Доклад на тему:
Бихевиоризм – теория
учения
Определение бихевиоризма
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление
в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования
и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX–XX
вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей
ранее интроспективной «психологии сознания»,
особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально
было доказано, что существуют не осознаваемые
человеком, недоступные интроспекции психические процессы.
В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма,
сформулированная американским психологом Д. Уотсоном.
Бихевиоризм складывался как
направление с явным естественнонаучным
уклоном, и его основатели пытались найти
формы объективного подхода к психической
жизни. Согласно бихевиористам, такие
понятия, как осознание, переживание, страдание
и прочее не могут считаться научными,
ибо они как продукт самонаблюдения субъективны
и не поддаются фиксации объективными,
научными средствами. Предметом изучения
может быть поведение, активность. Активность,
внешняя и внутренняя, описывается через
понятие реакции, к коей относятся те изменения
в организме, что могли быть зафиксированы
объективно.
Как общие окончательные задачи
психологии намечались две: прийти к тому,
чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать
поведение (реакцию), и, наоборот — по реакции
судить о вызвавшем ее стимуле. Как естественнонаучная
база психологической теории принималась
концепция рефлексов условных. Считалось,
что все новые реакции приобретаются путем
обусловливания. Все действия — это сложные
цепи, или комплексы реакций.
Бихевиористские теории учения
характеризуются тем, что при анализе
процесса учения учитываются только воздействия
(стимулы), которые оказываются на обучаемого,
и его ответные реакции на эти воздействия.
Психический процесс, который ведет к
реакции, объявляется «черным ящиком»,
недоступным объективному, научному анализу.
Предметом изучения было сделано поведение.
Но поведение, «очищенное» от психики,
сведенное к совокупности движений. Движения,
разумеется, участвуют в поведении, но
последнее не может быть сведено к ним.
Больше того, собственно поведение часто
состоит в том, чтобы не производить никаких
движений. Не случайно это направление
заслужило название «психология без психики». Ученые провозгласили, что психологию
можно будет считать наукой, лишь, когда
она выработает объективный подход к исследуемым
явлениям. Поэтому психология должна ограничиться
описанием и количественной оценкой форм
поведения, возникающих в определенных
ситуациях.
Появление бихевиоризма совпало
с быстрым развитием промышленности в
США. Существовавший социально-экономический
контекст мог лишь приветствовать такое
представление о человеке, согласно коему
поведение принимает те или иные формы
соответственно возникающей ситуации;
практическое приложение этой теории
— введение конвейеров и развитие рекламы
— не заставили себя ждать. Одна из причин,
на кою не без оснований ссылался бихевиоризм,
отказываясь изучать сознание, — недостаток
сведений о соответственных нервных механизмах;
в самом деле, тогдашнее состояние науки
не позволяло объективно подойти к изучению
роли мозга головного в феноменах сознания.
Эволюции бихевиоризма
Первый этап эволюции бихевиоризма - бихевиоризм
Уотсона - продолжался примерно с 1913 по
1930 г.
Второй этап, или необихевиоризм, можно
датировать примерно 1930-1960 годами. Он характеризуется
возвратом к когнитивным процессам и охватывает
работы таких ученых, как Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Кларк Халл и Бересс Скиннер. Эти необихевиористы сходились
во мнениях о некоторых основных положениях,
которые использовались для объяснения
полученных данных:
1) сердцевиной психологии является
исследование процесса научения;
2) большинство видов поведения, независимо от их сложности,
подчиняются законам условных рефлексов;
3) психология должна принять принципы
операционизма.
Основные теории
бихевиоризма
- Д. Уотсон
- Изучение поведения, анализ его формирования
путем образования связи S-R.
- Наблюдение за естественным становлением
поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.
- Экспериментальная программа Уотсона
предполагала, что психолог должен уметь
проследить жизнь человека от колыбели
до смерти.
Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения,
понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического
изучения — предсказать какова будет реакция
и определить природу действующего стимула.
Возможности для реакции очень обширны.
Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:
- видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке.
- скрытые (привычные реакции (имплицит) — мышление, которое мы считаем внутренним
разговором.
- видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции
(чихание и т. д.)
- скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология)
Влияние бихевиоризма возрастало
настолько стремительно, что Уотсон был
избран президентом Американской психологической
ассоциации 1915 года.
- Э. Торндайк
- Экспериментальное исследование
условий и динамики научения путем анализа способов решения
задачи в проблемном ящике.
- Законы образования конвекции
(связи), т.е. законы научения.
- Метод обучения путем проб и ошибок.
Торндайк принимал за исходный момент
двигательного акта не внешний импульс,
запускающий в ход телесную машину с пред
уготованными способами реагирования,
а проблемную ситуацию, то есть такие внешние
условия, для приспособления к которым
организм не имеет готовой формулы двигательного
ответа, а вынужден её построить собственными
усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция»
в отличие от рефлекса (в его единственно
известной Торндайку механистической
трактовке) характеризовалась следующими
признаками:
исходный пункт — проблемная ситуация;
организм противостоит ей как
целое;
он активно действует в поисках
выбора и
выучивается методом упражнения.
- Э. Толмен
- Изучение деятельности системы организм
- среда, формирование целостного, молярного
подхода к проблеме поведения.
- Внутренняя переменная, опосредующая
связь S - R, понятие о когнитивных картах
и латентном обучении.
Толмен пришел к выводу о необходимости
введения понятия «промежуточных переменных»,
в качестве которых предложил рассматривать
намерения, ожидания и знания. Таким образом,
поведение в целом трактовалось Толменом
как функция стимулов окружающей среды,
промежуточных переменных (намерений,
ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного
в системе сложившихся реакций), наследственности
и возраста. Только рассматривая все эти
факторы в совокупности, по мнению Толмена,
можно адекватно описать поведение.
Толмен также ввел понятие «когнитивной
карты», которая представляет собой целостные
структуры представления мира. Наличие
«когнитивных карт» было показано на примере
поведения животных. Крыса, изучив устройство
лабиринта, бежит к месту, где расположен
корм вне зависимости от того, из какой
точки начинает движение. Другими словами,
она ориентируется не на последовательность
движений, которые однажды привели ее
к успеху (например, направо – налево –
налево – направо), а использует целостное
представление об устройстве лабиринта.
Таким образом, дополнения Толмена значительно
усложнили бихевиоризм и позволили его
представителям анализировать более широкий
круг явлений. Попытки построить все обучение
на базе бихевиоризма оказались безуспешными,
так как только небольшой объем человеческого
опыта (в основном его психомоторный компонент)
можно формировать таким путем. При попытках
формирования осознанного и разумного
поведения без ущерба для развития других
интеллектуальных компонент структуры
личности: логического, лингвистического,
аналитического, синтезирующего, наконец,
социального и морального обойтись не
удается В настоящее время модификации
бихевиоризма широко распространены в
американской психологии и представлены
прежде всего теорией социального научения
.
- К. Халл
- Формирование гипотстико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R.
- Понятие первичного и вторичного подкрепления,
закон редукции напряжения.
- Б. Скиннер
- Разработка методов целенаправленного
обучения, управления и коррекции поведения.
- Изучение оперантного поведения.
- Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.
- Д. Мид
- Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я».
- Понятие роли и системы ролей как основы
личности, раскрытие роли игры и ожиданий
окружающих в становлении «Я».
- А. Бандура
- Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения.
- Понятие косвенного подкрепления, раскрытие
роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.