Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1
2. Игровой
этап и взаимодействие со
3. Этап
няньчания. На этом этапе
4. Этап
дифференциации мотивационных
5. Этап
конкретизации
6. Завершающий
этап развития материнской
При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц[13]. Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству[19]. При анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка. Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления отклонений от адекватной модели материнства.
Для описания
переживания женщиной соматического
компонента беременности и шевеления
ребенка и использования этих
данных в диагностических и
а) Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду.
б) Тревожный.
Идентификация беременности тревожная,
со страхом, беспокойством, которые
периодически возобновляются; живот
слишком больших или маленьких
по сроку размеров; соматический компонент
сильно выражен по типу болезненного
состояния; эмоциональное состояние
в первый триместр повышенно тревожное
или депрессивное, во втором триместре
не наблюдается стабилизации, повторяются
депрессивные или тревожные эпизоды,
в третьем триместре это
в) Эйфорический.
Все характеристики носят неадекватную
эйфорическую окраску, отмечается некритическое
отношение к возможным
г) Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
д) Амбивалетнный.
Общая симптоматика сходна с тревожным
типом, особенностью являются резко
противоположные по физическим и
эмоциональным ощущениям
е) Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.
После родов,
в раннем постнатальном периоде,
особенно важной является роль матери
в развитии регулирующих функций
как положительных, так и отрицательных
эмоций ребенка. Функции матери в
этом периоде состоят в сложном
и дифференцированном реагировании
на эмоциональные состояния
Наблюдение
за взаимодействием матери с младенцем,
исследование совместной деятельности
матери с ребенком раннего и дошкольного
возрастов и другие данные, полученные
в ходе экспериментальной и
Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка. Именно этот процесс (и, главным образом, роль в нем эмоций матери) рассматривается как «субстрат» развития базовых личностных образований у ребенка в основных теоретических подходах (Э.Эриксон, 1996; М.И.Лисина и др.[34]).
Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери:
Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери[53]:
Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к формам и способам психологического вмешательства.
Таким образом,
переживание женщиной шевеления
ребенка характеризует стиль
переживания беременности и может
служить диагностическим
На основе приведенных данных были выделены три блока в содержании материнской сферы[53]:
1. Потребностно-эмоциональный
блок. Содержит потребность в
контакте с ребенком как
2. Операциональный
блок. Состоит из двух частей:
операции по уходу и охране
и операциональный состав
3. Ценностно-смысловой
блок. Включает отношение к ребенку
как самостоятельной ценности, что
связано с моделью материнско-