Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:18, курсовая работа
Описание работы
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы.
Как известно, в основе общества
как системы лежит исторически сложившаяся
совокупность отношений между людьми.
В свою очередь, в основе этих отношений
лежит социальное поведение индивидов
(действия человека по отношению к обществу,
другим людям, предполагающие ответные
действия со стороны социального окружения).
В процессе исторического развития в социуме
объективно возникают регуляторы поведения,
социальных связей и отношений между людьми,
вследствие чего общество существует
и развивается как определенная целостность.
К числу таких регуляторов можно отнести
социальные ценности и социальные нормы.
Последние представляют собой общезначимые
правила поведения, санкционируемые обществом
или социальной группой. Усвоение социальных
норм - основа социализации личности.
В условиях современного общества
назрела необходимость создать эффективную
систему социальной защиты населения.
Социально-экономический упадок в обществе
породил глубокий кризис семьи, способствовал
усилению таких болезней общества, как
алкоголизм, наркомания, безнадзорность
и др. Создалась угроза разрушения семьи
как социального института. Семья подверглась
деформации, а то и полному разрушению.
И в первую очередь, от этого страдают
дети, что нередко проявляется в их поведении,
которое не всегда отвечает социальным
нормам.
Положение детей особенно тягостно
там, где они остаются не только без присмотра
родителей, но и оказываются выброшенными
на улицу своими родителями - алкоголиками,
наркоманами, душевнобольными. Многие
дети покидают, прежде всего, конфликтные
семьи. Бегут из дома от побоев, угроз,
оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в
метро, в других общественных местах. Оставлять
их там небезопасно как для них самих,
так и для окружающих. Психическая травма
в детском возрасте может сказаться на
дальнейшем формировании личности, ломке
социальных устоев и ценностей.
Поступки детей из «семей риска»
довольно часто вступают в противоречие
с общепринятыми правилами и нормами поведения.
Всякое поведение, которое вызывает неодобрение
общественного мнения, называется девиантным.
В широком смысле девиант - любой человек,
сбившийся с пути или отклонившийся от
нормы. Необходимы меры социального воздействия
на поведенческие отклонения. Такие девиации
как алкоголизм, наркомания, психические
расстройства, бродяжничество и т.п. требуют
социальной помощи.
Кризис современной семьи, констатируемый
специалистами, негативно отразился на
состоянии детства в стране, приведя к
росту бродяжничества и беспризорности
и увеличению числа таких специфических
учреждений как детские дома и школы-интернаты.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия.
В числе существенных факторов следует
выделить кризисные явления в семье: нарушение
ее структуры и функций, рост числа разводов
и количества неполных семей, асоциальный
образ жизни ряда семей; падение жизненного
уровня, ухудшение условий содержания
детей, нарастание психоэмоциональных
перегрузок у взрослого населения, непосредственно
отражающихся на детях; распространение
жестокого обращения с детьми в семьях
и интернатных учреждениях при снижении
ответственности за их судьбу.Происходящее
в обществе резкое изменение ценностных
ориентацией, психологическая дезадаптация
значительной части населения, снижение
нравственных норм негативно сказывается
на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения
среди взрослых стимулируют развитие
аналогичных процессов и в детской среде.
Актуальность проблемы определяется установленным фактом:
безнадзорность в современном обществе
становится одним из основных факторов
роста численности правонарушений. Поэтому
особое внимание в своей работе мне хотелось
бы уделить детям с девиантным поведением,
т.к. оставшиеся без крыши над головой,
занимаясь бродяжничеством, такие дети
представляют собой реальную и потенциальную
угрозу обществу и окружающим.
Цель: изучить специфические особенности
и причины девиантного поведения личности;
пути профилактики бродяжничества и беспризорности
в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать периодические
издания и определить частоту проявления
в современном белорусском обществе таких
социальных явлений, как бродяжничество
и беспризорность;
2. Выявить основные причины
данных проявлений в современном обществе;
3. Описать роль профилактики
изучаемых явлений, наметить и проследить
пути коррекции данной проблемы.
Объект исследования: бродяжничество и беспризорность в современном
обществе.
Предмет исследования: причины появления данных социальных
явлений, их место и проявление в современном
обществе.
Основным методом исследования является
анализ научной психолого-педагогической
литературы и периодических изданий по
изучению данной проблемы в современном
обществе.
Гипотеза исследования: семейное неблагополучие и отвержение
социальным окружением ребенка является
основной причиной появления девиантного
поведения формирующийся личности, главным
фактором, влияющим на рост бродяжничества
и беспризорности в современном белорусском
обществе.
Практической частью данной
курсовой работы является разработка
коррекционно-развивающей программы,
направленной на социализацию и профилактику
бродяжничества и беспризорности среди
молодежи и старших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ асоциального поведения
личности
1.1 История изучения
девиации
В конце XIX - начале XX вв. были
распространены биологические и психологические
трактовки причин девиации.
Итальянский врач Ц. Ломброзо
считал, что существует прямая связь между
преступным поведением и биологическими
особенностями человека [6, с. 68]. У. Шелдон,
американский психолог и врач, подчеркивал
важность строения тела, что означало
присутствие характерных личностных черт
[6, с.101]. Развернутое социологическое объяснение
девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает
теорию аномии, которая раскрывает значение
социальных и культурных факторов. По
Дюркгейму, основной причиной девиации
является аномия, буквально - «отсутствие
регуляции», «безнормность». По сути, аномия
- это состояние дезорганизации общества,
когда ценности, нормы, социальные связи
либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми
и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность,
приводит к неоднородности, неустойчивости
социальных связей, разрушению коллективного
сознания (кризис, смешение социальных
групп, миграция и т. д.), порождает нарушения
общественного порядка, дезорганизует
людей, и в результате появляются различные
виды девиаций [9, с.156]. Дюркгейм считает
девиацию столь же естественной, как и
конформизм. Отклонение от норм несет
не только отрицательное, но и положительное
начало. Девиация подтверждает роль норм,
ценностей. Реакция общества, социальных
групп на девиантное поведение уточняет
границы социальных норм, укрепляет и
обеспечивает социальное единство. Девиация
способствует социальному изменению,
раскрывает альтернативу существующих
положений, ведет к совершенствованию
социальных норм [9, с.164].
Теория аномии получила дальнейшее
развитие у Р.Мертона. Главной причиной
девиации он считает разрыв между целями
общества и социально одобряемыми средствами
осуществления этих целей [9,с.175]. Он выделяет
типы поведения, которые являются вместе
с тем типами приспособления к обществу
(см. Приложение 1).
Тенденция к отклонению от общепринятых
правил поведения имеет давнюю историю.
Появившись одновременно с зарождением
человеческого общества, она была известна
еще в глубокой древности. Но уже тогда
общество, побуждаемое скорее инстинктом
самосохранения, стремилось поставить
на ее пути некие преграды, которые удерживали
людей от поступков и действий, противоречивших
складывающимся представлениям о правилах
поведения человека как разумного социального
объекта. Такими социальными ограничениями
на первых порах являлись мифологические
представления и интуитивные запреты
- табу. Понятия о дозволенном и недозволенном
изменялись, складывались другие регулирующие
поведение человека правила. Длительное
время определяющим фактором служили
различные религиозные догматы. По мере
развития человеческого общества и совершенствования
общественных отношений, развития науки
и культуры, стали формироваться и более
устойчивые правовые, морально-нравственные
позиции людей по отношению к девиантному
поведению личности.
1.2 Понятие и
причины асоцильного поведения
В литературе часто встречается
понятие «трудный» юноша или молодой человек.
Что значит трудный? Оценка любого поведения
подразумевает его сравнение с какой-то
нормой.
Социальные нормы - это правила, выражающие требования
общества, социальной группы к поведению
личности, группы в их взаимоотношениях
друг с другом, социальными институтами,
обществом в целом [7, с.127].
Социальные нормы выполняют
функции оценки и ориентации личности,
общности; регулируют поведение и осуществляют
социальный контроль за поведением. Социальные
нормы дают модели, эталоны должного. Нормы
возникают вследствие потребности в определенном
поведении. Многообразие социальных потребностей
порождает и многообразие норм, классификация
которых представлена ниже (см. Приложение
2).
Нормативные системы общества
не являются застывшими. Они изменяются
сами и изменяется отношение к ним. Полное
принятие нормы - конформизм, а
отклонение от нее - девиация.
Источниками поддержания
нормативного поведения (по мнению русского юриста,
социолога Л.И. Петражицкого) могут быть:
· «социальный инстинкт» - следование
без раздумья некоторым общим правилам
действия;
Эти факторы действуют тогда,
когда эффективны социальный контроль
и законы, система воспитания, формирующая
у людей чувство долга, и члены общества
обладают высоким уровнем религиозности.
Если действие указанных факторов ослабевает,
в обществе возрастает число лиц, поведение,
которых не соответствует социальным
или правовым нормам.
При оценке отклоняющегося поведения
существуют две концепции: относительная
и абсолютная. Сторонникипервой (относительной) считают,
что нравственные и некоторые правовые
нормы могут анализироваться только в
связи с конкретным обществом, его социальной
организацией и культурой. Сторонники
абсолютной позиции утверждают, что должны
быть найдены и зафиксированы общечеловеческие
нравственные ценности и нормы. Нормы
- правила поведения, ценности - абстрактные
понятия о добре и зле, о правильном и неправильном,
о должном и не должном.
Причины асоциального
поведения находятся в различных направлениях:
· в несовершенстве человеческой
природы и различных пороках людей (эгоизм,
стремление выделиться, зависть и т.д.);
· в биологических и психологических
особенностях (особые свойства отдельных
организмов, генетическая предрасположенность
некоторых индивидов к девиантности, умственные
дефекты, психопатия…);
· в социальных условиях жизни
(воспитание, образование, человеческое
окружение, возможность работать, культурно
отдыхать…).
Социальные нормы могут возникать стихийно (мораль, обычаи,
традиции и т.д.) или сознательно, соответствующими
государственными органами (нормы нрава).
В зависимости от сферы регуляция общественных
отношений они складываются в нормативные
системы. Существует довольно большое
количество нормативных систем. Это обычаи
и традиции, нормы религиозные, эстетические,
политические, и т. д., однако в современном
обществе, в отличие от архаичного (традиционного),
ведущими нормативными системами и основными
регуляторами социальных отношений являются
право и мораль. Право представляет собой
систему общеобязательных правил поведения
(норм), установленных или санкционированных
государством. Мораль - это система принципов
и правил поведения, выражающих принятые
в обществе взгляды на добро и зло, честь
и совесть, долг и справедливость. Соблюдение
моральных норм осуществляется авторитетом
общественности, и в первую очередь диктуется
малой социальной группой. Санкция за
нарушение моральных норм проявляется
в виде общественного осуждения.
Как правило, члены общества
принимают социальные нормы и в своей
деятельности следуют им, что в немалой
степени сохраняет его как систему. Нормативное
поведение отражает эффективность процесса
социализации индивида в отношении доминирующих
стандартов культуры. Вместе с тем в обществе
также достаточно распространено неприятие
и неисполнение социальных норм. Такое
поведение индивидов или социальных грунт
определяется как неконформное, или ненормативное.
Оно может носить позитивный характер,
что способствует установлению в обществе
более прогрессивных норм поведения, деятельности
(искусство, научно-техническое и социальное
творчество), или иметь негативный, деструктивный
характер, что ведет к разрушению прогрессивных
тенденций. Такое поведение индивидов
принято называть отклоняющимся, или девиантным. Девиантное
поведение можно рассматривать в широком
и узком смысле этого понятия (см. Приложение
3).
Когда девиантное поведение
приобретает заметные масштабы и превращается
в социальное явление, в данном случае
применяется термин «социальные отклонения»
или «социальная патология».
Анализируя виды отклоняющегося
поведения, следует провести их классификацию. Одним
из первых такую классификацию предложил
в 60-е гг. XX в. американский социолог Г.
Беккер [11, с.169]. Он разделил отклонения
на первичные и вторичные. Первичное отклонение -
отклоняющееся поведение личности, которое
в целом соответствует культурным нормам.
В данном случае отклонения незначительны
и не наносят заметного ущерба обществу
и личности, хотят и могут быть широко
распространены. Девиация остается в рамках
социальной роли (например, переход улицы
в неположенном месте). Вторичные наносят
заметный ущерб социальным отношениям
и обществу как системе и поэтому однозначно
квалифицируются как девиации. Такое поведение
требует применения санкций.
Вторичные отклонения, в свою очередь, можно классифицировать
по типу нарушаемой нормы:
а) Отклонения, связанные с нарушением
правовых норм, т.е., правонарушения. Правонарушение
- это виновное поведение дееспособного
лица, которое противоречит нормам права
и влечет за собой юридическую ответственность.
Они разделяются на проступки (гражданские,
дисциплинарные, административные) и преступления.
Правонарушающее (в частности, преступное)
поведение индивидов и групп иногда обозначается
термином «делинквентное поведение».
б) Отклонения в сфере общественной
морали:
· пьянство и алкоголизм;
· наркомания;
· проституция;
· попрошайничество, или нищенство;
· самоубийство или суицид;
· бродяжничество.
Где бродяжничество рассматривается
как систематическое перемещение лица
в течение длительного времени из одной
местности в другую либо в пределах одной
местности (например, города) без постоянного
места жительства с существованием при
этом на нетрудовые доходы.
Категории населения, которые
более других склонны совершать асоциальные
или делинквентные поступки, - называютгруппами риска. В частности,
это подростки из неблагополучных семей,
лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими
веществами, ведущие аморальный образ
жизни, попавшие под отрицательное влияние
окружающих.
1.3 Семья как
важнейший фактор в решении
проблемы
Семья, по определению А.Г. Харчева,
- это малая социальная группа общества,
основанная на супружеском союзе и родственных
связях, на совместном ведении общего
хозяйства и взаимной моральной ответственности
[2, с.256].
Вследствие недобросовестного
выполнения родителями своих обязанностей
возникают группы детей безнадзорных,
детей беспризорных, детей-беглецов.