Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.
В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент арт–терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт–терапии и других направлений терапии творчества.[9 с. 88]
Арт–терапия бурно развивается, вызывает большой интерес специалистов и потенциальных клиентов, активно осваивает новые формы и модели.
2.2. Описание арт–терапии с точки зрения представителей разных психологических направлений.
Современное состояние арт–терапии и ее многолетняя история указывают на то, что в ней существуют различные школы и направления, которые зачастую по–разному понимают саму арт–терапию и с различных сторон объясняют её лечебные эффекты.
С точки зрения представителей классического психоанализа, бессознательное проявляет себя в символических образах, а детский рисунок представляет собой проекцию отношения ребенка к миру и самому себе, его мировосприятие. В рамках психодинамического направления можно выделить два подхода к арт–терапии. Арт–терапия является лишь средством проекции подавленных и вытесненных переживаний, позволяющих объективировать воспоминания раннего детства и конфликтные травмирующие события, которые далее подвергаются переработке на основе традиционной психоаналитической техники и интерпретации. Искусство само по себе представляет значимый источник роста и развития личности (К. Г. Юнг, Э. Крамер). [38 с. 124] Арт–терапия рассматривается прежде всего как занятия искусством, где творчество – самоцель и базовое условие преодоления личностью невротических расстройств и нарушений, сама же терапия — побочный эффект творчества и искусства (Э.Крамер). Художественные образы рассматриваются в психоанализе как особый язык, символическая речь, обладающая рядом преимуществ по сравнению с классическими техниками, например методом свободных ассоциаций. Во-первых, искусство позволяет личности прямо выражать мечты, фантазии, внутренние переживания. Во-вторых, бессознательное вытесненное содержание, проецируемое в рисунках, легче преодолевает сопротивление цензуры и становится очевидным. В-третьих, продукты изобразительной деятельности объективированы и в какой-то мере отчуждены от их создателя: после завершения творческого процесса его продукты остаются неизменными, их содержание нельзя вытеснить, подвергнуть забыванию, а авторство рисунка нельзя отрицать. И наконец, в-четвертых, разрешение проблемы трансфера осуществляется легче — пациент в процессе арт–терапии приобретает большую автономность от аналитика за счет активного участия в интерпретации и обсуждении своих творений.
В рамках психоанализа Э. Крамер развивала идеи о том, что искусство является средством самопознания, открытия личностью себя и мира и гармонизации отношений между ними, расширяет спектр переживаний человека, создает возможности для отбора, анализа, преобразования и интеграции чувств и переживаний. Благодаря арт–терапии конфликт может быть вновь воссоздан, пережит, разрешен и интегрирован. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт–терапии является механизм сублимации. Сублимация не ограничивается простым отведением либидонозной энергии врожденных инстинктивных потребностей по социально приемлемым каналам, но в своих высших формах приобретает характер изменения самого объекта инстинктивной потребности. Соответственно основная функция психолога в организации арт–терапии состоит в фасилитации процесса сублимации, в развитии способности ребенка разумно соотносить и согласовывать между собой принцип удовольствия и принцип реальности.
Однако последователи
3. Фрейда расходятся в понимании
того, как должна осуществляться психологическая
помощь ребенку, какова должна быть мера
директивности поведения
В аналитической психологии К. Г. Юнга понимание роли и значения искусства в развитии личности претерпевает значительные изменения. Искусство, особенно легенды и мифы, представляющие коллективное бессознательное, и арт–терапия, основанная на искусстве, в значительной степени оптимизируют процесс индивидуации в саморазвитии личности, помогают установить зрелый баланс между бессознательным и сознанием Я. Образы, возникающие в процессе арт–терапевтических сеансов, объективируют переживания бессознательного, делая возможным их сознательную переработку. Важнейшей техникой арт–терапевтического воздействия является техника «активного воображения», направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. Активное воображение, в отличие от воображения по К. Г. Юнгу, представляет собой внутренний анализ, осуществляемый достаточно сильным и компетентным Эго, выступающим и как наблюдатель, и как аналитик свободно сменяющих друг друга тем и фантазий [38 с. 140]. В этом случае задача арт–терапии состоит в объективировании бессознательных тенденций в виде продуктов творчества и искусства, становящимся своеобразным мостом между сознанием и бессознательным, и также в дальнейшем их анализе. Правда, здесь возникает серьезная опасность соскальзывания на понимание и интерпретацию эго-бессознательного материала в социально приемлемых и удобных значениях и смыслах, которой необходимо противопоставить взвешенную позицию психолога, не спешащего с навязыванием клиенту своего понимания и интерпретации событий.
