Беременность и материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1

Файлы: 1 файл

беременность и материнство.docx

— 160.20 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

Введение 2

Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7

1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7

1.2 Онтогенез материнской сферы 9

1.3 Содержание материнской сферы 16

Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20

2.1 Смысловое переживание материнства 20

2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23

Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32

3.1 Организация эксперимента 32

3.2 Результаты эксперимента 35

3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44

Заключение 47

Список литературы 50

Приложение 1. 55

Приложение 2. 58

Приложение 3. 62

Приложение 4. 66

Приложение 5. 67

Приложение 6. 1

 

Введение

 

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее  время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Это связано как с ростом демографических  проблем, например, снижением потребности  в детях, о чем предупреждают социологи, ростом дивиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.

Этап  беременности при этом является переломным этапом в формировании как материнского, так и отцовского отношения. Именно этот этап находится сегодня в  центре многих исследований в рамках психологии развития.

Материнство изучается в русле различных  наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время  появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также  огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной  реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Учитывая  все выше сказанное, можно считать  тему работы «Отношение к материнству  и смысловая сфера женщины  в период беременности» актуальной и своевременной.

Методологической  базой исследования послужили работы B. Bernsа, F. Hay, 1988; Nicolsonа N.A., 1991; Скобло Г.В., Дубовика О.Ю., 1992; Баженовой О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996; Батуева А.С., 1996; Волкова В.Г., Садкова Ю.С., Шабалиной Н.В., 1995; Коваленко Н.П., 1998; Радионовой М.С., 1997 и др.

Проведя анализ литературы по теме, мы убедились, что в психологической литературе (B. Berns, F. Hay, 1988; Nicolson N.A., 1991) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992; Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996), психофизиологией (Батуев А.С., 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995), психологией материнства (Коваленко Н.П., 1998; Радионова М.С., 1997), психотерапевтическими (Шмурак Ю.И., 1993) и психолого-педагогическими (Брутман В.И., 1994) аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством (Филиппова Г.Г., 1996). В своей книге «Psicholodical Aspects of a Firstst Pregnancy and Early Postnatal Adaptation» P.M. Shereshevsky и L.J. Yarrow (1973) выделяют более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (цит. по Филиппова Г.Г., 2002). Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства (Батуев А.С., 1996), психического здоровья матери и ребенка, социального статуса женщины и особенностей ее семьи (Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., 1996). Такое положение, по мнению P.M. Shereshevsky и L.J. Yarrow, а также многих других авторов (Louis G.Ph.D., Margolis E., 1987), связано с тем, что для изучения материнства как целостного явления еще нет адекватного концептуального подхода.

В отмеченных исследованиях как наиболее значимые онтогенетические факторы развития материнской сферы выделяются: опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства и возможность взаимодействия с младенцами, и появление интереса к ним в детстве. Однако нет подробного анализа стадий индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях с точки зрения предупреждения нарушений отношения матери к ребенку, которое в крайних формах выражается в психологическом и физическом отказе от ребенка. Дивиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Таким образом, большинство исследований, посвященных  материнству, можно разделить на две группы [49]. С одной стороны, материнство рассматривается как  обеспечение условий для развития ребенка, с другой – как часть  личностной сферы женщины, точнее, этап в ее личностном развитии.

В нашем  исследовании беременность будет анализироваться  как этап в личностном развитии женщины. В рамках этого направления беременность полагается этапом развития самосознания женщины. В работах данного направления отмечается, что современное «медицинское» понимание беременности как болезненного аномального процесса является серьезным препятствием на пути развития субъектности женщины, принятия ею новой роли и ответственности с ней связанной. Выделяются различные новообразования данного этапа, например, «изменение самоотношения»[41]. Под самоотношением при этом понимается формирующееся во время беременности устойчивое принятии новой роли матери и связанных с ней изменений в структуре семейных и социальных отношений. Несколько иначе, уже не с позиций «роли», а с позиций «смысла», предлагается анализировать материнство сквозь призму «смыслового переживания»[33] - особой внутренней деятельности смыслостроительства. Механизмом данного процесса обозначается внутренний диалог женщины, где в качестве «Другого» выступает ее собственный внутренний ребенок. Действительно, многими авторами признается, что период беременности – это период актуализации детских переживаний женщины, при этом беременной свойственна определенная инфантилизация и регресс, в том числе, на уровне психологических защит.

Изменение личностных смыслов – подробно анализируется  в работах ориентированных на практику - процесс подготовки женщины  к родам[23]. В структуре психологической  готовности при этом выделяются телесная, когнитивная, эмоциональная, мотивационная  и семейная готовность.

Цель  данного исследования: Проанализировать отношение к материнству и  смысловую сферу женщины в  период беременности.

Задачи  исследования:

    1. Провести теоретический анализ проблемы материнства.
    2. Изучить особенности смысловой сферы женщины в период беременности.
    3. Организовать и провести исследование отношения к материнству и особенностей смысловой сферы беременных женщин.
    4. Сделать выводы.

Объектом  данного исследования является женщина  в период беременности.

Предметом данного исследования является отношение  к материнству и смысловая  сфера женщины в период беременности.

Методы  исследования:

    1. Теоретический анализ литературы.
    2. Эмпирические методы (анкетирование, тестирования).
    3. Статистические методы обработки данных.

Дипломная работа (проект) состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 61 источник. В работе имеются  диаграммы, таблицы, 6 приложений и практические рекомендации. Дипломная работа излагается на 75 страницах машинописного текста.

 

Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации

1.1 Различные подходы  к пониманию материнства

 

В этологии для структурирования поведения  индивида используется функциональный подход [46;56]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой  совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функции: обеспечения  условий существования, питания, размножения. В основе функциональных сфер лежит  одна или несколько потребностей, удовлетворяя которые, субъект реализует  соответствующую функцию в жизнедеятельности. Для анализа материнства такой  подход представляется весьма полезным.

С эволюционной точки зрения материнство - вариант  родительской сферы поведения (как  составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое  приобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского поведения  на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство  в самостоятельную материнскую  сферу - как предмет научного исследования. Ее эволюционное назначение состоит  в обеспечении матерью адекватной заботы о потомстве. Заботу о потомстве  можно рассматривать как родительские (в данном случае - материнские) функции. У животных содержание этих функций  имеет видотипичные особенности, а  у человека, помимо специфически человеческих, добавляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание ребенка  как члена своей, конкретной культуры. В поведении матери ее материнские  функции выражаются в эмоциональных  реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ним и общению с  ним. Все эти функции матери обусловлены  структурой и содержанием ее собственной  материнской сферы.

С точки  зрения современных представлений  о развитии психики формирование сложных форм поведения в онтогенезе происходит на основе сензитивных периодов, которые имеют различные психофизиологические механизмы, свойственные разным филогенетическим уровням. На высших эволюционных стадиях одним из важнейших факторов успешного развития является наличие эволюционно-ожидаемых условий[40]. Случай, когда эволюционно-ожидаемые условия предоставляются другой особью, можно рассматривать как ситуацию эволюционного замыкания: два индивида являются членами одной системы, поведение обоих развивается как комплементарное, в процессе чего возникают адекватные эволюционно ожидаемые условия для членов системы. Близкий по содержанию подход к развитию материнско-детского взаимодействия в раннем онтогенезе ребенка принят в теории социального научения. Особенностью эволюционного замыкания является ситуативное совпадение поведения обоих субъектов, которые при этом остаются самостоятельными. У каждого из них свои собственные потребности и история развития, влияющая на успешность создания им самим эволюционно ожидаемых условий для партнера. Представляет интерес возникновение и развитие тех особенностей матери, которые формируют «стартовый уровень» содержания ее материнской сферы и влияют на динамику развития ее материнского поведения во взаимодействии с ребенком (т. е. на те особенности, которые создают эволюционно ожидаемые условия для ребенка, и могут быть в общем виде рассмотрены как материнские функции).

На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций достигается  за счет наличия у нее соответствующих  потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических  стимулов - гештальта младенчества. Эта потребность, разумеется, не единственная, но может рассматриваться как  системообразующая для материнской  сферы. Понятие младенческих ключевых стимулов используется в этологии. В этих стимулах выделяется две группы качеств: физические и поведенческие, которые в общем составляют гештальт младенчества. Исследования [60] позволили выделить в гештальте младенчества три компонента (три группы качеств): физические (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (которая имеет три уровня: результаты жизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества, в том числе и уровни третьего компонента, имеют возрастную динамику, и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери.

Феноменология и онтогенез материнской сферы  изучались различными исследователями  на материале взаимодействия матери с детенышем и онтогенетического  развития высших млекопитающих, в том  числе человекообразных обезьян, и  при работе с беременными, матерями с младенцами и детьми раннего  и дошкольного возрастов. Эти  исследования позволили выделить шесть  этапов развития материнской сферы  в онтогенезе.

В настоящее  время в психологии накоплен огромный багаж знаний и представлений  о феномене материнства как сложном  биолого-социально-психологическом  явлении. С эволюционной точки зрения материнство - вариант родительской сферы поведения, присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Выполнение материнских функций связано  с наличием у матери соответствующих  потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических  стимулов - гештальта младенчества.

1.2 Онтогенез материнской  сферы

 

Филиппова Г.Г. (2002) выделяет шесть этапов развития материнской сферы в онтогенезе:

1. Этап  взаимодействия с собственной  матерью в раннем онтогенезе. Этот этап включает пренатальный  период и продолжается на всех  онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций). У человека - это практически вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

Информация о работе Беременность и материнство