Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:36, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.15 Кб (Скачать файл)

На третьем (основном) этапе экспериментальной части диссертационного исследования была составлена схема диагностики агрессивности у дошкольников и проанализированы особенности проявления агрессивности у детей этого возраста.

В исследовании были использованы, а  также специально разработаны следующие экспериментальные и диагностические методики:

1) беседа с воспитателями;

2) опросник для воспитателей;

3) методика С. Розенцвейга (две  серии);

4) наблюдение за поведением ребенка  в ходе игры:

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).

В основной части исследования приняли  участие 110 детей старшей и подготовительных групп четырех детских садов  г. Таганрога в возрасте от 5;0 до 7;0 лет, 7 воспитателей и 61 родитель.

По результатам беседы с воспитателями  была выделена группа детей (25 человек) с агрессивными проявлениями в поведении.

В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.

Таким образом, с помощью беседы с воспитателями предварительно была выделена подгруппа агрессивных  детей и выяснено, что агрессивный  ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в  следствие чего агрессивный ребенок  часто бывает отвергнут другими детьми.

По результатам беседы с воспитателями  были намечены ориентиры для создания коррекционной программы. Оптимизация  эмоциональных отношений агрессивного ребенка со сверстниками должна стать  одной из линий коррекционной  работы.

В ходе исследования были выделены формы  проявления агрессивности в поведении детей с помощью специально разработанного опросника для воспитателей. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Степень выраженности разных видов агрессии по результатам опросника для воспитателей (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)

категория ответа

Количество детей

всего

девочки

%

мальчики

%

чел.

%

физическая агрессия

7

17,0

12

17,4

19

17,4

вербальная агрессия

10

24,3

10

14,5

20

18,2

косвенная агрессия

9

22

13

18,8

22

20

раздражительность

4

9,8

12

17,4

16

14,6

негативизм

10

24,3

13

18,8

23

20,9


Преобладание открытого выражения  агрессии в поведении дошкольников показало и наблюдение за ребенком в ходе соревновательной игры.                                                                  

 Таблица 2.           

Результаты наблюдения за детьми в ходе игры (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)

категория ответа

количество детей

девочки

%

мальчики

%

физическая агрессия

18

44,0

46

66,6

вербальная агрессия

10

24,4

29

42,0

косвенная агрессия

18

44,0

29

42,0

негативизм

9

22,0

10

14,5


С помощью специально созданной  схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение каждого ребенка в ситуации проигрыша, моделирующей ситуацию фрустрации.

Было отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу  большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных  реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются  за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам).

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается  в основном в связи с разрешением  конфликтов, поскольку эта форма  поведения считается проявлением  у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Применение методики С. Розенцвейга  показало, что наибольшее количество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрессия - 45,5%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходимо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помощью других (17,3%) или выражается надежда, что "время все исправит" (13,6%). В работе делается вывод, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фрустрации. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

Методика Л. Бендер послужила полезным дополнением к другим примененным  методикам диагностики агрессивности  у дошкольников, поскольку она позволяет выявлять такие характеристики ребенка, как возбудимость, импульсивность, легкость огорчения, низкая толерантность к фрустрации и отделять эти понятия от истинно агрессивных тенденций.

Результаты работы, проведенные  с родителями, свидетельствуют о  том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под  влиянием целого ряда неблагоприятных  факторов развития.

По данным, полученным от 13 родителей  агрессивных детей в пяти случаях  стиль родительского воспитания характеризовался полным отсутствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышенная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребенком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми случаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания. По результатам бесед с родителями в индивидуальных случаях можно сделать вывод, что на неблагоприятное развитие личности ребенка, в частности -на агрессивное поведение влияет нарушение функционирования самой семьи (смерть отца, развод), а также - неустойчивый тип воспитания, эмоциональное отчуждение членов семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, вследствие чего имеет место формальное отношение к ребенку: его переживаниям, проблемам и т.д. В результате чего ребенок, чувствуя себя отвергнутым, часто стремится обратить на себя внимание взрослых негативными поступками. Таким образом, агрессивное поведение носит защитный характер и в общении со взрослыми. Этот стиль общения со взрослым агрессивный ребенок переносит и на общение со сверстниками, о чем свидетельствуют показания воспитателей в группе детского сада.

