Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:34, курсовая работа
Актуальность исследования. На наш взгляд, проблема ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива является очень актуальной. На данном этапе этот вопрос был рассмотрен недостаточно подробно. Ценностно-мотивационная сфера у студента, который является активным участником общественной жизни в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должна отличаться от ценностно-мотивационной сферы студента, который не так активно участвует в общественной жизни. Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и эмоциональной направленности личности у активного студента дает возможность лучше понять особенности таких студентов. Изучение этой проблемы, с точки зрения психологии, должно помочь представителям воспитательного отдела высшего учебного заведения, в том, как усовершенствовать организационную и воспитательную работу со студентами. Изучение психологических особенностей активных студентов дает возможность делать правильный выбор при принятии студентов на различные должности, например, на должность председателя студенческого совета и так далее.
Введение ………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. ………….4-12
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности…………………………….4-12
Глава 2. Экспериментально-психологическое изучение ценностно-мотивационной сферы студентов студенческого актива и обычных студентов………………………………………………………………...........13-29
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..13-29
2.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы личности……………………………………………………………………....30-41
Выводы…………………………………………………………………..............42
Список литературы………………………………………………………………43
Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев, 1968, 1980), «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн, 1976), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев, 1975), «доминирующие отношения» (В.Н.Мясищев, 1998). По мнению Б.Ф.Ломова (1984), направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» (Б.Ф.Ломов, 1989, с.311).
Д.А.Леонтьев (1993) выделяет в личности ее, так сказать, внешнюю оболочку (характер, способности, роли), внутренний мир (личностные смыслы, ценности, потребности, отношения, конструкты), ядерные структуры (экзистенциальный уровень - свобода, ответственность, духовность). При этом ценности трактуются как высшая инстанция в личности.
Исходным моментом индивидуальных
характеристик человека как личности,
по мнению Б.Г.Ананьева (1968), является его
статус в обществе, равно как и
статус общности, в которой складывалась
и формировалась данная личность.
На основе социального статуса личности
формируются системы ее социальных
ролей и ценностных ориентации. Статус,
роли и ценностные ориентации, образуя
первичный класс личностных свойств,
определяют особенности структуры
и мотивации поведения, и, во взаимодействии
с ними, - характер и склонности человека.
В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает
ценностные ориентации как одно из
центральных звеньев в
С.Л. Рубинштейн также писал, что «ценности - производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». По мнению А.Г.Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.
Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П.Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни». В.П.Тугаринов условно делит ценности на три категории: материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями; общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость; духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - составляет ее ценностные ориентации.
О.Г.Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются «знаками», опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию.
А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич под предметными ценностями понимают «любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут». Они выделяют две категории ценностей: сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.); фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.
Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам. В.Н.Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение.
В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н.Леонтьева , понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой.
Таким образом, изучив литературу
по проблеме ценностно-мотивационной
сферы личности можно сделать
вывод о том, что изучением
данной проблемы занималось множество
знаменитых ученых психологов, которые
старались раскрыть понятие ценности,
мотива, мотивации, а так же понятие
ценностно-мотивационной сферы
Глава 2. Экспериментально-
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводится на базе: АНООВПО Одинцовского гуманитарного института.
В исследовании участвовало 30 студентов, в возрасте от 17 до 20 лет. Из них 15 студентов студенческого актива и 15 студентов, не активно участвующих в общественной жизни института.
Методики исследования: 1. Шестнадцати-факторный личностный опросник Рэймонда Кеттела.
2. «Выявление общей
Шестнадцати-факторный личностный опросник Рэймонда Кеттела.
Опросник Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности и получил достаточно высокую оценку у психологов-практиков.
В определении свойств личности выделяется направление, развивавшееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и Р. Кет-телл.
Первым, кто сформулировал основное правило применения метода факторного анализа, был Кеттелл. Характерной особенностью его подхода является отношение к факторному анализу не как к способу упорядочивания полученных данных, а как к методу, позволяющему выявить основные свойства личности. Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях до сих пор применялись три источника данных:
1. L-данные, или «факторы жизни», то есть данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни;
2. Q-данные, или данные самооценки. Они включают в себя утверждения человека о своем поведении, добавляя «ментальный интерьер» к внешней регистрации, воплощенной в L-данных;
3. Т-данные, полученные с помощью объективных тестов и экспериментов. Т-данные базируются на третьей возможности - создании (посредством инструкций или с использованием специальной литературы) специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно.
Основной заслугой представителей факторной теории личности является создание методического инструментария для изучения особенностей личности и анализа ее структуры. В этом отношении выделяется личностный многофакторный опросник (16-PF), разработанный Р. Кеттеллом. Он основывается на отдельных характеристиках темперамента и личностных качествах и охватывает тем самым широкую сферу переменных личности. При этом каждый фактор опросника отражает некоторую реальную систему обобщенных черт личности. Кеттелл интерпретировал факторы эклектически, использовав понятия, применяемые в других теориях личности. Это является одной из причин того, почему Кеттеллу не удалось выяснить взаимодействие факторов в целостной личности, их взаимосвязь в регуляции поведения человека. Поэтому следует согласиться с высказываниями психологов-практиков о том, что к выделенным Кеттеллом свойствам личности лучше относиться как к предварительным схемам.
Несмотря на недостатки теоретической позиции Кеттелла, предложенная им факторная модель значительно богаче его теоретической концепции. Действительно, опросник Кеттелла обладает двумя важными преимуществами перед другими личностными методиками. Во-первых, с его помощью можно достаточно хорошо охватить личностную сферу, а во-вторых, - и это доказано статистическими методами, - в факторах, полученных Кеттеллом, отсутствует априорная предвзятость, свойственная факторам, выделенным на базе других теоретических концепций.
Кеттелл искал способ определить генеральные черты личности, осуществляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использованием трех источников данных. Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка - поверхностные переменные, с которых все начинается. Кеттелл приступил к работе в области оценки поведения с анализа исследования, проведенного в 1936 г. Г. Ол-портом и X. Одбертом.
Олпорт и Одберт обнаружили в английском языке 18000 слов, которые описывают личность, из них 4500 являются названиями черт личности. Кеттелл разбил этот список слов на синонимические группы и сократил его до 160 слов, которые он считал базисными при описании личности. Чтобы придать списку законченный вид, Кеттелл дополнил его 11 терминами из толкового словаря, получив, таким образом, в совокупности 171 «описательную переменную». Затем каждая из этих переменных оценивалась экспертами-психологами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреляция описательных переменных и экспертных оценок дала 42 «грозди» тесно связанных между собой черт, которые Кеттелл определил как «поверхностные черты». Понятию «черта» Кеттелл придает чрезвычайно большое значение. Для него она является «ментальной структурой», то есть тем, что подразумевается за наблюдаемым поведением и отвечает за согласованность этого поведения.
Центральным для Кеттелла является различение «поверхностных черта» и «исходных черт». При этом исходная черта определяется только посредством факторного анализа, позволяющего исследователю оценить переменные или факторы, являющиеся основой поверхностного поведения. Кеттелл создал перечень этих поверхностных черт, включив в него 36 биполярных названий, который был расширен до 46 при добавлении специальных терминов, найденных в работах других исследователей. Оценка этих черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа L-данных и Q-данных, в результате которого были выделены основные личностные факторы. Основной фактор получил в теории Кеттелла название основной черты. Названия факторов отражают характерную для Кеттелла любовь к изобретению новых терминов. Некоторые названия факторов, по сути, описательны, другие отражают гипотетические представления автора относительно истоков и природы этих факторов.
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. - третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности.
В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.
Как пишет Кеттелл, для исследователя при более точной индивидуальной работе предлагаются формы А и В; формы С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.
Исследование в группе
позволяет, во-первых, применять данную
форму теста как экспресс-
Для данного исследования была выбрана форма А. В форме А вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых.
Адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование и тех кто только получает высшее образование, т.е. со студентами.
Интерпретация 16-ти первичных факторов абсолютно идентична для всех форм методики Кеттелла.
Теперь перейдем к интерпретации фактов методики Р.Кеттелла.
ФАКТОР «А» (общительность - замкнутость)