Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.[17 с. 147]
Отношения со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Подростку свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить коллективной жизнью, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба – это порождает тяжелые переживания, расцениваются буквально как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях со сверстниками переживаются остро. Одиночество не выносимо для подростка. Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение. [18 с. 148; 32]
Благополучие в товарищеских и дружеских отношениях исключительно важно для самого подростка - его внутреннего состояния, его настроения, ощущения им полноты жизни, его душевного равновесия. Имея друзей, подростки легче справляются со своими трудностями. Найти друга не малая удача для ребят этого возраста. Настоящая дружба может сохраниться, как известно, на всю жизнь.
Развитие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу: высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, доказывают, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения. Подростки то и дело занимаются выяснением отношений, потому что-либо один, либо другой совершают поступки, которые не нравятся товарищу или обижают его. Если оба заинтересованы в том, чтобы сохранить отношения, они становятся и остаются открытыми к замечаниям и пожеланиям товарища. [2 с. 194]
Подросток критически относится к дружбе, предъявляет к ней определенные требования. О дружбе подростков нельзя сказать, что она строится на основе неосознанного, эмоционального влечения, тяготения друг к другу. Подросток (особенно старший) отдает себе отчет в том, чего он хочет от дружбы и каким он хочет видеть своего друга. В этом смысле дружба в подростковом возрасте носит более рассудочный характер, чем в младшем школьном возрасте.
От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. Старшие подростки чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, сердечность, умение не разболтать важное для одного или обоих. Если этого нет – дружба разрушается. Очень ценится великодушие, отходчивость, умение простить товарищу необдуманный поступок или промахи. Эти качества цементируют дружеские отношения. [27 с. 154]
Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Иногда общение с товарищем настолько привлекательно, что подросток вместе с ним начинает заниматься делом, которое раньше его не интересовало. Однако со временем он может увлечься этим делом всерьез. Поэтому общение с товарищами - источник возникновения новых интересов у подростка.
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростков.
2.1. История развития арт–терапии.
Метод арт–терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт–терапии сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве.
Несмотря на
древние корни, как самостоятельное
направление в лечебно-
Арт-терапия (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) — забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
Первые арт–терапевты опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт– терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Понятие «Арт–терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества.
Существует несколько примеров различного понимания арт–терапии.
С точки зрения доктора педагогических наук Н.М.Назаровой арт–терапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно–творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. [10 с. 69]
Сущность арт–терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно–творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Основываясь на коррекционно–личностном и деятельностном подходах в развитии, арт–терапия преследует цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро – и макросреде.
Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт–терапии:
– второй механизм
связан с природой эстетической реакции,
позволяющей изменить действие "аффекта
от мучительного к приносящем наслаждение".
Арт–терапия обеспечивает
положительный эффект благодаря:
– отношениям подростка с арт–терапевтом. Арт–терапевт во время занятий предстаёт перед подростком как значимый взрослый. Это позволяет психологу увидеть и откорректировать проблемные моменты. Поэтому в ходе арт–терапевтических занятий у подростка формируются навыки психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.
– интерпретации и вербальной обратной связи. Занятия арт–терапией, помимо диагностического и исцеляющего, несут в себе обучающий эффект. По мере того, как подросток переводит свой внутренний опыт в творчество, он очень часто становится способен и описать его. Когда рисунок воплощает чувство, и подросток начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения посредством самого рисунка.
В 1960 - 1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт–терапии как самостоятельной специальности.
В 1969 году была создана Американская арт–терапевтическая ассоциация, объединявшая арт–терапевтов–практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт–терапевтов), Голландии, Японии.
1980 – 1990 гг. ознаменовались изменением культурного климата. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт–терапевтов.
В нашей стране арт–терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Эффективность использования разных видов арт–терапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин); вокалотерапии (С.В. Шушарджан); изотерапии (А.И. Захаров, М.Е. Бурно); библиотерапии (А.М. Миллер, Е.Ю. Рау). Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов:
Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков