Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1
Концептуальной основной создания
«Теста отношения беременной»
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:
На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
Первая
группа женщин включает в себя практически
здоровых беременных женщин, находящихся
в состоянии психологического комфорта,
имеющих оптимальный тип
Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья
группа состоит из женщин, также
имеющих гипогестогнозический и
тревожный типы психологического компонента
гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность
их клинических проявлений значительно
больше, чем у представительниц второй
группы. Сюда следует включать всех,
имеющих депрессивный тип психологического
компонента гестационной доминанты (ПКГД).
Многие беременные женщины из этой
группы обнаруживают нервно-психические
расстройства различной степени
тяжести и нуждаются в
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.
Простота
использования теста даёт возможность
внедрения его в практику работы
женских консультаций, применения акушерами-гинекологами,
терапевтами. Выявив выраженные нарушения
у беременных женщин, они могут
рекомендовать им обратиться за помощью
к психологу или к
Для исследования
системы ценностных ориентаций беременных
женщин нами была использована методика
М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная
А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и
В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика
основана на приеме прямого ранжирования
двух списков по 18 ценностей в
каждом: терминальных (ценностей - целей)
и инструментальных (ценностей-средств),
отпечатанных на листах бумаги в алфавитном
порядке. Испытуемым предлагалось поставить
против каждого обозначения
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Исследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике №10 Калининского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 25 беременных женщин, также было исследовано 25 не беременных женщин (контрольная группа). Всего в исследовании приняло участие 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет.
Для выявления особенностей смысловой сферы женщины во время беременности, мы сравнивали результаты по тесту Рокича у беременных и небеременных женщин.
Для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента, нами была разработана социологическая анкета (см. приложение 3).
В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у
По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 – наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные и самые непопулярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для беременных и небеременных (см. приложение 5).
На следующем
этапе обработки массивов была реализована
процедура кластерного анализа.
Поскольку в аналитическом
Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.
Кластерная структура ценностных ориентаций представлена в приложении 5.
Полученная
кластерная структура позволяет
представить различные
В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: аккуратность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Наиболее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: счастливая семейная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: творчество, красота природы и искусства.
Наиболее
значимыми инструментальными
Проанализировав результаты анкетирования, мы получили, что у беременных женщин:
№п/п |
Вопрос анкеты |
Кол-во человек |
% |
А1 |
Срок беременности:
|
7 4 9 5 |
28 16 36 20 |
2 |
Акушерско-гинекологический диагноз:
|
21 3 1 |
84 12 4 |
3 |
Какая по счету беременность:
|
16 4 4 1 |
64 16 16 4 |
4 |
Семейное положение:
|
15 6 3 1 |
60 24 12 4 |
5 |
Возраст:
|
8 9 8 |
32 36 32 |
6 |
Условия работы:
|
10 12 3 |
40 48 12 |
7 |
Образование:
|
9 6 9 1 |
36 24 36 4 |
8 |
Условия проживания:
|
10 8 7 |
40 32 28 |
9 |
Материальное положение:
|
3 19 3 |
12 76 12 |
Б1 |
Была ли беременность:
|
13 12 |
52 48 |
2 |
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?
|
10 8 4 3 |
40 32 16 12 |
3 |
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?
|
8 6 6 5 |
32 24 24 20 |
4 |
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
|
4 3 5 13 |
16 12 20 52 |
В 1 |
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
|
8 11 6 |
32 44 24 |
2 |
Какова была реакция коллектива на это известие?
|
15 7 3 |
60 28 |
3 |
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
|
14 11 |
56 64 |
4 |
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?
|
12 6 5 2 |
48 24 20 8 |
5 |
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?
|
14 11 |
56 44 |
6 |
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
|
6 18 1 0 |
24 72 4 0 |
7 |
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
|
20 1 4 |
80 4 16 |
Г1 |
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
|
19 1 5 |
76 4 20 |
2 |
Как протекала беременность Вами?
|
15 8 2 |
60 32 8 |
3 |
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?
|
17 7 1 |
68 28 4 |
4 |
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:
|
6 19 |
24 76 |
5 |
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?
|
12 9 4 |
48 36 16 |
6 |
Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
|
16 4 5 |
64 16 20 |
Д1 |
Есть ли у Вас еще дети:
|
6 1 18 |
24 4 72 |
2 |
Планировали ли Вы рождение старших детей?
|
2 5 |
8 20 |
3 |
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми? нет |
25 |
100 |
4 |
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?
|
6 13 3 2 1 |
24 52 12 8 4 |
5 |
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?
|
8 17 |
32 68 |
У небеременных женщин результаты анкетирования выглядят следующим образом:
№п/п |
Вопрос анкеты |
Кол-во человек |
% |
А1 |
Срок беременности: |
- |
- |
2 |
Акушерско-гинекологический диагноз: |
- |
- |
3 |
Какая по счету беременность: |
- |
- |
4 |
Семейное положение:
|
8 4 0 13 |
32 16 0 52 |
5 |
Возраст:
|
10 8 7 |
40 32 28 |
6 |
Условия работы:
|
17 5 2 1 |
68 20 8 4 |
7 |
Образование:
|
15 3 7 0 |
60 12 28 0 |
8 |
Условия проживания:
|
12 8 5 |
48 32 20 |
9 |
Материальное положение:
|
6 17 2 |
24 68 8 |
Б1 |
Была ли беременность: |
- |
- |
2 |
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? |
- |
- |
3 |
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? |
- |
- |
4 |
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их? |
- |
- |
В 1 |
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание? |
- |
- |
2 |
Какова была реакция коллектива на это известие? |
- |
- |
3 |
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
|
11 14 |
44 56 |
4 |
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? |
- |
- |
5 |
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?
|
12 13 |
48 52 |
6 |
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
|
8 12 4 1 |
32 48 16 4 |
7 |
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
|
20 4 1 |
80 16 4 |
Г1 |
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
|
20 1 4 |
80 4 16 |
2 |
Как протекала беременность Вами?
|
18 5 2 |
72 20 8 |
3 |
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? |
- |
- |
4 |
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:
|
16 9 |
64 36 |
5 |
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?
|
18 4 3 |
72 16 12 |
6 |
Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
|
10 11 4 |
40 44 16 |
Д1 |
Есть ли у Вас еще дети:
|
6
0 19 |
24 0 76 |
2 |
Планировали ли Вы рождение старших детей?
|
3 3 |
12 12 |
3 |
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?
|
16 9 |
64 36 |
4 |
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?
|
11 9 4 1 0 |
44 36 16 4 0 |
5 |
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?
|
13 12 |
52 48 |