья:

-психические  заболевания;

-соматические заболевания;

-уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

-опасение  уголовной ответственности;

-боязнь иного  наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учёбой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы.

Г.Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства [2, с.13]:

-изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

-беспомощность (ощущение, что ты не можешь  контролировать жизнь, всё зависит  не от тебя);

-безнадёжность (когда будущее не предвещает  ничего хорошего);

-чувство  собственной незначимости (уязвлённое  чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание  чувства некомпетентности, стыд  за себя).

Алиманова М.А. выделяет следующие факторы подросткового суицида[2, с.22]:

  1. Неблагоприятная семейная обстановка:

-ситуация длительного конфликта  в семье или ситуация развода;

-утрата значимой привязанности (смерть члена семьи);

-отсутствие в семье «значимого  взрослого».

2. Психологическая неадекватность  в воспитании:

-назойливость, морализаторство, утомительность  в отношениях, несправедливость  в требованиях и притязаниях;

-наличия факта психологического  или сексуального насилия;

-наличие фактов физического  насилия.

3. Подростковое одиночество (попадание  в группу «отверженные», «козлы  отпущения»).

4. Трудно протекающий пубертат:

-ранее интенсивное проявление  вторичных признаков в сравнении  со сверстниками и нормами  в развитии;

-дисморфия (неудовлетворённость своим  внешним видом в связи с  очень интенсивным гармоничным  развитием в период подросткового  возраста);

-яркая картина акцентуаций в  подростковом возрасте;

5.Личная импульсивность как  черта суицидента.

Югова Н.Л. и Касимова А.Р. выделяют следующие признаки  готовности  подростка  к  суициду [54]::

-нарушения  аппетита  и  сна;

-частые  жалобы  на  соматические  недомогания  (на  боли  в  животе,  головные  боли,  постоянную  усталость,  частую  сонливость);

-необычно  пренебрежительное  отношение  к  своему  внешнему  виду;

-постоянное  чувство  одиночества,  бесполезности,  вины  или  грусти;

-подросток  бессмысленно,  как  будто  в  оцепенении,  проводит  время,  отказывается  от  выполнения  обязанностей,  испытывает  скуку  при  проведении  времени  в  привычном  окружении  или  выполнении  работы,  которая  раньше  приносила  удовольствие;

-внезапные  приступы  гнева,  зачастую  возникающие  из-за  мелочей.

Итак, мы проанализировали основные формы девиантного поведения, основными проявлениями которых, как мы указывали ранее, выступают нарушения в эмоциональной, ценностной, волевой и когнитивной сферах, негативно влияющие на личностное развитие подростка. Для того чтобы обеспечить полноценное развитие и функционирование подростка необходимо осуществлять психологическую коррекцию его девиантного поведения, речь о которой пойдёт в следующей главе.

 

Глава 2. Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

 

2.1 Психологическая  коррекция девиантного поведения подростков

Девиантное поведение способствует дезадаптации личности подростка, которая проявляется как нарушение в функционировании мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоциональной и волевой сферах [51, с.68]. Это в свою очередь проявляется в неспособности присваивать и соблюдать значимые социальные нормы, что  вызывает затруднения при построении межличностных отношений и  снижает  эффективность подростка во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим встаёт вопрос о том, как помочь подростку избежать такого рода дезадаптаций и перейти на путь конструктивного построения своей жизни. Мы видим возможность оказания такой помощи в проведении психологической коррекции девиантных подростков.

Существует много определений психологической коррекции, в чём-то расходящихся друг с другом.

В психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [18].

Г.С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т.е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [51, с.74].

С.Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психкоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют "оптимальной" модели» [10].

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков