Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1
Одной из основных особенностей материнской сферы у человека является не фиксированное эволюционно, прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно-культурной модели материнства - как содержании составляющих всех блоков материнской сферы женщины - которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы в свою очередь обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной модели.
Ситуация
в современном Евро-
Выводы:
Проблеме
материнства посвящено
В отличие от работ, выполненных на основе методологии эволюционно-системного подхода, мы обращаемся к анализу материнства как уникальной ситуации развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка.
Идея
материнства как этапа развития
самосознания развивается в исследованиях,
выполненных в русле
В этих работах
важно то, что в качестве основного
новообразования материнства
Понятие «переживание» восходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. В отечественной психологии уже в начале прошлого века четко обозначилась тенденция к различению непосредственного переживания и его научного познания, которое всегда опосредствованно. Именно в таком контексте переживание приобрело статус признанной научной категории. При этом границы понятия «переживание» достаточно размыты, что позволяет исследователям наполнять его различным содержанием, включая в социальный и культурно-исторический контекст (Л.С. Выготский, 1982), предметную область психологии (Ф.В. Бассин, 1971; С.Л. Рубинштейн, 1987), в категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е. Василюк, 1984).
Л.С. Выготский
предложил рассматривать
Л.С. Выготский рассматривал «смысловое переживание» как психологическое новообразование, которое впервые проявляется по достижении человеком младшего школьного возраста. Он отмечает, что к этому времени ребенок начинает понимать свои переживания, осмысленно ориентироваться в них. При этом развивается логика чувств, формируется обобщенное отношение человека к себе, к другим, понимание своей ценности. Благодаря чему появляется ряд сложных личностных образований (самооценка, уровень притязаний и т.п.). Л.С. Выготский считал, что возникновение смысловых переживаний открывает новый этап в развитии личности, так как становится возможной противоречивая борьба переживаний и их осмысленный выбор[20, с. 384].
Понятие
«смысловое переживание» практически
не используется в отечественной
психологии, хотя, на наш взгляд, содержательно
близким к нему является контекст
рассуждений Б.М. Теплова и Ф.Е.
Василюка, которые развивали согласно
целям собственных исследований
подходы к изучению переживаний.
Так, по мнению Б.М. Теплова, ядром переживания
является особое образование в виде
эмоционально испытываемого человеком
понимания смыслов и ценностей
культуры[33]. С точки зрения Ф.Е. Василюка,
переживание может быть раскрыто
как специфическая деятельность
смыслопорождения, преобразования глубинных
структур личности. Он вводит представление
о переживании «как особой деятельности,
особой работе по перестройке психологического
мира, направленной на установление смыслового
соответствия между сознанием и
бытием, обшей целью которого является
повышение осмысленности жизни»
Представляется, что дальнейшее развитие понятия «смысловое переживание» позволит объединить и реализовать потенциал разных теоретических подходов отечественной психологии к изучению переживания. Двигаясь в этом направлении, мы обращаемся к анализу смыслового переживания материнства, которое, с нашей точки зрения, становится основным психологическим новообразованием в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. Материнство, являясь качественно новой ситуацией развития женщины, запускает процесс интеграции ею собственных жизненных задач развития и задач развития вошедшего ребенка в ее мир. На первых порах этот процесс чаще всего неуправляем со стороны женщины. Он вызывает поток новых разнообразных переживаний, который заполняет внутреннее психологическое пространство матери. Но по мере обретения опыта взаимодействия с ребенком женщина научается понимать и осмыслять свои переживания. Смысловое переживание материнства становится тем новообразованием, которое позволяет женщине управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее взаимоотношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.
Смысловое
переживание как
Мы считаем, что творчество смыслового мира не может быть представлено монологически, «в монологе личность закрыта для взаимодействия на уровне смыслов»[30]. Только в диалоге, во внутренней связи единства и противостояния эмоционально окрашенных позиций возможна работа смыслопорождения. Исходя из этого, смысловое переживание материнства, проявляющееся через внутреннюю деятельность смыслостроительства, может быть рассмотрено как динамически неизбывный, лишенный статики внутренний диалог матери.
Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значение стало уделяться пониманию и изучению субъект-субъектных отношений[16;28]. В психологических теориях, развивающихся в этом направлении, диалог постепенно становится онтологическим принципом, некоторой сущностью, опираясь на понимание и исследование которой можно понять природу и устройство социальной и психической реальности. Цели нашей работы не предполагают широкого экскурса в методологию диалогического подхода. Мы ограничимся лишь рассмотрением его основных концептуальных положений, важных для данного конкретного исследования.
Согласно
избранной нами методологии самосознание
изначально диалогично, в нем всегда
присутствует Другой как онтологическое
его основание, но «функции и конкретная
персонификация этого Другого с
возрастом меняются»[44]. На этапе
материнства этим Другим становится
ребенок. Ожидание и рождение ребенка
является для женщины не просто новой
социальной ситуацией, требующей реализации
специфических поведенческих
Понятие «внутренний ребенок» («божественный ребенок») введено К.Г. Юнгом и определено им как мифологический и иррациональный символ, не сводимый к индивидуальному опыту. Развивая идеи аналитической психологии, И.В. Шевцова использует понятие «диалог с внутренним ребенком» как совокупность приемов актуализации и залечивания детских травм и переживаний, при этом ограничивает его рамками психотерапии, придавая характер искусственно запускаемого процесса[58]. Методология диалогического подхода предполагает рассмотрение «внутреннего ребенка» как проявления определенной смысловой позиции, как развивающегося субъекта общения и обращения. В связи с этим наиболее адекватным в рамках данной работы нам представляется определение И.В. Заусенко, понимающей под «внутренним ребенком» многоуровневую аффективно-когнитивную, диспозициональную систему, которая формируется в детстве, функционирует в настоящем взрослого человека и детерминирует его будущее и личностный рост[24].
Представляется,
что если в перинатальный период
существует диалог двоих, а точнее,
монологизированный диалог матери с
«внутренним ребенком», то после
рождения в него «вплетается» голос
реального ребенка как «свой
— чужой» голос, который постепенно
интериоризируется («монологизируется»)
и встраивается в структуру самосознания
женщины. Тем самым открывается
новый этап в развитии ее внутреннего
диалога, который может быть одномоментно
представлен на двух уровнях. На уровне
интрапсихическом — в векторе
переживания женщиной себя, своего
реального ребенка и «
Можно выделить несколько факторов в структуре смыслового переживания материнства, которые на одном полюсе (интерпсихический уровень) отражают возможное поведение матери по отношению к ребенку, а на другом полюсе (интрапсихический уровень) отражают запускающийся при этом рефлексивный процесс, интегрирующий в себе прошлое и настоящее переживание женщиной опыта детства.
1. Сопереживание
реальному ребенку на основе
собственного детского опыта
— жесткая родительская