С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт–терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего Я. Продукты, создаваемые ребенком, объективируют его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления межличностных отношений со значимым социальным окружением (родителями, учителями, воспитателями, сверстниками). Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих и безоценочное принятие ими его продуктов творчества (рисунков, сочинений, сказок, поделок) повышают самооценку и степень самопринятия и самоценности.
Итак, целью и результатом арт–терапии в рамках гуманистического подхода выступают самопознание, самоутверждение, оптимизация отношений личности с окружающими людьми, исследование реальности, все более глубокое и полное ее познание.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследования реальности, познание ее новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения. Так, например, по мнению H.Smitskamp [13 с. 122], одной из принципиальных особенностей процесса арт–терапии является последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания благодаря развертыванию творческого процесса. Можно выделить четыре этапа развития аффекта: актуализация аффекта, эмоциональное отреагирование, поисково-исследовательская активность, поиск новых форм выражения аффекта. Динамика изменения определяется движением от актуализации негативного аффекта через эмоциональное отреагирование к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия от поисково–исследовательской активности и удовлетворения любознательности ребенка, экспериментированием с формой выражения внутренних переживаний и окончательным выбором формы. Положительный аффект возникает в процессе познания, отражая рождение самостоятельной потребности ребенка в творчестве, реализуемый известным психологическим механизмом, описанным А. Н. Леонтьевым и названным им «сдвиг мотива на цель».
Таким образом, сам арт–терапевтический творческий процесс является источником новых позитивных переживаний подростка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
2.3. Теоретические аспекты использования арт–терапии при коррекции межличностных отношений подростков.
Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт–терапевтической работы с подростками весьма разнообразны. Основы для создания первых техник арт–терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд и E. Кейн [40]. Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики.
Арт–терапия это один из мягких и глубоких методов лечения посредством художественного творчества. Арт–терапия, в основе, которой лежат идеи Фрейда и Юнга – это не столько лечение, сколько развитие у человека свойственной ей креативности, гармонизация и развитие личности, которая помогает при решении проблем. Согласно Фрейду внутреннее "Я" человека оказывается в визуальной форме каждый раз, когда она спонтанно что-то рисует или лепит, а изобразительное искусство, имея много общего с фантазиями и сновидениями, исполняет роль, которая компенсирует и снимает психическое напряжение. Юнг отмечал важность использования персональных и универсальных символов. Центральной фигурой в арт–терапевтическом процессе является личность, которая стремится к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Он утверждал, что человек, опираясь на "трансцендентные" свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоизлечения, и что символические обиды несут в себе способы решения конфликтов внутри себя.
В
научно-педагогичном понимании
Арт–терапия не имеет ограничений и противопоказаний и всегда ресурсна. Метод арт–терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.
Слово «арт–терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. [33 с. 88]
Большинство отечественных авторов, использующих понятие арт–терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. [6 с. 165; 14 с. 135; 28 с. 288].
Суть консультативного процесса в арт–терапии сводится к тому, что арт–терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами - красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Арт–терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.
Арт–терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт–терапевты должны глубоко понимать особенности процесса изобразительного творчества, обладать профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремиться создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.
По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт–терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные, в контексте «здесь–и–сейчас», осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психологом и клиентом [3].
В структуре арт–терапевтического занятия выделяются две основные части:
— невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков