Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.76 Кб (Скачать файл)

• Список 3-й составляет сам подросток. Он перечисляет все то, о чем родители, по его мнению, ничего не знают. Например: «Что творится сегодня в рок-музыке?», «Как в один миг заработать «кучу» денег?», «Как следует одеваться?» и т. п. Через неделю, на втором занятии, происходит обсуждение результатов.

На руках у ребенка 3 списка, в которых он должен подчеркнуть действительно самое важное, волнующее, представляющее интерес для него самого. Если все подчеркнутое попало в список 1-й, то можно считать, что отношения подростка с родителями отличное. Если же подчеркиваний больше в списке 2-м, то родители в принципе готовы к обсуждению волнующих подростка проблем, но их надо к этому подтолкнуть. Если же наибольшая доля подчеркнутого приходится на список 3-й, то в отношениях могут быть серьезные сложности.

По результатам занятия при желании школьников проводятся индивидуальные консультации с ними.

Диагностика - не самоцель, а помощь членам семьи повернуться лицом друг к другу и попытка, хотя бы отчасти, решить извечную «проблему отцов и детей».

Занятие 5. «В центре внимания»

Это серия игр-упражнений, внутренне и внешне очень похожих друг на друга, хотя решаются в них разные задачи. Объединяет их внешне то, что они одинаково пространственно организованы: в центре всегда человек, сидящий на стуле, а вокруг него, амфитеатром, сидят в несколько рядов другие члены группы.

Исповедальная Свеча «Моя жизнь».

Все садятся амфитеатром вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.

-Любой из вас может  сейчас выйти и взять эту  Свечку в руки. Вы сядете и  поднимете эту Свечку на уровень  своих глаз. Вы будете смотреть  только на Свечку, а не на  тех, кто будет задавать вам  вопросы. А вам будут задавать  вопросы о вас. На этот стул  может сесть каждый, каждый из  тех, кто возьмет на себя обязательство  отвечать на любой вопрос максимально  откровенно. Если вы боитесь каких-либо  вопросов и не уверены, что  на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и  садиться на этот стул.

Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные.

• Например, «Во сколько встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» - пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задать их можно при других обстоятельствах.

Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: «Когда ты последний раз плакал?», «Если бы у тебя была волшебная палочка, что ты хотел бы изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело?...», «Кто нравится тебе здесь?», «Какие у тебя комплексы и проблемы?»...

Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Чего мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?».

Занятие 6. Кинотренинг

Основная задача занятия: осознание своих стереотипов и попытка формирования более гибкого ситуативного поведения.

Материал: к/ф «Леон», «Криминальное чтиво» и т. п.

После просмотра фильма идет обсуждение поведения персонажей, действующих заведомо не так, как в этой ситуации действовали бы большинство членов группы. При обсуждении причин поведения героя участникам занятия дается задание - предложить как можно больше альтернативных вариантов поведения в данной ситуации.

В ходе обсуждения, во-первых, формируется уверенность в том, что из любой ситуации существует множество выходов, а во-вторых, человек узнает о существовании множества различных стереотипов поведения, которые иногда накладываются на ситуацию достаточно жестко, без учета ее конкретных особенностей.

В заключение членам группы дается возможность соединиться с различными (желательно схожими с ними по личностным характеристикам) героями с разнообразными стереотипными наработками. Далее происходит идентификация участника занятия с образом героя и подсознательное включение им в ролевой репертуар своих наработанных стереотипов. Затем следует вербализация стереотипов поведения на групповом обсуждении. Таким образом, расширяются представления о способах поведения в различных ситуациях, что открывает человеку возможность к формированию более гибкой модели поведения.

 

Занятие 7. Тренинг умений

Цель: репетиция поведения. Процедура.

- Вообразите гипотетическую ситуацию, в которой вам хочется вести себя уверенно, и запишите ее. Возможно, вы предпочтете потратить несколько минут на «мозговой штурм» с участием всей группы, чтобы в голову пришли новые идеи. Но при этом ситуация, выбранная каждым участником группы, должна иметь для него личное значение. Скорее всего, выбранные ситуации будут касаться либо умения обращаться с просьбой и отвечать отказом, либо навыков поведения в условиях критики, либо способности сообщать о своих положительных или отрицательных чувствах.

- Затем группа должна  быть поделена на подгруппы  по 5-6 человек. В каждой из них  кто-то вызывается быть первым  и очень коротко описывает  ту стрессовую ситуацию, которую  хочет проработать, например необходимость  внушить учителю то, что ему  следует быть менее строгим  и неприступным по отношению  к своему «любимому ученику» (родителю  то, что ему нужно больше доверять  своему ребенку; старушке на лавочке  то, что молодое поколение сейчас  не намного отличается от молодого  поколения тогда; директору школы  то, что нет никакой необходимости  ходатайствовать о вашей постановке  на наркологический или какой-либо  другой нехороший учет).

- Структурируйте ситуацию, выбрав одного из участников  на роль учителя (родителя, старушки, директора) и как можно более  уверенно доводите свое мнение  до его сведения. Через пару  минут сделайте паузу, чтобы получить  обратную связь от всей вашей  подгруппы. Эта обратная связь  должна быть конкретной и конструктивной  и касаться именно вашего поведения  и ничего больше. После этого  скажите, что вам самому понравилось  в вашем поведении, и определите, как бы вы хотели его изменить. Если вы зашли в тупик, выслушайте  предложения от партнеров. Затем  роль учителя (родителя, старушки, директора) берет на себя еще один участник  группы, и взаимодействие продолжается. После пары минут репетиции  поведения с новым партнером  снова сделайте паузу для получения  обратной связи и предложений  от группы. Продолжайте в том  же духе, пока все в группе  не получат возможность сыграть  свою роль партнера по взаимодействию. Если вы делаете успехи и  начинаете все лучше владеть  ситуацией, партнеры по группе  усиливают противодействие, разыгрывая  все большее упрямство и враждебность. При этом важно дать тому, кто  тренирует свою уверенность в  себе, возможность каждый раз  побеждать, чтобы его опыт был  всегда позитивным.

 

 

Занятие 9. Психологический КВН

 

Это эффективная и удачная форма массовых командных игр. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий игровых заданий способствует развитию внимания и теплоты друг к другу, а также спонтанных, смелых и открытых действий.

• Ведущему рекомендуется иметь свисток с приятным звуком. Когда на занятиях разгораются страсти, без свистка обратить на себя внимание в нужный момент бывает затруднительно.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

Если в группе около 30 человек, обычно формируются три команды: с большим числом команд играть интереснее. Как формировать команды? В данном случае уместнее собирать команды вокруг лидеров (будущих капитанов), и сделать это можно, например, так: все сидят в общем кругу, дается команда:

• Мужчины, встать!

• Странная команда... Что значит «мужчины»? - Но, пока кто-то размышляет, кто-то встает! А за ними-другие. Когда встало человек 5-7 и начинают привставать остальные, ведущий эту возможность закрывает: «Спасибо, все остальные - сесть!»

- Кто себя уважает - шаг  вперед!

• Снова кто-то размышляет, а кто-то решительно делает шаг вперед. «Спасибо, кто не сделал сразу шаг вперед - сели!»

• Кто в себе бывает не уверен - шаг назад!

• Кто-то сделал шаг назад - спасибо, сел.

- Интересные люди - шаг  вперед!

• Задача ведущего: оставить в кругу только трех ребят, а эти команды дают возможность отсева.

• Лидеры - шаг вперед!

• Первые три шагнувшие лидерами и будут. Остальным-спасибо, сели, а лидерам - аплодисменты!

Лидеры есть, теперь вокруг них надо сформировать команды.

- Уважаемые лидеры, в одиночестве  быть плохо. Поэтому быстро огляделись  вокруг себя, нашли самую привлекательную  для себя девушку и быстро  тащите ее к себе!

• Девушки оказываются около ребят через несколько мгновений.

-Великолепно! Девушки, вас  выбрали, выразите ребятам благодарность  поцелуем в щеку!

• Этот момент, конечно, не обязателен, но почему бы и нет, тем более что нравится это всем?

-Теперь девушка проявляет, напротив, неблагодарность, поворачивается  спиной к выбравшему ее юноше... и быстро выбирает среди сидящих  другого и тащит его к себе! (...) Спасибо, теперь третий тащит  четвертую! (...)...

• Весело всем, кроме тех, кого не выбирают. Поэтому, когда сидящих остается 4-5 человек, лучше дать команду: «А теперь все сидящие быстро разбегаются по тем командам, которые нравятся им!» - и «невостребованных» не оказывается. Так образуются три команды.

ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

- Пусть каждая команда  встанет тесным кругом и возьмется  за руки. Уважаемые лидеры, посчитайте, сколько у вас человек?

• Надо убедиться, что в командах равное (или почти равное) количество людей. Если где-то на 2-3 человека больше, надо исправить положение. Например, так: лидер малочисленной команды указывает на любого человека в многочисленной, в то время как лидер многочисленной команды, отвернувшись спиной и не зная, на кого будет указано, говорит любую цифру от 1 до 10 и «влево» или «вправо». Соответственно, от указанного человека отсчитывается влево или вправо столько человек, какую цифру назвал лидер. На ком счет остановится, тот без обиды переходит в малочисленную команду.

- Прошу внимания и тишины. Возможно, вы полагаете, что у  вас уже есть команды, нет, пока  у вас есть только куча народу. Команда у вас появится только  тогда, когда вы станете сплоченным  коллективом, когда у вас появится  выбранный вами капитан (капитаном  может стать лидер, но это необязательно), название вашей команды и ваш  лозунг. На все вам дается 10 минут - и этого очень мало, а жюри  в первую очередь будет обращать  внимание на сплоченность вашей  команды. Я желаю вам доказать, что ваша команда - самая дружная!

• Что касается жюри. Им может быть и ведущий, но лучше, если будет кто-то другой. Обычно два-три человека находятся без труда. Главная обязанность жюри - создание атмосферы веселой и ответственной соревновательности. Для этого можно и нужно считать очки (или делать вид, что считаешь очки) и комментировать выступления команд, но в конце КВНа обычно уже редко поинтересуется, на сколько очков «мы впереди» или наоборот. Процесс оказывается важнее результата.

10 минут проходит, затем  начинаются выступления команд, причем порядок взаимоотношения  со зрителями и все остальные  проблемы каждая команда решает  самостоятельно, без помощи ведущего.

Итак, теперь есть три полноценные команды.

ПРОВОДЫ КОНТРОЛЕРОВ

Сели в три незамкнутых круга («лепестками»), примерно так:

Задание: Сейчас у нас будут игры, конкурсы, в которых победит та команда, которая лучше всех понимает друг друга без слов. Запрещаются любые переговоры и какие-либо знаки, постарайтесь добиться согласованности за счет чувствования ситуации. Но не секрет, что можно выиграть и за счет нарушения правил: если команда начинает внутри себя как-то незаметно договариваться, короче - мухлевать. Вы заинтересованы в том, чтобы ваши соперники играли честно, поэтому выберите из своей команды двух контролеров, которые будут пресекать мухлеж и прочие нарушения правил в команде ваших соперников. Один из контролеров пойдет в команду справа от вас, другой - в команду слева. Время - 1 минута.

• Контролеры выбраны, иногда сразу же идутв чужие команды. Их надо остановить.

- Команды! Вы понимаете, что  вы делаете? Вы же прекрасно  знаете, как народ относится к  контролерам. Контролеры - это же  враги народа, они мешают народу  выигрывать, и вы посылаете их  в чужую команду, чуть ли не  на верную смерть? И вы отпускаете  их просто так?! Капитаны, встать! Без подготовки, на импровизации, самому или с привлечением  команды - кто из вас проводит  своих Контролеров самым сердечным  образом? Пожалуйста, торжественные  проводы Контролеров!

Итак, Контролеры расходятся по командам и располагаются там, где им удобно. Тут же ведущий встревает снова:

• Внимание! Своих Контролеров вы проводили сердечно, а как вы встретили тех, кто пришел к вам? Встаньте те члены группы, которые проявили внимание и заботу к пришедшим к ним Контролерам? Аплодисменты!

В каждой команде оказывается два Контролера по одному из каждой соседней команды.

- Уважаемые Контролеры! Именно  вы будете теми людьми, которые  сообщают результаты. Вас двое, вы  можете советоваться, но если  один из вас результат огласил, его решение тотчас принимается. За мухлеж, за попытки договариваться  вы можете и аннулировать результаты, и штрафовать команду, вы можете  все. Ваши решения не оспариваются, и власти выше вас нет. Вам  даны чрезвычайные полномочия  и, строго говоря, вы можете вполне  безнаказанно подопечную команду  засуживать. Будет очень любопытно, как вы будете себя вести  в таких обстоятельствах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Природе каждого «трудного ребенка» свойственно стремление к переменам. Ни один из них не хочет выглядеть слабым. Этот психологический фактор можно продуктивно использовать в целях спасения личности ребенка. Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость - далеко не полный перечень внутрисемейных стимуляторов асоциального поведения личности. Анализ проблемы семей «группы риска» привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, и это несмотря на то, что педагогические коллективы вкладывают в них «частичку себя».

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема