Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ....проверка.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

            — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы вербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Сферы анализа, имеющие значение в интерпретации творчества: как человек себя выражает; что он выражает; в какой форме; как это воздействует на человека или группу [14].

Одно из важных преимуществ  арт–терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Метод арт–терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Сам процесс арт–терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт–терапия с успехом используется при работе с детьми, подростками, взрослыми, индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем.

Творчество, как  ребенка, так и взрослого, реализованное в процессе арт–терапии, возможно выразить и воспроизвести, создавая оптимальное пространство арт–терапевтического процесса. Согласно мнению Л.Д. Лебедевой, понятие пространства как одно из базовых в арт–терапии обычно рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это та атмосфера, которая складывается в процессе взаимодействия между психологом (арт–терапевтом, педагогом) и участниками арт–терапии на основе невербальной и вербальной коммуникации. Общий эмоциональный фон во многом определяется особенностями арт–терапевтических отношений. Во-вторых, это место, в котором происходит арт–терапевтический процесс, где хранятся изобразительные средства, материалы, продукты творческой деятельности участников арт–терапии.

Очевидно, что пространство должно обеспечивать высокую степень внутренней защищенности каждого вступающего в психотерапевтические отношения. Ведь именно этим определяется уровень доверия и открытости, необходимый для развития арт–терапевтического процесса. Утрата или угроза личному пространству вызывает, по меньшей мере, неприятные душевные переживания.

Значимыми составляющими арт–терапевтического пространства являются изобразительные средства и материалы. Самые необходимые это: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, пастель, сангина, художественный уголь, кисти, палитра, баночки с водой, губка, бумага разных форматов, цветов и оттенков, различной плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, открытки, репродукции, фотографии. На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, мел, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природный, поделочные и иные материалы для создания объемных композиций.

Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации, проблемы человека или группы. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует субъекта к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью. X. Ландгартен утверждает, что для снятия тревожности, связанной с рисованием, подходят техники  журнального фотоколлажа, аппликаций и создания композиций. Картинки, фотографии из журналов, природный материал, подходят те или иные предметы, помогают создать задуманные образы, точнее изобразить желаемое в особенности тем людям, которые переживают из–за неумения рисовать. К тому же готовые объекты либо изображения являются для человека не столь личными и значимыми, как его собственный изобразительный продукт. Поэтому такая работа создает необходимое для тревожных людей чувство защищенности и достаточную степень безопасности в арт–терапевтическом процессе.

Различия в  физических свойствах материалов позволяют  разнообразить формы манипуляций с ними для решения определенных проблем. Например, Г. Лэндрет считает, что смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. [31]

Пластилин, глина, специальное тесто в наибольшей степени подходят для работы с агрессией, различными фобиями, фрустрациями. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством определенных манипуляций с пластичными материалами снижает вероятность аутоагрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим.

Преимущество  простого карандаша заключается  в возможности многократно перерисовывать задуманное, так как нетрудно стереть изображение. Краски «провоцируют» спонтанность в изобразительной деятельности, помогают человеку более ярко и открыто проявить разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания.

Обычно участникам арт–терапии предоставляется свобода в выборе материалов и средств для творческой работы. Однако в отдельных случаях арт–терапевт, понимая  особенности проблем ребенка или взрослого, может преднамеренно ограничить доступ ко всем имеющимся изобразительным материалам, предложив только наиболее подходящие (целесообразные) в данной ситуации.

Важно подчеркнуть, что при организации работы должна также учитываться потребность  ребенка, подростка или взрослого в автономности, возможности индивидуальной работы в условиях группы. Разрешается свободный вход и выход участников, если это никому не мешает и не вредит «лечебному» процессу.

Тем не менее, при  такой высокой степени свободы  участники занятий должны понимать и принимать следующие ограничения и запреты:

  • нельзя преднамеренно портить работы других членов группы, изобразительные материалы, оборудование;
  • запрещается совершать действия и поступки, которые могут принести физическую или психологическую боль кому – либо из участников и психологу.

В частности, предпочтение, отданное тому или иному художественному материалу, может зависеть от состояния личности «здесь и теперь», а также отражать потребность в маскировке переживаний, желание контролировать эмоции и многое другое.

Обычно на первых занятиях участники стремятся работать привычными и знакомыми средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными и расположенными к творчеству.