Таким образом, блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (А.А. Рояк, 1975; и др.).

Оптимизация общения ребенка с  близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности ставится целью оказания психологической помощи агрессивным детям.

Во втором параграфе второй главы "Опыт создания и проведения коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми" изложены принципы, цели и задачи проведенной работы, содержание программы и поэтапный план ее реализации, предложены рекомендации по подбору детей в группу и проведению занятий.

В отечественной психологической  науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А. Репина, А.А. Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.

В данном исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для  преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Таким образом, коррекционная часть  программы сочетает в себе как  симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы. В исследовании представлен анализ индивидуальных случаев, иллюстрирующих синтез этих форм.

Профилактическое направление  программы реализуется в организации занятий со всеми детьми группы детского сада. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина).

Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:

1) оптимизацию социальной ситуации  развития ребенка;

2) развитие видов деятельности  ребенка;

3) формирование возрастно-психологических  новообразований. Наша работа  была направлена прежде всего на оптимизацию социальной ситуации развития ребенка, а именно:

1) оптимизацию общения ребенка  с близким взрослым и значимыми сверстниками;

2) формирование положительного  отношения ребенка к роли ученика.

Старший дошкольник готовится сменить  свою социальную позицию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности, - агрессивного ребенка. Вот почему в целях профилактики мы внесли в программу цикл занятий со школьным контекстом.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также – внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили следующий комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д.

В исследовании дано содержательное описание работы, проведенной с педагогами и родителями агрессивных детей, центральной задачей которой являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

Следуя решению поставленных в  программе коррекции и профилактики агрессивного поведения задач, эффективность предложенной нами программы проверялась следующим образом.

Для изучения успешности решения задач коррекции были выделены контрольная (15 человек) и экспериментальная (13 человек) группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Дети из экспериментальной группы прошли весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программы. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных занятий по причине отсутствия их в детском саду на момент начала работы.

Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной  группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой  степени (т.е. в пределах нормы). Это  было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа  выполняет задачи профилактики агрессивного поведения. Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.

Критерием эффективности проведенной  работы в решении задач коррекции  агрессивного поведения мы считаем  снижение агрессивности у детей  хотя бы до уровня агрессивности у  детей из промежуточной группы.

После прохождения курса коррекционно-профилактических занятий дети были обследованы по методике рисуночной фрустрации С. Розенцвейга  и с помощью наблюдения за их поведением в экспериментальной ситуации соревновательной игры.

Спустя промежуток времени (до 6 месяцев) для оценки устойчивости эффекта программы было проведено повторное наблюдение за поведением детей в ходе экспериментальной игровой ситуации. Мы предположили, что в ситуации реальной фрустрации (проигрыша) агрессивные тенденции обязательно проявятся, если они есть в поведенческом опыте ребенка.

В целом результаты после коррекционного воздействия в экспериментальной группе показали снижение показателей агрессивности по методике С. Розенцвейга у 11 человек (73,3 %).

Устойчивость эффекта коррекционного воздействия подтверждают показатели наблюдения: через 4-6 месяцев сниженное  количество агрессивных проявления в игре (от 0 до 4-х по группе) не повышается, а у некоторых детей даже понижается дальше (от 0 до 3-х по группе).

При повторном тестировании по методике С. Розенцвейга в контрольной группе существенных изменений в показателях агрессивности обнаружено не было.

Анализируя полученные результаты из наблюдения за детьми в ходе соревновательной игры, надо отметить, что количество агрессивных проявлений в целом по группе осталось на первоначальном уровне (3 - 6), причем через несколько месяцев у шести детей из девяти наблюдается тенденция к увеличению агрессивных реакций.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста