Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:34, курсовая работа
Актуальность исследования. На наш взгляд, проблема ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива является очень актуальной. На данном этапе этот вопрос был рассмотрен недостаточно подробно. Ценностно-мотивационная сфера у студента, который является активным участником общественной жизни в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должна отличаться от ценностно-мотивационной сферы студента, который не так активно участвует в общественной жизни. Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и эмоциональной направленности личности у активного студента дает возможность лучше понять особенности таких студентов. Изучение этой проблемы, с точки зрения психологии, должно помочь представителям воспитательного отдела высшего учебного заведения, в том, как усовершенствовать организационную и воспитательную работу со студентами. Изучение психологических особенностей активных студентов дает возможность делать правильный выбор при принятии студентов на различные должности, например, на должность председателя студенческого совета и так далее.
Введение ………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. ………….4-12
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности…………………………….4-12
Глава 2. Экспериментально-психологическое изучение ценностно-мотивационной сферы студентов студенческого актива и обычных студентов………………………………………………………………...........13-29
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..13-29
2.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы личности……………………………………………………………………....30-41
Выводы…………………………………………………………………..............42
Список литературы………………………………………………………………43
9 – 7 баллов. Энергичен. Характерно высокое рабочее напряжение. Часто утомляется, но всегда в делах. Зачастую стремления и желания остаются неудовлетворенными, и это вызывает неприятное состояние, эмоциональную неустойчивость, с преобладанием пониженного настроения.
6 - 4 баллов. Достаточно работоспособен, вынослив. Способен к выполнению напряженной деятельности и к достаточно эффективному расслаблению на отдыхе.
3 - 2 баллов. Побуждения выражены слабо, мало желаний. Часто безразличен к удачам и неудачам. Удовлетворен своим положением. Как правило, довольствуется достигнутым, не стремится к достижениям и переменам.
1 балл. Невозмутим, спокоен, свободен от внутреннего напряжения, конфликтов. Зачастую апатичен. Мотивация на деятельность невысокая. Несколько ленив.
«Выявление общей эмоциональной направленности испытуемых». Б.И. Додонов. Борис Игнатьевич Додонов (1923 — 3 мая 1985) — советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности.
Основное направление
работ Б. И. Додонова — изучение взаимосвязи
эмоций и личности. Согласно его
концепции, эмоция имеет двойственную
природу и выполняет не только
оценочную функцию, но и является
для человека особой ценностью. Природной
основой этой ценности выступает
присущая человеку органическая потребность
в эмоциональном насыщении. На основе
этой потребности в ходе социализации
формируется
2.2. Результаты
исследования ценностно-
Результаты, по методике Рэймонда Кеттела, показали то, что у студентов, которые являются активными участниками студенческой жизни на первое место вышел такой показатель как : Фактор F: «сдержанность - экспрессивность» занял лидирующую позицию. Этот фактор говорит о том, что такому студенту присущи: жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах.
На втором месте фактор Н: «робость - смелость». Этот фактор говорит о смелости, предприимчивости, активности; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
На третьем месте фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность». Этот фактор говорит о том, что такому студенту присущи эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
На четвертом месте фактор Е: «доминантность – конформность». Стремится к доминированию, к первым ролям. При достижении цели проявляет настойчивость вплоть до упрямства, может проявить грубость. Как правило, мыслит независимо, не всегда признает авторитеты.
На пятом месте фактор А: «общительность – замкнутость». Эмоциональные переживания яркие, поведение естественное, непринужденное. Проявляется готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта, мягкосердечие. Предпочитает работать в коллективе, общителен.
На шестом месте фактор I: «мягкосердечность - жестокость, суровость». Как правило, реалистично относится к жизни, хотя бывает мечтательным, романтичным.
На седьмом месте фактор Q4 : «фрустрированность – расслабленность». Достаточно работоспособен, вынослив. Способен к выполнению напряженной деятельности и к достаточно эффективному расслаблению на отдыхе.
На восьмом месте фактор М: В меру практичен, но обладает и достаточным воображением.
На девятом месте фактор О: Жизненная энергия адекватна внешним обстоятельствам.
На десятом месте фактор Q3: «Импульсивен. Деятельность зачастую неупорядочена, хаотична. Нередко не доводит начатое дело до конца. Не всегда дисциплинирован».
На одиннадцатом месте фактор L: «Простодушный. Легко ладит с людьми. Доверчив. Личность, свободная от амбиций, не стремящаяся на первые роли. Не стремится к конкуренции».
На двенадцатом месте фактор G: «Нормативность поведения, сила «сверх Я» – слабость»сверх Я». Могут быть столкновения с законом из-за невысоких моральных качеств. Недостаток твердых внутренних норм. Подвержен влиянию случая.
На тринадцатом месте фактор Q1: « Консервативен, почти не приемлет нового, перемен. Стремится следовать устоявшимся идеям».
На четырнадцатом месте фактор N: в общении прост, открыт, простодушен. Зачастую груб, прямолинеен, бестактен. Иногда наивен, без претензий. Неопытен в анализе мотивов поведения окружающих.
На пятнадцатом месте фактор В: конкретно думающий. Уровень интеллектуального развития и способности к обучению недостаточно высокие. Затруднения при решении абстрактных задач.
На последнем месте у студентов студенческого актива оказался фактор Q2: несамостоятелен. Занимает ведомые позиции в группе. Нуждается в поддержке, одобрении.
Результаты представлены на рисунках № 1 и № 2.
Рисунок №1. Результаты исследования студентов студенческого актива по методике Реймонда Кеттелла.
Рисунок №2. Результаты исследования студентов студенческого актива по методике Реймонда Кеттелла.
У студентов, которые не являются
активными участниками
На втором месте фактор Q1 : «консерватизм - радикализм» говорит о консервативности, устойчивости по отношению к традициям, сомнение в отношении к новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность.
Одинаковое количество баллов набрали факторы C, G, I и фактор О.
Фактор «С» (эмоциональная стабильность - эмоциональная неустойчивость) Отлично владеет собой, способен управлять эмоциями. Самоуверен. Хорошо приспосабливается к действительности. Стрессоустойчив. Поведение стабильно, не зависит от случайностей.
Фактор «G» (нормативность поведения, сила «сверх Я» – слабость»сверх Я») Руководствуется чувством долга. Добросовестен, обязателен. Твердо следует своим убеждениям. Точен. Аккуратен. Стремится всегда строго соблюдать моральные нормы и представлять себя в лучшем свете.
ФАКТОР «I» (мягкосердечность - жестокость, суровость)
Характерен утонченный вкус, изысканность в манерах, тонкость восприятия. Романтичен. «Грубая» работа не по душе. Склонен к художественной деятельности.
ФАКТОР «O» (склонность к чувству вины – уверенность в себе. Сниженный жизненный тонус. Тревожный, беспокойный, неуверенный в себе. Настроение чаще подавленное.
Так же одинаковое количество баллов набрали факторы : H, M, N, Q2, Q3.
ФАКТОР «H» (смелость - робость). Робок, неуверен в своих силах. Теряется в экстремальных ситуациях, чувствителен к угрозе.
ФАКТОР «M» (мечтательность - практичность). Уравновешенный, здравомыслящий человек, хорошо разбирается в житейски важных вещах. Практичен. Способен трезво оценивать обстоятельства и людей. Однако, особенно в неожиданных ситуациях, не всегда хватает воображения и находчивости.
ФАКТОР «N» (проницательность - наивность). В общении открыт, естественен, иногда груб, бестактен, прямолинеен, возможно наивен. Открытый человек. Не всегда понимает мотивы поведения окружающих. Склонен многое принимать на веру.
ФАКТОР «Q2» (самостоятельность - социабельность). В поведении ориентируется на мнение группы. Нуждается в поддержке, совете, одобрении. Предпочитает совместную работу.
ФАКТОР «Q3» (контроль желаний - импульсивность). Импульсивен. Деятельность зачастую неупорядочена, хаотична. Нередко не доводит начатое дело до конца. Не всегда дисциплинирован.
Одинаковое количество баллов набрали факторы : E, F, L,Q4.
ФАКТОР «Е» (доминантность - конформность). Послушен. В действиях зависим от окружения. Не всегда может отстоять свою точку зрения. Иногда сомневается в своих способностях, хотя может успешно обучаться в школе, институте.
ФАКТОР «F» (беспечность - озабоченность). Характерна сдержанность, озабоченность. В общении и делах серьезен и осторожен. Обеспокоен будущим, иногда пессимистичен. Малоразговорчив.
ФАКТОР «L» (подозрительность - доверчивость). Доверчив, покладист. В коллективе хорошо уживается, проявляет искреннюю заботу о своих товарищах, не завистлив. Не стремится к конкуренции.
ФАКТОР «Q4» (фрустрированность - расслабленность). Побуждения выражены слабо, мало желаний. Часто безразличен к удачам и неудачам. Удовлетворен своим положением. Как правило, довольствуется достигнутым, не стремится к достижениям и переменам.
На последнем месте, у студентов, не являющихся активными членами студенческого актива, оказался фактор В: интеллект. Этот фактор говорит о конкретности и некоторой ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.
Результаты представлены на рисунках № 3 и №4.
Рисунок №3. Результаты исследования обычных студентов по методике Реймонда Кеттелла.
Рисунок №4. Результаты исследования обычных студентов по методике Реймонда Кеттелла.
Результаты по методике Б.И. Додонова: результаты по методике «Выявление общей эмоциональной направленности испытуемых» Б.И. Додонова показали, что у студентов, являющихся активными участниками общественной жизни института, на первое место вышел показатель, который отвечает за коммуникативные эмоции. Коммуникативные эмоции, возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.
На втором месте оказались гедонестические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.
На третьем месте альтруистические эмоции. Такие эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
На четвертом месте праксические эмоции. Такие эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
На пятом месте глорические эмоции. Такие эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
На шестом месте эстетические эмоции. Такие эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
На седьмом месте романтические эмоции. Такие эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.