Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:18, курсовая работа
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы.
Типы поведения |
Типы приспособления к обществу |
Особенности |
Первый тип |
конформность |
соответствие культурным целям и средствам; |
Второй тип |
инновация |
согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля наркотиками); |
Третий тип |
ритуализм |
отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса. (бюрократ, абсолютизирующий формальные процедуры); |
Четвертый тип |
ретритизм (бегство от действительности) |
отрицание цели и средств. Характерно для лиц, оказавшихся вне общества, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство (бродяги, наркоманы, пьяницы); |
Пятый тип |
бунт |
отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств. |
по субъектам, носителям норм |
· общечеловеческие нормы, · нормы общества, · групповые, · коллективные; |
по объекту или сферам деятельности норм, действующие в области определенных видов отношений |
· политические, · экономические, · эстетические, · религиозные и др. |
по содержанию |
· нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, · обеспечивающие права и свободы личности, · регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами; |
по месту в нормативно-ценностной иерархии |
· основополагающие и второстепенные, · общие и конкретные; |
по форме образования и фиксации |
· жестко фиксированные, · гибкие; |
по масштабам применения |
· общие, · локальные; |
по способу обеспечения |
· опирающиеся на внутреннее убеждение, · общественное мнение, · на принуждение, · на силу государственного аппарата; |
по функциям |
· ориентирующие, · контролирующие, · регламентирующие, · карающие, · поощряющие; |
по степени устойчивости |
· опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции, · и не имеющего такового основания. |
Широкий смысл Любые действия, не соответствующие социальным нормам и стереотипам данного общества; |
Узкий смысл Всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм; | |
Позитивная девиация |
Негативная девиация |
Преступность Алкоголизм Наркомания Проституция Аномия - беззаконие. Аномия - состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. (Это бывает в смутные, переходные периоды: глубокие реформы, революции, гражданские войны). |
Самопожертвование Сверхтрудолюбие Героизм Чувство жалости, сочувствия |
Терроризм Воровство Цинизм Вандализм Предательство Жестокое обращение с животными |
Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема