Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ....проверка.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.[17 с. 147]

Отношения со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Подростку свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить коллективной жизнью, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелые переживания, расцениваются буквально как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях со сверстниками переживаются остро. Одиночество не выносимо для подростка. Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение. [18 с. 148; 32]

Благополучие  в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка - его внутреннего состояния, его настроения, ощущения им полноты жизни, его душевного равновесия. Имея друзей, подростки легче справляются со своими трудностями. Найти друга не малая удача для ребят этого возраста. Настоящая дружба может сохраниться, как известно, на всю жизнь.

Развитие отношений  не воспринимается пассивно. Подростки  сами строят свои отношения, они очень  активны по отношению друг к другу: высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, доказывают, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Подростки то и дело занимаются выяснением отношений, потому что-либо один, либо другой совершают поступки, которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям и пожеланиям товарища. [2 с. 194]

Подросток критически относится к дружбе, предъявляет  к ней определенные требования. О  дружбе подростков нельзя сказать, что она строится на основе неосознанного, эмоционального влечения, тяготения друг к другу. Подросток (особенно старший) отдает себе отчет в том, чего он хочет от дружбы и каким он хочет видеть своего друга. В этом смысле дружба в подростковом возрасте носит более рассудочный характер, чем в младшем школьном возрасте.

От друга  ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором  один открывает другому самое  важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Если этого нет – дружба разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость, умение простить товарищу необдуманный поступок или промахи. Эти качества цементируют дружеские отношения. [27 с. 154]

Для сближения  ребят важно сходство интересов  и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Иногда общение с товарищем настолько привлекательно, что подросток вместе с ним начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало. Однако со временем он может увлечься этим делом всерьез. Поэтому общение с товарищами - источник возникновения новых интересов у подростка.

 

      1. Выводы по первой главе.
  1. Под межличностными отношениями будем понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
  2. На основании формирования межличностных отношений человек определяет свое статусное положение, авторитет, целеустремленность. Для того чтобы достигнуть уважения нужно разобраться в своем внутреннем мире, который никак не сопоставим с внутренним миром другого человека. Разобравшись в себе, можно адекватно воспринимать партнера по общению и закладывать «крепкий фундамент» для формирования каких-либо взаимоотношений, что не может не отразиться на будущем человека.
  3. Отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения.
  4. Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку. У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится «родство душ» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростков.

2.1. История развития арт–терапии.

Метод арт–терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт–терапии сохранился  в  архаических формах искусства – в народном творчестве.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное  направление в лечебно-коррекционной   и профилактической работе арт–терапия насчитывает всего несколько   десятилетий.  Термин «Арт – терапия» ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл.

Арт-терапия (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) — забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Первые арт–терапевты опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт– терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Понятие «Арт–терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества.

Существует  несколько примеров различного понимания арт–терапии.

  • Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.
  • Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».
  • Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи.

С точки зрения доктора педагогических наук Н.М.Назаровой арт–терапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно–творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. [10 с. 69]

Сущность арт–терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно–творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Основываясь на коррекционно–личностном и деятельностном подходах в развитии,  арт–терапия преследует цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро – и макросреде.

Терапия искусством по своей природе радикальна. Она  связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

  • ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;
  • предоставляет возможность расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства, выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере;
  • развивает навыки принятия решений, позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.
  • развивает ценные социальные навыки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает самооценку;
  • развивает спонтанность и совершенствует внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
  • учит общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства), повышает художественную компетентность, реализует способность к творчеству.

Выделяют два  основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт–терапии:

  • первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;

–  второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта  от мучительного к приносящем наслаждение". 
        Арт–терапия обеспечивает положительный эффект благодаря:

  • «исцеляющим» возможностям художественного творчества. Творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает себя элементы и того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

–  отношениям подростка с арт–терапевтом. Арт–терапевт во время занятий предстаёт перед подростком как значимый взрослый. Это позволяет психологу увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт–терапевтических занятий у подростка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

–  интерпретации и вербальной обратной связи. Занятия арт–терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как подросток переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Когда рисунок воплощает чувство, и подросток начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка.

В 1960 - 1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт–терапии как самостоятельной специальности.

В 1969 году была создана Американская арт–терапевтическая ассоциация, объединявшая арт–терапевтов–практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт–терапевтов), Голландии, Японии.

1980 –  1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт–терапевтов.

В нашей стране арт–терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Эффективность использования разных видов арт–терапии в коррекции и лечении  подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин); вокалотерапии (С.В. Шушарджан); изотерапии (А.И. Захаров, М.Е. Бурно); библиотерапии (А.М. Миллер, Е.Ю. Рау). Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов:

  • 1975г. – исследования Н.Д. Масловой о влиянии альфа-ритма в ЭЭГ взрослого человека;
  • И.М. Гринева исследовала воздействие мелодичной музыки при нарушении мозгового кровообращения;
  • 1997г. – в Москве создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ);
  • 1999г. – участие представителей отечественной школы музыкотерапии в третьем Международном конгрессе по Интегративной медицине в Италии;
  • 2000г. – В Москве на базе МАИМ организован Первый Международный Конгресс «Музыкотерапия и Восстановительная медицина в XXI веке».

Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков