Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:18, курсовая работа
Описание работы
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы.
- формирование высокой
самооценки и уровня притязаний,
а так же самоуважения и
уверенности в себе;
- развитие социальных
эмоций и коммуникативных навыков;
- развитие внутренней
активности и самостоятельности
при решении проблем;
- формирование способности
к гибкому ситуативному поведению;
- самоопределение.
Предмет коррекции: коммуникативная, эмоциональная и интеллектуальная
сфера.
Объект коррекции: учащиеся старшего школьного возраста.
Никто не сможет возразить против
того, что болезнь лучше предупредить,
чем потом ее лечить. Поэтому главная цель
коррекционной программы, прежде всего,
воспитание, а не перевоспитание, профилактика,
а не лечение. Легче всего предупредить
болезнь, устранив ее причину, поэтому
для профилактики отклоняющегося поведения
необходима комплексная работа не только
с учащимися, но и с их семьями, а также
с учителями. Однако практика показывает,
что изменить окружающий мир гораздо сложнее,
чем научиться к нему приспосабливаться.
Поэтому данная коррекционная программа
направлена, прежде всего, на то, чтобы
научить старшеклассников жить в этом
мире.
Коррекционная программа очень
удобна для работы в школе, поскольку позволяет
успешно совмещать индивидуальную и групповую
деятельность. Соответственно, можно охватить
всех учащихся сразу, а не избранных 7-10
человек «особо нуждающихся» в коррекции,
и создавать условия успешной адаптации
и социализации для всего классного коллектива,
не нарушая его целостности. При этом коррекция
«особо нуждающихся» школьников будет,
безусловно, более эффективна.
Программа включает 4 этапа коррекции:
I этап-ориентировочный (осознание
себя и окружающей реальности)
- занятия 1-2;
II этап-реконструктивный (осознание
личных проблем и необходимости
их решать) - занятия 3-5;
III этап - закрепляющий (разрушение
стереотипов мышления и поведения
и репетиция альтернативных способов
поведения) - занятия 6-8;
IV этап - анализ и контроль
(подведение итогов работы группы
и выявление положительных личностных
изменений) - занятия 9-10.
В каждом этапе всегда имеют
место 3 основных фронта работ: 1) диагностика, 2) индивидуальная
работа и 3)групповая работа; причем
диагностика и индивидуальная работа
всегда предшествует групповой деятельности.
А анализ работы, проведенной на каждом
предыдущем этапе, позволяет психологу
вносить, в случае необходимости, коррективы
в последующий этап. Коррекционная программа
рассчитана на 1 учебный год. Занятия распределяются
по усмотрению психолога с учетом наличия
свободного времени у учащихся. В среднем
- можно устраивать одно занятие 1 раз в
4 недели. Однако не все занятия имеют одинаковые
временные границы, поэтому более протяженные
по времени (2-3 часа) и психологически сложные
занятия рекомендуется проводить на каникулах
или перед выходными днями.
Диагностика
и индивидуальная работа со старшеклассниками
Диагностика учащихся проводится
на каждом этапе коррекционной деятельности.
Для удобства обработки и экономии
времени можно разработать специальные
бланки для некоторых методик, диагностирующих
индивидуальные характеристики старшеклассников.
Самоанализ по методу «Я должен...
Я не могу... Я боюсь...» может проводиться
как в индивидуальной, так и в групповой
работе, однако практика показывает, что
эта деятельность воспринимается клиентом
лучше при индивидуальной работе.
Метод самоанализа
«Я должен... Я не могу... Мне надо... Я боюсь»
Процедура метода
Ребенок в письменной форме
продолжает данные фразы (нужно записать
как можно больше вариантов продолжений).
Затем фразы зачитываются, но уже с другим
началом: «Я предпочитаю...
Я не хочу... Я хочу... Я страстно желаю...»,соответственно.
После этого учащийся сравнивает смысл
начального и конечного варианта и анализирует
справедливость обоих вариантов по отношению
к себе.
Упражнение способствует воспитанию
честности с самим собой и развитию организмического
доверия.
Групповая
работа со старшеклассниками
Занятие 1. Познакомься
сам с собой
Упражнение «Письмо себе любимому».
Все сидят в кругу, ведущий просит
всех взять ручки и листки бумаги.
Итак, задание:
- Сейчас вы напишете
письмо - письмо самому близкому
вам человеку. А кто тебе самый
близкий человек? (группа выдвигает
предположения) - Ты сам. Напиши письмо
себе любимому, - а «любимому»
потому, что без любви самого
близкого человека жить просто
нельзя!
• Время на письмо - 15 минут,
под тихую музыку.
Дележка всех по кругу: с какими
чувствами писали письма?
• Именно «с какими чувствами»,
а не «про что». Любовь - или другое живое
отношение - живет чаще не содержанием,
а интонацией, окраской, чувством по поводу...
Однако кто хочет, свое письмо
может пересказать или зачитать.
• И этой возможностью пусть
не сразу, но многие начинают пользоваться.
• Вы написали самому себе прекрасные
письма. Вы получили эти письма, но что
делают воспитанные люди, получив письмо?
Естественно, отвечают на него. Поэтому
у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы
на свое письмо к себе написать ответ.
Пожалуйста, отвечайте конкретно именно
на то письмо, которое вы получили. Хочу
предупредить, что ответы бывают иногда
очень неожиданными.
• 10 мин, также под музыку.
Дележка и обсуждение ответов.
Кто кому писал, какая часть твоей личности
обращалась к тебе?
Занятие 2. «Я среди
других»
Упражнение «Падение на руки».
Это очень важное упражнение,
помогающее сближению группы и установлению
в ней теплых, доверительных отношений.
Запрет и отсутствие физического контакта
в той или иной степени нарушают нормальный
ход общения, особенно для тех людей, которые
в таком контакте нуждаются.
Падение на руки в паре
- У людей бывают очень
разные руки. На одни руки приятно
смотреть, приятно их прикосновение,
руки оказываются мягкими и
надежными. Другие руки неловкие,
жесткие, и прикосновения их не
радуют. А какие руки у вас?
И кстати, доверяете ли вы рукам?
У нас сейчас будет упражнение «Падение на руки».
• Собственно упражнение заключается
в том, что девушка встает спиной к юноше
на расстоянии где-то шага от него и падает
назад, а он встречает ее на свои руки.
Надежнее, если его руки оказываются ладонями
вверх и поддерживают девушку в районе
ее плеч или лопаток. Впрочем, если в паре
хорошее доверие и физические данные молодого
человека позволяют, он может ловить ее
и руками ладонями вниз, под мышки.
Ведущему стоит показать это
на примере какой-либо одной пары или нескольких
пар.
Иногда имеет смысл подобрать
пары таким образом, чтобы в одной было
все легко и без затруднений (как пример
того, как надо), а в другой были проблемы.
Или девушка боится падать, или юноша не
очень ловок. Тогда с этими проблемами
стоит поработать и показать, как они решаются.
Итак, все встают, ребята и девушки
перестраиваются в мужскую и женскую линию
отдельно, садятся мальчики и девочки
отдельно. Теперь по очереди от юношей
и девушек встает очередная пара и показывает,
как девушка с доверием падает, а юноша
надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразный
экзамен и каждый юноша, и каждая девушка.
• Впечатления от рук юноши
и доверия девушки идут и от пары, и от
группы.
Падения на руки в
карусельках.
После того как появилась уверенность,
что в каждой паре все нормально, стоит
устроить смену пар по типу карусельки.
Ребята пусть образуют внешний круг, а
девушки - внутренний, ведущий в центре.
Девушки стоят лицом к ведущему и по его
сигналу, одновременно, все падают назад,
на руки ребятам.
• Получается очень красиво,
как будто раскрывается бутон цветка.
В каждой паре происходит 3-4 падения, после
этого, перед сменой партнера, короткое
общение в паре: «Как все получилось? Как
чувствовала себя девушка, что она может
сказать о партнере? А что он может сказать
о девушке?» Попрощались, новая встреча,
в новой паре юноше и девушке стоит дать
возможность обменяться парой фраз.
Если группа сплоченная, контактная
и расположена к веселым экспериментам,
можно их ей предложить. Например: падения
девушек на руки ребятам не спиной, а лицом.
Немного другие ощущения... Или падения
девушек на руки ребятам спиной, а они
ловят их, держа ладони почти у самого
пола. Очень острые ощущения...
После упражнения: все сели и
дележка: «Какие были руки? Ощущения? Впечатления?»
Упражнение «Листок за спиной».
Каждому человеку интересно,
что на самом деле думают о нем другие
люди, особенно - как тебя чувствуют рядом.
Однако не всегда можно быть уверенным,
что тебе в лицо скажут всю правду - приятную
или нет. Можно, конечно, сделать писания
анонимные, но писать о человеке, не видя
его перед собой, - это значит жить воспоминаниями,
а не живыми переживаниями. А это упражнение
помогает преодолеть такой барьер: оно
анонимно, но, с другой стороны, происходит
в контакте «глаза в глаза». Для проведения
этого упражнения ведущему стоит взять
с собой много булавок и листки на всех:
маленькие и большие.
- У каждого на спине
будет прикреплен листок бумаги.
Вы будете ходить, останавливаться
около тех людей, которые вас
заинтересовали, смотреть друг на
друга, чтобы составить о человеке
впечатление, и потом это впечатление
запишете человеку на его листок
за спиной. Процедура проста, но:
- Кто из вас готов
писать свои впечатления о
человеке совершенно искренне, не
боясь его задеть и обидеть?
• Руки поднимаются, но не очень
много.
• Вы боитесь задеть человека,
и ваша бережность - это очень хорошо. Но
сейчас у нас другая ситуация. Поднимите
руки те, кто хотел бы, чтобы о нем писали
впечатления совершенно искренне, без
всяких тактичных умолчаний!
• Руки поднимают практически
все.
-А кто просит, чтобы
ему писали более бережно, стараясь
его не задеть?
• Как правило, несколько рук
есть.
- Пожалуйста, встаньте. Я
благодарю вас за искренность,
а все остальные постарайтесь
запомнить их, и проявите к
ним бережность.
-Что же касается всех
остальных, то вы можете выразить
еще следующие пожелания. Искренность
может быть больше в сторону
хороших чувств к вам, а может
быть в сторону отрицательных
впечатлений о вас. Кто предпочитает,
что бы о нем писали совершенно
искренне, но в первую очередь
хорошие впечатления о нем?
-Так, чтобы ничего не
перепутать, давайте пройдемся по
каждому.
• Ведущий идет по кругу, и каждый
говорит, какие впечатления о себе ему
было бы более интересно услышать. Как
правило, больше желающих услышать свои
отрицательные черты!
- Как правило, более сильные
люди действительно интересуются
тем, что в них еще нехорошо,
чтобы это исправить. Теперь, пожалуйста,
встали, всем надо будет взять
ручки и листы бумаги - и нас
ждет ИГРА!
• Участники начинают ходить
по комнате и присматриваться друг к другу,
запоминать лица, встречаться глазами,
представлять себе, что бы могли сказать
о них люди, на которых они смотрят и которые
смотрят на них.
• Спасибо. А теперь - собственно
Игра! Вы можете подходить друг к другу,
если ваши глаза встретились. Но не торопитесь
что-то писать, постойте друг перед другом,
постарайтесь почувствовать свои ощущения
от этого человека, сформулировать свои
впечатления. И только тогда, когда ваши
впечатления о человеке оформятся, можете
их писать.
• Игра идет минут 10.
-А теперь можете сесть,
снять листочки и почитать, что
там о вас написали.
• Читают, переживают, делятся
впечатлениями
- Пожалуйста, пусть каждый
по кругу скажет несколько
слов о своих чувствах по
поводу того, что написали ему,
а кто хочет, может зачитать
одно-два послания ему.
- Спасибо. А теперь поднимите
руки те, кто во время этой
игры был действительно полностью
искренним?
- Быть полностью искренним
очень трудно. Страшно и задеть
другого, и страшно обнаружить
свои действительные чувства, но
мы будем этому учиться.
•Все встают в общий круг, ведущий
говорит теплые слова о доверии.
Арт-терапия: групповое рисование.
Это упражнение является прекрасным
средством для того, что бы выявить ролевые
взаимоотношения в группе и влияние одних
участников на индивидуальный опыт других,
а также проследить психическое состояние
каждого участника в конце занятия.
МАТЕРИАЛЫ: ватман, цветные карандаши,
мелки, фломастеры или маркеры.
В процессе совместного рисования
группа создает свой своеобразный психологический
портрет. Так заканчивается первый (ориентировочный)
этап коррекционной работы. Группа еще
не знает, что в конце коррекционной программы
эта процедура повторится, и у школьников
будет возможность сравнить психологический
портрет группы в начале коррекционной
работы с психологическим портретом группы
в конце последнего занятия. У старшеклассников
будет возможность увидеть: изменилось
ли что-нибудь, как изменилось и почему.
Хорошо если это будет портрет
человека, однако направлять группу прямо
на это изображение не стоит, лучше предложить
рисовать, допустим, части тела, или части
лица и т. п., тем интереснее будет наблюдать,
как поведет себя группа, создаст ли она
целостный образ или на листе появятся
разрозненные частицы.
Занятия
3-4. «О чем молчат родители?»
Цель занятий - помочь детям
подружиться со своими родителями.
Работа на этих занятиях заключается
в составлении трех списков, при этом часть
заданий переносится в семью в виде домашнего
задания, выполняемого в тесном общении
с родителями.
• Список 1-й составляется родителями
по просьбе ребенка. Излагая как можно
более полно свои пожелания и советы по
организации его жизни, по воспитанию
характера, каких-либо привычек, наиболее
актуальные советы на сегодняшний день,
родители, во-первых, избавляют себя от
эмоционального напряжения по отношению
к своему ребенку, а во-вторых, воплощают
в жизнь желание полностью высказать свое
мнение. С другой стороны подросток имеет
возможность спокойно разобраться, что
из написанного родителями действительно
достойно внимания, а чем можно и пренебречь.
• Список 2-й пишет сам подросток.
Он перечисляет то, о чем бы могли рассказать
ему родители, главным образом то, о чем
бы он сам хотел услышать (ведь были же
его родители когда-то в его возрасте).
Примерный перечень проблем: о мечтах;
о страхе; о зависти; об идеалах мужчины
и женщины (соответствуют ли сами родители
этим идеалам); о ненависти; о любви.
Можно исключить неподходящие
пункты и добавить свои.
Предпочтительно, чтобы родители
составляли список по отдельности (отдельно
мама и отдельно папа). Домашнее задание:
показать родителям составленный список
и поговорить.