Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:07, реферат
Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
Введение …………………………...………………………………………………………. 3
Глава 1. Эдвард Торндайк, его исследования и доказательства……………...….4
Глава 2. Джон Браадус Уотсон, его факты и доказательства…………………….7
2.1. Ученики и сподвижники Уотсона………………………………….…..........9
Глава 3. Бихевиоризм и его разновидности………………………………………..10
3.1. Многообразие необихевиоризма………………………………………...11
3.1.1. Формальный бихевиоризм………………………………………11
3.1.2. Логический Бихевиоризм……………………………………….12
3.2. Методологический и метафизический бихевиоризм………………...12
3.3. Неформальный бихевиоризм…………………………………………....13
3.4. Радикальный бихевиоризм……………………………………………...14
Выводы………………………………………………………………………………………....15
Литература …………………………………...………………………………….... ……….…17
московский городской
психолого-педагогический университет
Факультет дистанционного обучения
БИХЕВИОРИЗМ
РЕФЕРАТ
Тема работы: Бихевиоризм: истоки и развитие.
Ф.И.О. студента: Адомавичене Марина
Ф.И.О. и звание преподавателя: Ничикова Елена Викторовна
Курс 1, семестр 1
Форма обучения: заочно-дистанционная
Москва, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………...……………………
Глава 1. Эдвард Торндайк, его исследования и доказательства……………...….4
Глава 2. Джон Браадус Уотсон, его факты и доказательства…………………….7
2.1. Ученики и сподвижники Уотсона………………………………….…........
Глава 3. Бихевиоризм и его разновидности………………………………………..
3.1. Многообразие необихевиоризма………………………………………
3.1.1. Формальный бихевиоризм………………………………………11
3.1.2. Логический Бихевиоризм……………………………………….12
3.2. Методологический и метафизический бихевиоризм………………...12
3.3. Неформальный бихевиоризм…………………………………………...
3.4. Радикальный бихевиоризм…………………
Выводы………………………………………………………………
Литература …………………………………...………
ВВЕДЕНИЕ
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.
Бихевиоризм оставался наиболее значительным движением в экспериментальной психологии на протяжении трех четвертей XX в. Истоки Бихевиоризм можно проследить в работах таких психологов, как Э.Л. Торндайк и И. П. Павлов, еще до его формального провозглашения Джоном Б. Уотсоном в 1913 году. Несмотря на то, что ряды критиков Бихевиоризма непрерывно увеличиваются, начиная с 1960-х гг., он по-прежнему остается влиятельным направлением в психологии.
В этой работе будут изложены доказательства Бихевиоризма таких известных учёных психологов как Эдвард Торндайк и Джон Браадус Уотсон. Описаны их исследования, опыты и факты. Так же будут предложены к рассмотрению различные формы и виды Бихевиоризма.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 г. в небольшом городке Вильямсбург, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно, поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в научной деятельности. Эдвард Торндайк поступил в университет города Уэсли. Еще будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы психологии». Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с автором и поехал в Гарвардский университет.
Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ. "коннексия" - связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Первый психологический
1) исключалось обращение к
2) исследовалась расположенность
подопытного животного к
3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения
Суть опытов Торндайка
1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума.
2) реакцией или внутренними
3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией.
Ассоциация означала уже
связь не между идеями или
между идеями и движениями, как
в предшествующих
1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).
2. Закон готовности (изменение готовности
организма к проведению
3. Закон ассоциативного сдвига
(при реакции на один определен
4. Закон эффекта. Последний,
Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма.
Еще один закон, предложенный
Торндайком, касался врожденного
комплекса движений. Если действия,
совершенные в определенной
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании, во-вторых, к нейрофизиологии. Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.
Джон Браадус Уотсон (Watson, John Broadus) (1878–1958), американский психолог. Родился в Гринвилле (шт. Южная Каролина) 9 января 1878. Учился в университете Фермана и Чикагском университете. После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. Умер Уотсон в Нью-Йорке 25 сентября 1958. Именно он, Джон Браадус Уотсон, стал теоретическим лидером бихевиоризма. Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
Уотсон – основоположник бихевиоризма. Свою теорию впервые изложил в 1913 в статье Психология, какой ее видит бихевиорист, оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: введение в сравнительную психологию", в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание. Так же известны такие работы Уотсона как – Обучение животных 1903, Бихевиоризм 1925, Психологический уход за ребенком 1928.
Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами, то есть реакцией. Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: "стимул - реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы - будь то физиологические, будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого аппарата и т. д. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.