Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:36, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.15 Кб (Скачать файл)

Диагностика и коррекция  агрессивности у детей дошкольного  возраста

 

   

 

                                                                   ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Работа посвящена изучению проблемы диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного  возраста

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте

В последние годы научный интерес  к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон, 1997).

Все многообразие западных концепций  можно условно разделить на две  группы. Первая включает теории, в которых  агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3 Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др ). Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения Щоллард, Басе Берковиц и др )

Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую  научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др ).

Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует лучшему пониманию трудностей в поведении, в частности - агрессивных проявлений у ребенка (Л.С. Выготский, Собр. Соч. том 5, 1983).

В связи с вышесказанным, диагностика  и коррекция агрессивности в  поведении у дошкольников проводилась  с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями  ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности.

Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для  него способом, который закладывается  в детстве (Данилова Е.Е. М., 1987). Возникновение  конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто  приводит к тому, что ребенок, неадекватно  реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену  социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

Проблема заключается в необходимости развития адекватных задаче методов диагностики, коррекции и профилактики детской агрессивности, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемной также является и задача разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а также - преодолеть и предупредить асоциальные тенденции в поведении детей.

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагностики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении дошкольников.

Гипотезы исследования

1. Причины проявления агрессивности  в поведении у детей дошкольного возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях.

2. Эффективность диагностики агрессивности  у дошкольников может быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детского возраста деятельности, в частности, соревновательной игры.

3. Оптимизация социальной ситуации  развития, в частности, формирование положительных установок в общении со сверстниками должна способствовать снижению агрессивных проявлений в поведении дошкольников.

Задачи исследования

1. Провести теоретический анализ  проблемы агрессивности в поведении детей.

2. Разработать схему комплексного  изучения агрессивности у детей  дошкольного возраста.

3. Выявить и проанализировать  основные формы проявления агрессивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу коррекции  и профилактики агрессивности  у детей дошкольного возраста.

5. Исследовать эффективность коррекционно-профилактической  работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отчественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C. Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание  агрессии как индивидуального или  коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения (Словарь: Психология, под ред. А.В. Петровского, М..Г. Ярошевского, 1990). Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению (там же).

Методы исследования:

- теоретический анализ философской,  психолого-педагогической, научно-методической  литературы по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей  диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

- содержательная интерпретация  и количественный анализ результатов.

База исследования. Исследование проводилось на базе Таганрогского государственного радиотехнического университета; в четырех детских садах г. Таганрога (№ 18 "Кораблик", № 29 "Маячок", № 94 "Ручеек", "Березка"), двух детских садах г. Москвы (№ 1588, № 1219). В исследовании приняло участие в г. Таганроге ПО детей, 7 воспитателей и 61 родитель, в г. Москве 68 детей и 4 воспитателя.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключается в следующем.

1. Обоснована множественность причин  проявления агрессивности у детей  дошкольного возраста и показаны  различия в степени их значимости.

2. Рассмотрены и проанализированы  наиболее часто встречающиеся  в настоящее время формы проявления  агрессивности в поведении детей  дошкольного возраста.

3. Обоснована необходимость использования  значимой для детей деятельности, в частности соревновательной  игры, с целью повышения эффективности  диагностики, коррекции, профилактики  агрессивности у детей дошкольного  возраста.

4. Разработана программа коррекции  и профилактики агрессивного  поведения детей дошкольного  возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений системы народного образования, для чего разработаны и апробированы:

- программа диагностики агрессивности  у детей дошкольного возраста, которая может быть рекомендована для применения в детских дошкольных учреждениях;

- программа коррекции и профилактики  агрессивности у дошкольников, направленная на оптимизацию межличностных отношений в группе детского сада и предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям, а также для использования в профилактических целях;

Научно-теоретичские и эмпирические материалы исследования, созданный диагностический и коррекционный инструментарий позволяют психологам и педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях, приобрести знания о причинах возникновения трудностей в поведении детей, основных формах агрессивных проявлений в поведении дошкольников и др.

Положения выносимые на защиту

1. Агрессивное поведение в дошкольном  возрасте имеет в основном  открытый характер и возникает  как реакция психологической  защиты в трудных ситуациях,  связанных с жизнедеятельностью  ребенка в семье и других  социальных группах.

2. Диагностика проявления агрессивности  в поведении детей дошкольного возраста наиболее эффективна при комплексном использовании различных методов, применяемых в процессе значимой для детей дошкольного возраста деятельности.

3. Коррекция и профилактика агрессивности  у детей дошкольного возраста  должна быть направлена на  преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.

Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались:

- на заседаниях кафедры возрастной  психологии факультета психологии Московского государственного университета (г. Москва, 1996);

- на всероссийском научном симпозиуме "Психология и педагогика в  системе высшего профессионального  образования" (г. Таганрог, 1997);

- на научной конференции "Развитие  личности в образовательной среде" (г. Волгоград, 1997);

- на XVII Южно-Российских психолого-педагогических  чтениях по теме "Развитие личности  в образовательных системах Южно-Российского  региона" (г. Пятигорск, 1998);

-   на научных конференциях ТРТУ (г. Таганрог, 1997, 1998);

- на заседаниях методического  объединения психологов детских  дошкольных учреждений при ГорОО г. Таганрога (г. Таганрог, 1996, 1997, 1998);

- на педагогических советах  детского сада № 29 г. Таганрога  (г. Таганрог, 1996, 1997, 1998).

Публикации. По теме работы опубликовано 7 научных работ, в том числе две в центральной печати

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 190 наименований, в том числе 26 на иностранных языках. Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано 15 таблицами и 12 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, показывается состояние рассматриваемой проблемы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируются гипотезы исследования, показываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава "Теоретический анализ проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста" посвящена исследованию проблемы агрессивности в детском возрасте. Здесь рассмотрены следующие вопросы: психологические особенности детей дошкольного возраста, основные подходы к изучению проблемы детской агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии, анализ эмоциональной сферы дошкольника и детерминант проявления агрессивности.

В первом параграфе первой главы "Психологические новообразования в дошкольном действе" раскрываются современные подходы к возрастной периодизации и периодизации развития личности в отечественной психологии (Л.Ф.Обухова, В.С.Мухина, В.И.Слободчиков, Д.Б. Эльконин, А.В.Петровский).

За единицу анализа дошкольного  детства принимается категория  психологического возраста, широко признаваемая в отечественной психологии. Применительно к дошкольному детству в работе рассматриваются следующие категории психологического возраста: социальная ситуация развития, система деятельностей, основные новообразования развития.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста