Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:34, курсовая работа
Актуальность исследования. На наш взгляд, проблема ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива является очень актуальной. На данном этапе этот вопрос был рассмотрен недостаточно подробно. Ценностно-мотивационная сфера у студента, который является активным участником общественной жизни в высшем учебном заведении, на наш взгляд, должна отличаться от ценностно-мотивационной сферы студента, который не так активно участвует в общественной жизни. Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы и эмоциональной направленности личности у активного студента дает возможность лучше понять особенности таких студентов. Изучение этой проблемы, с точки зрения психологии, должно помочь представителям воспитательного отдела высшего учебного заведения, в том, как усовершенствовать организационную и воспитательную работу со студентами. Изучение психологических особенностей активных студентов дает возможность делать правильный выбор при принятии студентов на различные должности, например, на должность председателя студенческого совета и так далее.
Введение ………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. ………….4-12
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности…………………………….4-12
Глава 2. Экспериментально-психологическое изучение ценностно-мотивационной сферы студентов студенческого актива и обычных студентов………………………………………………………………...........13-29
2.1. Организация и методы исследования ……………………………..13-29
2.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы личности……………………………………………………………………....30-41
Выводы…………………………………………………………………..............42
Список литературы………………………………………………………………43
На восьмом месте гностичексие эмоции. Такие эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
На девятом месте пугнические эмоции. Такие эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
На последнем месте оказались акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д.
Результаты представлены на рисунках №5 и №6
Рисунок№5. Результаты исследования студенческого актива по методике Б.И. Додонова.
Рисунок №6. Результаты исследования студенческого актива по методике Б.И. Додонова.
У студентов, которые не входят в студенческий актив на первом месте оказались романтические эмоции. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычному, необыкновенному, таинственному.
На втором месте праксические эмоции. Такие эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
На третьем месте глорические эмоции. Такие эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
На четвертом месте коммуникативные эмоции. Коммуникативные эмоции, возникают на основе потребности в общении.
На пятом месте гностичексие эмоции. Такие эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
На шестом месте акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д.
На седьмом месте гедонестические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.
На восьмом месте эстетические эмоции. Такие эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
На девятом месте пугнические эмоции. Такие эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
На последнем
месте у таких студентов
Результаты представлены на рисунках №7 и №8
Рисунок №7. Результаты исследования обычных студентов по методике Б.И. Додонова.
Рисунок №8. Результаты исследования обычных студентов по методике Б.И.Додонова.
Выводы
Таким образом, изучив литературу по проблеме ценностно-мотивационной сферы личности можно сделать вывод о том, что изучением данной проблемы занималось множество знаменитых ученых психологов, таких как: А. Шопенгауэр, А.Н.Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич, Рогов М. Г. и т.д., которые старались раскрыть понятие ценности, мотива, мотивации, а так же понятие ценностно-мотивационной сферы личности в целом.
Проблема ценностно-
Нами были подобраны методики для изучения ценностно-мотивационной сферы личности студентов студенческого актива и студентов, не входящих в студенческий актив. (1.Шестнадцати-факторный личностный опросник Рэймонда Кеттела. 2. «Выявление общей эмоциональной направленности испытуемых». Б.И. Додонова.)
После изучения данной проблемы мы пришли к выводу: ценностно-мотивационная сфера студента студенческого актива отличается от ценностно-мотивациооной сферы студента, менее активно участвующего в общественной жизни. Студенты, которые являются активными участниками общественной жизни института, оказались более активными, интересующимися, творческими и общительными чем студенты, которые не так активно себя проявляют.
У студентов, живущих активной студенческой жизнью, существуют особенности, которые, прежде всего, связаны с коммуникативной чертой личности. Гипотезы доказаны.
Список литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
2. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976.
3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1977.
4. Леонтьев Д.А. «Современная психология мотивации» – М.: Смысл, 2002.
5. Маклаков А.Г. «Общая психология». – СПб, «Питер», 2001.
6. Рогов М. Г. « Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : Казань, 1999 .
7. Раустова Э.Н. «Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ». М., 1995.
8. Шалионов Г.М. «Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте». С-Пб., 1997.