Участники с  высокой личностной или ситуативной  тревожностью, как правило, сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только потом его раскрашивают. Ведь работа карандашами, фломастерами, восковыми мелками, по сравнению с гуашью и красками, легче поддается сознательному контролю. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения, психологического состояния.

Итак, специальным  образом организованное пространство позволяет создать необходимую для эффективного арт-терапевтического процесса атмосферу доброжелательности и безопасности, что, несомненно, влияет на качество ожидаемых результатов. [16 с. 69]

 

2.4.  Выводы по второй главе

  1. Под арт–терапией понимается забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Арт–терапия, опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности в значительной мере связывает  ее терапевтические возможности  с тем, что в процессе занятий  рисованием у подростка происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.

  1. Изобразительную деятельность подростка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации подростка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие рядом психолога в ходе занятий ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.
  2. Арт–терапевтический творческий процесс является источником новых позитивных переживаний подростка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
  3. Исцеляющий эффект художественного творчества   достигается благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя.

 

 

Глава 3. Определение изменений межличностных  отношений подростков.

    1. Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростков.

На основе теоретического анализа рассматриваемой нами проблемы была проведена опытно – экспериментальная  работа по  установлению уровня развития межличностных отношений подростков. Выборку составили 75 человек, учащиеся 9 – 11 классов  Академического лицея при Омском государственном педагогическом университете в возрасте от 14 до 17 лет. 

Опытно–экспериментальная  работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В ходе констатирующего этапа работы, который проводился в декабре 2011 года, были реализованы следующие методики, которые помогли установить уровень развития межличностных отношений подростков: «Социометрия» Р. С. Немова и тест «Оценка коммуникативных умений» под редакцией А. Н. Карелиной.

  • Методика «Социометрия» используется для определения индекса групповой сплоченности, а так же для  диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально–психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

 Социально–психологических отношениях в группе;  статусе людей в группе;  психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта  социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. [20 с. 380]

  • Тест «Оценка коммуникативных умений» под редакцией Карелиной А.Н. включает в себя: оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение создать комфортную атмосферу, способствующую установлению доверительных отношений с собеседником, умение понять проблемы собеседника.[26; 30]

В ходе проведения методики «Социометрия» учащимся перед исследованием была выдана инструкция:

«Ваш класс  существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваш класс начинает складываться сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на выданном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из  членов вашей группы (класса) вы  по своему желанию включили  бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из  членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе  новой группы (класса)? Запишите их  под номером 2 в порядке отклонения».

Полученные  результаты, зафиксированные в процентном соотношении, показали, что:

26 человек (35%) относятся к категории «Отвергаемые», 49 человек (65%) относятся  к категории  «Предпочитаемые». Анализируя полученные  данные можно сделать следующие  выводы: в межличностном взаимодействии учащихся наблюдается неадекватное восприятие и антипатия по отношению к другим. Испытуемые мало с кем взаимодействуют и, определяя свой новый класс, они очень немногих записывают в свои желаемые одноклассники.

В рисунке 1 отражены полученные результаты по методике «Социометрия», зафиксированные в процентном соотношении.

         Рис. 1Результаты исследования индекса групповой сплоченности

 

Следующая методика, использованная в ходе исследования – тест «Оценка коммуникативных умений» под редакцией Карелиной А.Н..

Классу выдавались чистые листочки, и предлагалась следующая инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, руководитель или просто случайный собеседник".

По  результатам  данного теста можно сделать  вывод о том, что  55 человек (73%) проявляют достаточно внимания к  собеседнику. 14 человек (19%) в процессе беседы проявляют равнодушие к проблемам  собеседника, обладают недостаточной  способностью установить доверительную атмосферу, которая сопровождает беседу. 6 человек (8%) в ходе беседы критически относятся к высказываниям собеседника.

С помощью рисунка 2 отображаются результаты теста «Оценка коммуникативных умений», зафиксированные в процентном соотношении.

 

Рис.2 Результаты исследования и оценки  коммуникативных  умений

 

Таким образом, в результате анализа первого этапа исследования нами были получены данные, свидетельствующие  о  необходимости работы, направленной на развитие и коррекцию межличностных отношений подростков. Для проведения и дальнейшей проверки эффективности проведенной работы были определены контрольная и экспериментальная группа. Общая численность групп 26 человек, в состав  каждой группы вошли 13 человек. Экспериментальную группу составили учащиеся, нуждающиеся в коррекции и развитии межличностных отношений.

Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков