Ценностно-мотивационная сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На наш взгляд, проблема ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива является очень актуальной. На данном этапе этот вопрос был рассмотрен недостаточно подробно. Ценностно-мотивационная сфера у студента, который является активным участником общественной жизни в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должна отличаться от ценностно-мотивационной сферы студента, который не так активно участвует в общественной жизни. Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и эмоциональной направленности личности у активного студента дает возможность лучше понять особенности таких студентов. Изучение этой проблемы, с точки зрения психологии, должно помочь представителям воспитательного отдела высшего учебного заведения, в том, как усовершенствовать организационную и воспитательную работу со студентами. Изучение психологических особенностей активных студентов дает возможность делать правильный выбор при принятии студентов на различные должности, например, на должность председателя студенческого совета и так далее.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. ………….4-12
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности…………………………….4-12

Глава 2. Экспериментально-психологическое изучение ценностно-мотивационной сферы студентов студенческого актива и обычных студентов………………………………………………………………...........13-29

2.1. Организация и методы исследования ……………………………..13-29
2.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы личности……………………………………………………………………....30-41

Выводы…………………………………………………………………..............42

Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мироновой Юлии (2).docx

— 90.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение ………………………………………………………………..2-3 
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. ………….4-12 
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности…………………………….4-12

Глава 2. Экспериментально-психологическое  изучение ценностно-мотивационной сферы студентов студенческого актива и обычных студентов………………………………………………………………...........13-29

2.1. Организация и методы  исследования ……………………………..13-29 
2.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы личности……………………………………………………………………....30-41

Выводы…………………………………………………………………..............42

Список литературы………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования.  На наш взгляд, проблема ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива является очень актуальной.  На данном этапе этот вопрос был рассмотрен недостаточно подробно. Ценностно-мотивационная сфера у студента, который является активным участником общественной жизни в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должна отличаться от ценностно-мотивационной сферы студента, который не так активно участвует в общественной жизни. Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и эмоциональной направленности личности у активного студента дает возможность лучше понять особенности таких студентов. Изучение этой проблемы, с точки зрения  психологии,  должно помочь представителям воспитательного отдела высшего учебного заведения, в том, как усовершенствовать  организационную и воспитательную работу со студентами. Изучение психологических особенностей активных студентов дает возможность делать правильный выбор при принятии студентов на различные должности, например, на должность председателя студенческого совета и так далее.

Целью данной работы является изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и выявление эмоциональной направленности личности студентов студенческого актива.

Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности студентов студенческого актива.

Предмет исследования: особенности ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива.

Гипотезы исследования: 1. возможно, что ценностно-мотивационная сфера студента студенческого актива отличается от ценностно-мотивационной сферы студента, не так активно участвующего в общественной жизни.

2. Возможно, существуют явные особенности в ценностно-мотивационной сфере и в эмоциональной направленности личности студента студенческого актива.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую литературу по данной проблеме.
  2. Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить особенности ценностно-мотивационной сферы личности у студентов студенческого актива.
  3. Изучить особенности ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива.
  4. Проанализировать и интерпретировать полученные с помощью диагностических методик экспериментальные данные.
  5. Сделать вывод об специфических особенностях ценностно-мотивационной сферы личности у студентов студенческого актива.

Методики исследования:

С целью изучения ценностно-мотивационной сферы личности студента студенческого актива были использованы следующие методики:

1. Шестнадцати-факторный личностный опросник  Рэймонда Кеттела.

2. «Выявление общей эмоциональной  направленности испытуемых». Б.И.  Додонова.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНООВПО Одинцовского Гуманитарного Института в период с 2011  по 2012 год. В эксперименте принимали участие 30 студентов в возрасте 17- 20 лет. Из них 15 студентов студенческого актива и 15 студентов, не активно участвующих в общественной жизни института.

Глава 1. Теоретические  основы проблемы исследования.  
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности.

Теоретические основы в области мотивационной сферы личности

Последние несколько десятилетий  одной из актуальных проблем психологии является изучение мотивационно-ценностной сферы личности на различных этапах ее профессионального развития. В  связи с этим, нуждается в уточнении  само понятие «мотивационная сфера  личности».

В психологических работах  понятие под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся  у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов и др. мотивационных факторов.

Впервые слово «мотивация»  употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация  как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как  совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения  мотивации можно отнести к  двум направлениям. Первое рассматривает  мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме Е.Н. Ильина, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и  в другом случае мотивация у авторов  выступает как вторичное по отношению  к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает  как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать  имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, Л. Дэкерс считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н.Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе  остается непонятным, во-первых, что  же придает побудительность —  ситуация или мотив, во-вторых, каким  образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.

Мотив (от франц. motiver двигать, быть источником движения, управлять или побуждать) — это любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность.

Мотив в отличие от мотивировки  — это реально действующий, действительный источник поведения. Мотивировка - это  объяснение поведения, предложенное человеком. Мотивировка поведения может как совпадать, так и расходиться с его реальным мотивом. Совпадение мотива и мотивировки наблюдается тогда, когда, во-первых, человек осознает мотивы своего поведения, во-вторых, готов их раскрыть и открыто признать.

Основные психологические  функции мотива заключаются в следующем: во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно  «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными  процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.

В современной психологии нет исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов.

1. Мотивы различают по  виду тех потребностей, которым  они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные  и духовные.

2. Мотивы различают по  форме отражения предмета потребности.  Мотивом может быть, например, непосредственный  чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают  самые разные психологические  образования: нравственное понятие  или представление, идеал, ценностная  ориентация. Это позволяет психологии  мотивации изучать непростые  реалии собственно человеческого  бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных  стимульно-реактивных конструкций.

3. По степени обобщения  предмета потребности мотивы  могут быть широкими и узкими, по времени существования и  действия — кратковременными  и долговременными. Каждая реальная  человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами.

4. Наконец, мотивы подразделяют  по степени участия в них  сознания. Потому мотивы могут  быть осознанными и неосознанными,  «понимаемыми» и реально действенными.

Таким образом, термин «мотивация»  представляет собой более широкое  понятие, чем термин «мотив».

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно  оценивать но следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной  сферы выражается в том, что для  удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей  более низкого уровня. Широта —  это разнообразие потенциального круга  предметов, способных служить для  данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической  организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной  сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

В отечественной психологии также предпринимались попытки  решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных  психологов в области проблем  мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.П. Леонтьевым.

Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как  и другие его психологические  особенности, имеет свои источники  в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и  строением мотивационной сферы  человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция  объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она  показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется  ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Теперь перейдем к рассмотрению понятия ценности личности. В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, 1975, СЛ. Рубинштейн, 1976), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев, 1998), в третьих, личность исследуется в связи с общением (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, 1984, 1989) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Информация о работе Ценностно-мотивационная сфера личности