Табл. 1 Сравнительный
анализ по тесту «Оценка коммуникативных
умений»
Анализ полученных
результатов в процентном соотношении по
тесту «Оценка коммуникативных умений»
показан на рисунке 4.
Рис. 4 Сравнительный
анализ уровня развития межличностных
отношений подростков в контрольной
и экспериментальной группе после
занятий по Арт – терапии
С помощью критерия Фишера статистически были сопоставлены
две выборки (в данном случае контрольная
и экспериментальная группы) по частоте
встречаемости исследуемого эффекта,
в нашем случае для проверки эффективности
проведенных занятий по арт–терапии с
целью развития межличностных отношений
подростков. Описание результата подсчета
по критерию Фишера представлено в приложении
1.
Доля лиц, у
которых проявляется исследуемый
эффект, в выборке по экспериментальной группе
больше, чем в выборке по контрольной группе.
Сравнительное
исследование уровня развития
межличностных отношений подростков проведенное
после занятий по арт–терапии и значение,
которое было получено с помощью применения
методов математической обработки данных
подтверждает эффективность проведенных
занятий.
Полученные в результате исследования
данные показали, что учащиеся в ходе работы
получили возможность выразить мысли
и чувства, выразить негативные эмоции
в социально приемлемой манере, арт–терапия
позволила работать с мыслями и чувствами,
которые казались непреодолимыми, позволила
развить социальные навыки, усилить ощущение
собственной личностной ценности, повысить
самооценку, повысить художественную
компетентность, реализовать способность
к творчеству.
Таким образом, анализ результатов контрольного
этапа работы позволяет судить о том, что
арт–терапия является эффективным средством
развития межличностных отношений подростков,
с помощью создания ситуаций, способствующих
снятию негативного эмоционального напряжения.
- Выводы по третьей главе
- Для изучения уровня развития межличностных отношений подростков были использованы следующие методики: «Социометрия» (Р.С. Немова), направленная на изучение индекса групповой сплоченности, и тест «Оценка коммуникативных умений» (А.Н. Карелиной), направленный на изучение оценки собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника.
- По «Социометрии» были получены следующие результаты: 26 человек (35%) – относятся к категории «Отвергаемые», 49 человек (65%) – относятся к категории «Предпочитаемые». Анализ теста «Оценка коммуникативных умений» показал, что: 55 человек (73%) проявляют достаточно внимания к собеседнику. 14 человек (19%) в процессе беседы проявляют равнодушие к проблемам собеседника, обладают недостаточной способностью установить доверительную атмосферу, которая сопровождает беседу. 6 человек (8%) в ходе беседы критически относятся к высказываниям собеседника.
- Исходя из полученных данных, по представленным методикам, нами была разработана и реализована опытно – экспериментальная работа по развитию межличностных отношений подростков с помощью Арт – терапии. Для проведения и, в дальнейшем, проверки эффективности осуществляемой работы нами были определены контрольная и экспериментальная группы.
- Реализация работы осуществлялась в экспериментальной группе с помощью установления доверительной и поддерживающей атмосферы, способствующей раскрытию положительных качеств участников, развитию понимания и сопереживания. Каждое занятие было направлено на то, чтобы помочь участникам снять барьер, препятствующий проявлению эмоций и чувств, дать возможность самовыражения, обучить навыкам самоорганизации. В ходе занятий подростки учились проявлять свои переживания и принимать переживания других, открывали свои внутренние ресурсы и сильные стороны.
- Повторная диагностика, проведенная после реализации опытно–экспериментальной работы, показала, что уровень развития межличностных отношений улучшился, о чем свидетельствуют данные по методикам «Социометрия» – к категории «Отвергаемые» в контрольной группе составляет 5 человек (38%), а в экспериментальной 3 человека (23%). К категории «Предпочитаемые» – в контрольной группе относятся 8 человек (62%), в экспериментальной 10 человек (77%). тест «Оценка коммуникативных умений» показал, что в контрольной группе 6 человек (46%) проявляют достаточное внимание к собеседнику, 4 человека (33%) проявляют равнодушие к собеседнику, обладают недостаточной способностью устанавливать доверительную атмосферу в процессе беседы, 3 человека (21%) критически относятся к высказываниям собеседника. Анализ результатов экспериментальной группы показал, что 8 человек (64%) из 13 проявляют достаточное внимание к собеседнику, 2 человека (15%) из 13 проявляют равнодушие к собеседнику, не обладают способностью поддержать доверительную атмосферу в ходе беседы, 3 человека (21%) проявляют критику к высказываниям собеседника.
- Сравнительный анализ проведенного исследования показал, что занятия по Арт – терапии позволяют подросткам эффективно взаимодействовать друг с другом, открывать и познавать не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других участников группы.
- Следовательно, занятия по Арт – терапии помогают изменить отношения в группе, способствуют развитию межличностных отношений подростков при создании атмосферы, способствующей снятию негативного эмоционального напряжения.
Выводы
1. Под межличностными
отношениями будем понимать субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми,
проявляющиеся в характере и способах
взаимных влияний, оказываемых
людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения.
2. На основании
формирования межличностных отношений
человек определяет свое статусное положение,
авторитет, целеустремленность. Для того
чтобы достигнуть уважения нужно разобраться в своем
внутреннем мире, который никак не сопоставим
с внутренним миром другого человека.
Разобравшись в себе, можно адекватно
воспринимать партнера по общению и закладывать
«крепкий фундамент» для формирования
каких-либо взаимоотношений, что не может
не отразиться на будущем человека.
3. Отношения подростка
к своим сверстникам сложно и многообразно.
Эти отношения уже заметно различаются
по степени близости: у подростка могут
быть просто товарищи, близкие товарищи
и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется
требований к его личности. Различие отношений
не воспринимается пассивно. Подростки
сами строят свои отношения, они очень
активны по отношению друг к другу, т.е.
высказывают претензии, объясняют причины
и мотивы собственных поступков, спорят,
соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить
отношения.
4. Для сближения
ребят важно сходство интересов и любимых
занятий. Обычно каждый старается приобщить
другого к своим занятиям. Подросток легко
заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней
жизни подростка рождает у него потребность
в личном друге, с которым можно всем поделиться
и обо всём посоветоваться, у которого
можно найти помощь и поддержку. У многих
друзей – подростков общие не только интересы
и занятия, но и мечтания, планы на будущее,
задачи самовоспитания и самообразования.
С возрастом всё важнее становится «родство
душ» - общность внутренней жизни, взаимное
понимание, совпадение личных ценностей,
стремлений, точек зрений по важным вопросам.
- Под арт–терапией понимается забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Арт–терапия, опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий рисованием у подростка происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.
- Изобразительную деятельность подростка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации подростка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие рядом психолога в ходе занятий ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.
- Арт–терапевтический творческий процесс является источником новых позитивных переживаний подростка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
- Исцеляющий эффект художественного творчества достигается благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя.
- Для изучения уровня развития межличностных отношений подростков были использованы следующие методики: «Социометрия» (Р.С. Немова), направленная на изучение индекса групповой сплоченности, и тест «Оценка коммуникативных умений» (А.Н. Карелиной), направленный на изучение оценки собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника.
- По «Социометрии» были получены следующие результаты: 26 человек (35%) – относятся к категории «Отвергаемые», 49 человек (65%) – относятся к категории «Предпочитаемые». Анализ теста «Оценка коммуникативных умений» показал, что: 55 человек (73%) проявляют достаточно внимания к собеседнику. 14 человек (19%) в процессе беседы проявляют равнодушие к проблемам собеседника, обладают недостаточной способностью установить доверительную атмосферу, которая сопровождает беседу. 6 человек (8%) в ходе беседы критически относятся к высказываниям собеседника.
- Исходя из полученных данных, по представленным методикам, нами была разработана и реализована опытно – экспериментальная работа по развитию межличностных отношений подростков с помощью Арт – терапии. Для проведения и, в дальнейшем, проверки эффективности осуществляемой работы нами были определены контрольная и экспериментальная группы.
- Реализация работы осуществлялась в экспериментальной группе с помощью установления доверительной и поддерживающей атмосферы, способствующей раскрытию положительных качеств участников, развитию понимания и сопереживания. Каждое занятие было направлено на то, чтобы помочь участникам снять барьер, препятствующий проявлению эмоций и чувств, дать возможность самовыражения, обучить навыкам самоорганизации. В ходе занятий подростки учились проявлять свои переживания и принимать переживания других, открывали свои внутренние ресурсы и сильные стороны.
- Повторная диагностика, проведенная после реализации опытно – экспериментальной работы, показала, что уровень развития межличностных отношений улучшился, о чем свидетельствуют данные по методикам «Социометрия» – к категории «Отвергаемые» в контрольной группе составляет 5 человек (38%), а в экспериментальной 3 человека (23%). К категории «Предпочитаемые» – в контрольной группе относятся 8 человек (62%), в экспериментальной 10 человек (77%). тест «Оценка коммуникативных умений» показал, что в контрольной группе 6 человек (46%) проявляют достаточное внимание к собеседнику, 4 человека (33%) проявляют равнодушие к собеседнику, обладают недостаточной способностью устанавливать доверительную атмосферу в процессе беседы, 3 человека (21%) критически относятся к высказываниям собеседника. Анализ результатов экспериментальной группы показал, что 8 человек (64%) из 13 проявляют достаточное внимание к собеседнику, 2 человека (15%) из 13 проявляют равнодушие к собеседнику, не обладают способностью поддержать доверительную атмосферу в ходе беседы, 3 человека (21%) проявляют критику к высказываниям собеседника.
- Сравнительный анализ проведенного исследования показал, что занятия по Арт – терапии позволяют подросткам эффективно взаимодействовать друг с другом, открывать и познавать не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других участников группы.
- Следовательно, занятия по Арт – терапии помогают изменить отношения в группе, способствуют развитию межличностных отношений подростков при создании атмосферы, способствующей снятию негативного эмоционального напряжения.
Заключение
В ходе нашего исследования
была поставлена цель – изучить возможность использования
арт–терапии в работе с нарушениями
межличностных отношений подростков.
Для реализации цели были достигнуты
поставленные задачи.
В ходе теоретического анализа представленной
проблемы нами были выявлены понятия межличностных
отношений и арт–терапии. Под межличностными
отношениями мы понимаем субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми,
проявляющиеся в характере и способах
взаимных влияний, оказываемых людьми
друг на друга в процессе совместной деятельности
и общения. Арт–терапия – забота о психологическом
здоровье и эмоциональном самочувствии
человека посредством творчества.
Арт-терапевтические техники
дают возможность безболезненного доступа
к глубинному психологическому материалу,
стимулируют проработку бессознательных
переживаний, обеспечивая дополнительную
защищенность и снижая сопротивление
изменениям.
Для изучения уровня развития межличностных
отношений подростков был проведен диагностический
комплекс, включающий в себя «Социометрию»
(Р.С. Немов) и тест «Оценка коммуникативных
умений» (под ред. А.Н. Карелиной). Данные
методики проводились на констатирующем
этапе нашего исследования, в результате
которого была выявлена категория учащихся,
которые нуждаются в развитии межличностных
отношений. На основе анализа полученных
данных была составлена и реализована
опытно–экспериментальная работа по
Арт–терапии как средства развития межличностных
отношений подростков.
Сравнительный
анализ, направленный на проверку эффективности
проведенной опытно–экспериментальной
работы показал, что Арт-терапия способствует
развитию межличностных отношений подростков,
помогает развить навыки эффективного
общения, повысить коммуникативные навыки,
улучшить эмоциональный климат в группе,
способствует стремлению к конструктивному
разрешению конфликтов, безопасному проявлению
своих эмоций.
Проведенные занятия
представили богатое содержание
арт-терапевтической работы, каждый
участник смог проявить свою индивидуальность, творческие способности
и получить положительный эмоциональный
настрой. Арт–терапия позволяет сформировать
творческое отношение к жизни, умение
видеть многообразие способов и средств
достижения цели, развивает скрытые до
сих пор способности к творческому решению
сложных жизненных задач.
Таким образом,
гипотеза нашего исследования подтверждена,
и занятия по Арт – терапии
способствуют развитию межличностных
отношений подростков, через создание
ситуации, способствующей снятию негативного
эмоционального напряжения.
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для вузов. – М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
- Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций / Автор: Копытин А.И. / Свистовская Е.Е./ Год издания и номер журнала: 2007, №4
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии./ М.: Из-во ЭКСМО – Пресс. 2002. С. 256: ил.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-446 с.
- Бурно Е. М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989. С.303.
- Выготский Л. С. Психология искусства / [Предисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В.Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968.С. 576.
- Гантт Л. Арт – терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал по Арт – терапии.1998. №3, Т. II. С. 24-36.
- Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка / Перевод с англ. СПб.: 2000.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми: пособие / М.В. Киселева СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Колошина Т. Ю. Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера /СПб.: Издательство «Речь», 2010. – 189 с.
- Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2006. - 336с.
- Копытин А.И. Основы Арт – терапии: учебник/ А.И. Копытин СПб.: Питер, 1999.
- Копытин А.И. Системная Арт – терапия: учебник/ А.И. Копытин СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
- Лебедева Л. Д. Арт – терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9, С. 27-34.
- Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии: [Монография]./ СПб.:ЛОИРО, 2000. С. 200.
- Мир детства: Подросток/Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология// М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под.ред. А.А. Бодалева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 368 с.
- Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. – 2003. – № 1.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – Кн.2: Психология образования. – М.: Просвещение. 1997. – 608 с.
- Основы коррекционной педагогики/ сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева: Под.ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
- Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии// М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
- Практикум по арт – терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. С.444.
- Психология/ Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан: Под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.
- Психологические тесты/ Под. ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
- Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.
- Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб:Питер, 1999. С.752.
- Ремшмидт Х. Психология взросления. Подросток и семья, хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. –М.: 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн// М.: Владос, 1998.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Пер. с англ. А. Голубев] / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1990.
- Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 1996.
- Словарь практического психолога/ Под ред. С.Ю.Головина – Минск: Харвест, 1998. – 500 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. М., 1999.
- Соснин В.А. Социальная психология// М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. – 336 с.
- Сусанина И. В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. / М.: 2007.
- Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. – СПб., 2001.
- Юнг К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991. С. 297.
- Ялом И. Д. Теория и практика групповой психотерапии: [Пер. с англ.]. СПб.:Питер, 2000. С. 640.
- Lowenfeld, Victor. The Nature
of Creative Activity. New York: Harcourt Brace, 1939
Приложение 1
Критерий Фишера
предназначен для сопоставления
двух выборок по частоте встречаемости
интересующего исследователя эффекта.
Критерий оценивает
достоверность различий между процентными
долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас
эффект.
Суть углового
преобразования Фишера состоит в
переводе процентных долей в величины
центрального угла , который измеряется
в радианах. Большей процентной доле
будет соответствовать больший
угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь
не линейные: φ = 2*arcsin(), где P - процентная
доля, выраженная в долях единицы.
При увеличении
расхождения между углами φ1 и
φ2 и увеличения численности выборок
значение критерия возрастает. Чем
больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.
В качестве гипотез
критерия Фишера выделяют:
H0: Доля лиц, у которых проявляется
исследуемый эффект, в выборке 1 не больше,
чем в выборке 2.
H1: Доля лиц, у которых проявляется
исследуемый эффект, в выборке 1 больше,
чем в выборке 2.
При подсчете было
установлено, что φ*эмп = 2,319. Полученное
эмпирическое значение φ* находится
в зоне значимости. Н0 отвергается,
H1: