Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.
С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации [40, с.160]. В психоаналитической теории сублимация описывается как один из механизмов психологической защиты, представляющий собой процесс, при котором любые антисоциальные импульсы как бы перераспределяются в социально приемлемые типы поведения, что позволяет достичь компромиссного их удовлетворения [43]. Как полагают сторонники этой концепции, творчество как одна из форм сублимации позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отреагировать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность и т. п.) [18]. То есть подросток при проявлении какой-либо творческой активности сначала неосознанно в символической форме выплёскивает все свои импульсы, в том числе негативные, тем самым снижая вероятность выхода их наружу в реальной действительности. Затем при осознании девиантным подростком своих внутренних конфликтов, способствовать которому (осознанию) одна из главных задач психолога, он получает возможность найти их конструктивное разрешение.
Наряду с сублимацией механизмом коррекционного воздействия выступает проекция, которая представляет собой «процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты» [10]. При использовании данного психокоррекционного механизма происходит целенаправленная ориентация на проективный аспект процедуры. Предполагается, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии [18]. Данные представление опираются на идеи Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественное творчество выражает бессознательное [43]. Важным при этом является не просто предоставление психологом интерпретации результата творчества подростка, а оказание ему помощи в самостоятельном осмыслении данного результата при помощи установления безоценочного доверительного общения. Кроме того психологу необходимо поощрять воспроизведение подростком свободных ассоциаций, связанных с его произведением, которое помогу ему лучше понять себя.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения [40, с.160]. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Теоретическая основа этих представлений - гуманистическое направление психологии, рассматривающее личность как некое психологическое образование, в котором изначально существуют духовные, альтруистические потребности, определяющие ее поведение. В каждом человеке предполагается существование возможностей, скрытый потенциал, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование [18]. Таким образом, девиантный подросток, занимаясь творческой деятельностью, продвигается по пути собственного развития, тем самым высвобождая в себе творческие силы, которые могут помочь ему в преодолении кризисных ситуациях.
Разобравшись, с основными механизмами психокоррекционного воздействия арттерапии, по нашему мнению, необходимо указать преимущества данного средства психологической коррекции перед другими средствами коррекции дезадоптивного поведения подростка. Говоря о таких преимуществах, Шабышева Ю.Е. указывает на то, что арттерапия [51, с.86-87]:
1. Не требует особенных способностей, в связи с чем доступна почти для всех подростков.
2. Является преимущественно средством невербального общения, хороша для подростков, испытывающих затруднение в словесном описании своих переживаний.
3. Как творческая деятельность, сама по себе является мощным средством сближения людей, помогает в налаживании контакта с дезадаптивными подростками.
4. Позволяет обходить «цензуру сознания», способствуя выражению и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые слабо проявляются в повседневной жизни.
5. Средство свободного самовыражения и самопознания, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру ребёнка.
6. Является психокоррекционным средством, продукты деятельности которого выступают объективным свидетельством настроений и чувств подростков, что позволяет использовать их для динамической диагностики их состояний.
7. Вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодалеть безинициативность и сформировать более активную жизненную позицию.
Преимущество арттерапии, связанное с развитием у подростков активного взаимодействия с окружающим миром, подчёркивают в совей работе и Тойшыбекова М. К. с Исхаковой Э. В, указывая на то, что художественная деятельность позволяет подростку «чувствовать себя творцом» [47, с.168].
Кроме того, мы считаем важным отметить, что Ф. Барон и Д. Харрингтон выделили совокупность сходных черт креативных и девиантных личностей. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать [30, с.87]. Обладание девиантными подростками чертами, присущими креативным личностям, изначально закладывает некую основу для успешности использования в работе с ними (девиантными подростками) средст психокоррекции, связанных с задействием творческих возможностей.
Отметив эффективность арттерапии как способа психологической коррекции девиантных подростков, рассмотрим основные виды терапии искусством, более подробно останавливаясь на одном из них – фильмотерапии.
Изотерапия - одно из основных направлений арттерапевтической деятельности, которая проходит в виде индивидуальных или групповых сеансов по рисованию или лепке из пластилина или глины [51, с.92]. Применяется изотерапия чаще всего при наличии у девиантного подростка эмоциональной депривации, конфликтных межличностных отношениях, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, низкой, искажённой самооценке и других личностных нарушениях [14].
Проведение изотерапии реализуется в арттерапевтическом процессе в директивной и недерективной формах. При директивной форме перед подростком ставится задача в виде темы рисования и оказывается помощь на этапах поиска формы, материалов и средств выражения темы. При недирективной форме подростку предоставляется свобода в выборе темы, а также формы, материалов и средств её выражения [51, с.92].
Специалист в области арттерапии О.А Карабанова считает, что основной задачей психолога является помочь подросткам осознать и расширить проблемную ситуацию, внешне выразить её в рисунке (лепке) и определить выход из неё [51, с.93].
Мы выделили 3 этапа изотерапии, которые должен пройти девиантный подросток, сопровождаемый психологом, для того, чтобы придти к конечному результату – решению внутреннего конфликта.
1. Выражение своих чувств, желаний и мечтаний в процессе творчества.
2. Осознание внутреннего конфликта через анализ продукта своего творчества. Так Тойшыбекова М. К.и Исхакова Э. В. В своей работе пишут о том, что привлекательность изотерапии объясняется тем, что она направлена на обучение подростка видению в своей изобразительной продукции некого смысла и осознанию ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога» — к интроспекции и рефлексии [47, с.168].
3. Нахождение решения внутреннего конфликта, которое осуществляется за счёт переструктурирования имеющейся или моделирования новой ситуации в процессе изобразительной деятельности. Осипова А.А. указывает на то, что изотерапия не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней [40, с.190].
Кроме названной основной задачи, заключающейся в выявлении, осознании и решении внутреннего конфликта подростка, изотерапия выполняет и другие функции.
Шабышева Ю.Е. пишет, что после прохождения девиантными подростками изотерапии наблюдаются следующие положительные результаты [51, с.93]:
-создаются
благоприятные условия для
-обеспечивается
эффективное эмоциональное
-оказывается
влияние на осознание
-способствуют
сенсорному развитию, формируют
мотивационно-потребностную
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции [44, с.63].
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [44, с.63].
В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку [40, с.172].
Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов [40, с.172].
Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции [40, с.173]:
1.Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.
2. Реактивная,
направленная на достижение
3. Регулятивная,
способствующая снижению
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают [40, с.171]:
• катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
• облегчение осознания собственных переживаний;
• конфронтацию с жизненными проблемами;
• повышение социальной активности;
• приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
• облегчение формирования новых отношений и установок.
Среди положительных результатов музыкотерапии можно выделить [51, с.101].:
-регуляция психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
-регуляция психоэмоционального состояния;
-повышение социальной активности;
-приобретение новых средств эмоциональнй экспрессии;
-усвоения новых положительных установок и форм поведения;
-коррекция коммуникативной функции.
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния [40, с.178].
Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с проблемами личностного и эмоционального плана, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме [40, с.179].
Дрешер Ю.Н. чтение произведений в ходе библиотерапии разделяет на ряд этапов соответственно возникающим реакциям [13, с.75].:
1. Отождествление себя с героем и нахождение сходства в ситуациях.
Это отождествление в процесс е чтения может быть осознанным или неосознанным, вызывать сильные эмоции и являться предпосылкой для последующих действий.
2. Сопереживание. Встречаются индивидуумы, которые настолько ярко
воспринимают описанные ситуации, что переживания литературного героя становятся их личными переживаниями. Они страдают, борются, выдвигают альтернативы, решают задачу или проблему в соответствии с характером или авторским замыслом.
3. Эмоциональная разрядка. Читатель страдает от ударов судьбы или празднует победу с героем, и потому, что он понимает значение рока (судьбы), он «очищается, бремя падает с его плеч, проблема становится понятной ему, и он чувствует внутреннее, психологическое облегчение, очищающую силу переживания.
4. Адекватная самооценка. После того как произошло психологическое облегчение, косвенное переживание и усиленное отождествление себя с героем, сопоставление ситуации временно прекращается, и человек возвращается в свой собственный мир. Этот возврат делает более ясным эмоциональное восприятие и понимание личности и ситуации; выясняются причина и результат; становится осознанной оценка альтернатив и решений; разъясняются параллели с собственной жизненной ситуацией. Это создает условия для адекватной самооценки.
5. Изменение
отношения или поведения. После
эмоциональной разрядки и
Исходя из анализа перечисленных этапов, мы можем сформулировать основной механизм библеотерапии - идентификацию с героем произведения, при реализации которого, становится возможным формирование у подростка сопереживания, эмоциональной разрядки и адекватной самооценки, необходимых для коррекции его отношения и поведения.
Библиотерапия способствует коррекции у подростков [13, с.77]:
-отношения к себе, к своему «я развития способности к объективной
самооценке, укрепления адаптивных качеств, развития самостоятельности, чувства уверенности в себе, системы ценностей;
-отношения к другим, развития способности к сопереживанию, критического и доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных конфликтов;
-отношения к жизни, приобретения навыков выбора и принятия решения, мобилизации и самоорганизация в экстремальных ситуациях, приобретения и укрепления волевых качеств, развития навыков оптимистических оценок реальности.