Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.
Среди социальных причин макроуровня можно выделить:
-многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни);
-склонность общества навешивать ярлыки (В ряде случаев устойчивое анти-общественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление– наказание– опыт насильственных отношений – последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка«преступника» – накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление и т.д. [17, с.75].
К социальным причинам микроуровня можно отнести:
-фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;
-физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье;
-недостаточное влияние отца(например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
-острая травма(болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
-потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
-чрезмерная стимуляция ребенка– слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
-несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
-смена родителей(опекунов);
-хронически выраженные конфликты между родителями(особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
-нежелательные личностные особенности родителей(например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
-усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей(явных или скрытых) . [17, с.77].
Как можно было уже заметить, подавляющая часть причин делинквентного поведения связана с проблемами, возникающими в семье подростка. Так социолог П.А. Янченко, говоря о том, что причиной подростковой делинквентности в подавляющем большинстве выступает проблемы воспитания, указывает, что От 30 до 85% делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой [55, с.308].
Аддективное (зависимое) поведение - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путём искусственного изменения психического состояния посредствам приёма наркотических веществ или постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности. Среди них – азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки и др. [38, с.9].
Зависимое поведение имеет множество подвидов, и в связи, с чем имеет много классификаций. Змановская Е.В. исходя из объектов аддективного поведения, выделяет следующие его формы [17, с.89].:
- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарствен-ная зависимость, алкогольная зависимость);
-нарушения пищевого поведения(переедание, голодание, отказ от еды);
-гэмблинг– игровая зависимость(компьютерная зависимость, азартные игры);
-сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксби-ционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм(см. глоссарий));
-религиозное деструктивное поведение(религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Среди причин, способствующих формированию у подростков зависимого поведения, можно выделить социальные и психофизиологические.
К социальным причинам макроуровня можно отнести:
-социально-экономическая нестабильность общества;
- технический прогресс, способствующий появлению на рынке всё новых товаров, являющихся потенциальными объектами зависимости;
-формирование
субкультур, с позитивным отношением
к тому или иному виду
Ведущая роль в происхождении зависимого поведения, как и в происхождении других форм девиантного поведения подростков, принадлежит социальным причинам микроуровня – семье. Из семейных проблем, способствующих формированию у подростков аддективного поведения можно выделить:
-отсутствие матери или её неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности ребёнка;
-несовместимость
темпераментов матери и
-эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией – неспособностью родителей выражать в словах свои чувства(понимать их, обозначать и проговаривать) [17, с.95].
-патологическая
зависимость ребёнка от
-наличие
аддективного поведения у
Считается, что у подростков, есть некоторые психологические особенности, являющиеся факторами, способствующими формированию аддективного поведения. Л.И. Максименкова провела исследование, по результатам которого выделила качества подростков, попадающих в потенциальную «группу риска»[33, с.130]:
-повышенная любовь к самому себе, крайний эгоцентризм и жажда внимания со стороны в сочетании с высокой подозрительностью, враждебностью и недоверием к другим людям;
-неумение понять состояние другого человека, низкая эмпатийность, слабая сформированность коммуникативных навыков;
-повышенная эмоциональная лабильность, непредсказуемая изменчивость настроения, задиристость и грубость;
- склонность приписывать ответственность за собственные неприятности другим людям или считать их результатом невезения, а успехи и достижения также считать последствием везения или внешних обстоятельств;
- невозможность установления связи между собственными действиями и поступками и значимыми для них событиями жизни;
- неспособность к самоконтролю значимых жизненных ситуаций, недооценка собственной роли в организации своей жизни, сохранении здоровья, предотвращении развития заболеваний и т.п.;
-выраженность эмоционально-лабильного, истероидного или шизоидного типа акцентуации характера.
Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Наиболее распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему[17, с.96].
Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни[17, с.107].
Шнейдер Л.Б. выделяет внутренние и внешние формы проявления суицидального поведения [53, с.165]. К внутренним формам психолог относит:
-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);
-пассивные
суицидальные мысли (представления
на тему своей смерти при
отсутствии чёткого замысла на
самовольное лишение себя
-суицидальные
замыслы (разработка плана
-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).
Из внешних форм суицидального поведения Шнейдер Л.Б. выделяет[53, с.165]:
-суицидальные высказывания;
-суицидальные
попытки (целенаправленное
-завершённый суицид.
Е.В. Змановская делит суициды на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [17, с.108].
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер. А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % – это крик о помощи [32, с.73].
С.В. Бородиным и А.С. Михлиным была создана классификация основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие [2, с.13]:
Личностно-семейные:
-семейные конфликты, развод (для подростков развод родителей);
-болезнь, смерть близких;
-одиночество, неудачная любовь;
-половая несостоятельность;
-оскорбление,
унижение со стороны
Состояние здоровья:
-психические заболевания;
-соматические заболевания;
-уродства.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
-опасение уголовной ответственности;
-боязнь иного наказания или позора.
Конфликты, связанные с работой или учёбой.
Материально-бытовые трудности.
Другие мотивы.
Г.Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства [2, с.13]:
-изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
-беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, всё зависит не от тебя);
-безнадёжность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
-чувство
собственной незначимости (уязвлённое
чувство собственного
Алиманова М.А. выделяет следующие факторы подросткового суицида[2, с.22]:
-ситуация длительного
-утрата значимой привязанности (смерть члена семьи);
-отсутствие в семье «
2. Психологическая
-назойливость, морализаторство, утомительность в отношениях, несправедливость в требованиях и притязаниях;
-наличия факта
-наличие фактов физического насилия.
3. Подростковое одиночество (попадание в группу «отверженные», «козлы отпущения»).
4. Трудно протекающий пубертат:
-ранее интенсивное проявление
вторичных признаков в
-дисморфия (неудовлетворённость своим
внешним видом в связи с
очень интенсивным гармоничным
развитием в период
-яркая картина акцентуаций в подростковом возрасте;
5.Личная импульсивность как черта суицидента.
Югова Н.Л. и Касимова А.Р. выделяют следующие признаки готовности подростка к суициду [54]::
-нарушения аппетита и сна;
-частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
-необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
-постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
-подросток бессмысленно, как будто в оцепенении, проводит время, отказывается от выполнения обязанностей, испытывает скуку при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
-внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Итак, мы проанализировали основные формы девиантного поведения, основными проявлениями которых, как мы указывали ранее, выступают нарушения в эмоциональной, ценностной, волевой и когнитивной сферах, негативно влияющие на личностное развитие подростка. Для того чтобы обеспечить полноценное развитие и функционирование подростка необходимо осуществлять психологическую коррекцию его девиантного поведения, речь о которой пойдёт в следующей главе.
Девиантное поведение способствует дезадаптации личности подростка, которая проявляется как нарушение в функционировании мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоциональной и волевой сферах [51, с.68]. Это в свою очередь проявляется в неспособности присваивать и соблюдать значимые социальные нормы, что вызывает затруднения при построении межличностных отношений и снижает эффективность подростка во всех сферах его жизнедеятельности. В связи с этим встаёт вопрос о том, как помочь подростку избежать такого рода дезадаптаций и перейти на путь конструктивного построения своей жизни. Мы видим возможность оказания такой помощи в проведении психологической коррекции девиантных подростков.
Существует много определений психологической коррекции, в чём-то расходящихся друг с другом.
В психотерапевтической энциклопедии Б.Д. Карвасарского под психологической коррекцией понимается «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» [18].
Г.С. Абрамова рассматривает психологическую коррекцию как «обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, т.е. психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека» [51, с.74].
С.Ю. Головин в словарь практического психолога определяет психкоррекцию как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют "оптимальной" модели» [10].