Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:36, реферат
Актуальность настоящего исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации.
На третьем (основном) этапе экспериментальной части диссертационного исследования была составлена схема диагностики агрессивности у дошкольников и проанализированы особенности проявления агрессивности у детей этого возраста.
В исследовании были использованы, а также специально разработаны следующие экспериментальные и диагностические методики:
1) беседа с воспитателями;
2) опросник для воспитателей;
3) методика С. Розенцвейга (две серии);
4) наблюдение за поведением
5) методика Л. Бендер;
6) анкета для родителей;
7) опросник для родителей;
8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).
В основной части исследования приняли
участие 110 детей старшей и
По результатам беседы с воспитателями была выделена группа детей (25 человек) с агрессивными проявлениями в поведении.
В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью.
Таким образом, с помощью беседы с воспитателями предварительно была выделена подгруппа агрессивных детей и выяснено, что агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в следствие чего агрессивный ребенок часто бывает отвергнут другими детьми.
По результатам беседы с воспитателями
были намечены ориентиры для создания
коррекционной программы. Оптимизация
эмоциональных отношений
В ходе исследования были выделены формы проявления агрессивности в поведении детей с помощью специально разработанного опросника для воспитателей. Результаты показали, что открытое выражение агрессии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Таблица 1.
Степень выраженности разных видов агрессии по результатам опросника для воспитателей (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)
категория ответа |
Количество детей |
всего | ||||
девочки |
% |
мальчики |
% |
чел. |
% | |
физическая агрессия |
7 |
17,0 |
12 |
17,4 |
19 |
17,4 |
вербальная агрессия |
10 |
24,3 |
10 |
14,5 |
20 |
18,2 |
косвенная агрессия |
9 |
22 |
13 |
18,8 |
22 |
20 |
раздражительность |
4 |
9,8 |
12 |
17,4 |
16 |
14,6 |
негативизм |
10 |
24,3 |
13 |
18,8 |
23 |
20,9 |
Преобладание открытого
Таблица 2.
Результаты наблюдения за детьми в ходе игры (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)
категория ответа |
количество детей | |||
девочки |
% |
мальчики |
% | |
физическая агрессия |
18 |
44,0 |
46 |
66,6 |
вербальная агрессия |
10 |
24,4 |
29 |
42,0 |
косвенная агрессия |
18 |
44,0 |
29 |
42,0 |
негативизм |
9 |
22,0 |
10 |
14,5 |
С помощью специально созданной схемы наблюдения за поведением ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведение каждого ребенка в ситуации проигрыша, моделирующей ситуацию фрустрации.
Было отмечено, что в ходе игры
по мере приближения ее к концу
большинство детей слабо
Как известно, в отечественной психологии
детская агрессивность
Применение методики С. Розенцвейга показало, что наибольшее количество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрессия - 45,5%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходимо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помощью других (17,3%) или выражается надежда, что "время все исправит" (13,6%). В работе делается вывод, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фрустрации. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.
Методика Л. Бендер послужила полезным
дополнением к другим примененным
методикам диагностики
Результаты работы, проведенные с родителями, свидетельствуют о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.
По данным, полученным от 13 родителей агрессивных детей в пяти случаях стиль родительского воспитания характеризовался полным отсутствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышенная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребенком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми случаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания. По результатам бесед с родителями в индивидуальных случаях можно сделать вывод, что на неблагоприятное развитие личности ребенка, в частности -на агрессивное поведение влияет нарушение функционирования самой семьи (смерть отца, развод), а также - неустойчивый тип воспитания, эмоциональное отчуждение членов семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, вследствие чего имеет место формальное отношение к ребенку: его переживаниям, проблемам и т.д. В результате чего ребенок, чувствуя себя отвергнутым, часто стремится обратить на себя внимание взрослых негативными поступками. Таким образом, агрессивное поведение носит защитный характер и в общении со взрослыми. Этот стиль общения со взрослым агрессивный ребенок переносит и на общение со сверстниками, о чем свидетельствуют показания воспитателей в группе детского сада.
Таким образом, блокирование потребностей в общении является одним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (А.А. Рояк, 1975; и др.).
Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверстниками в значимой для него деятельности ставится целью оказания психологической помощи агрессивным детям.
Во втором параграфе второй главы "Опыт создания и проведения коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми" изложены принципы, цели и задачи проведенной работы, содержание программы и поэтапный план ее реализации, предложены рекомендации по подбору детей в группу и проведению занятий.
В отечественной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А. Репина, А.А. Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.
В данном исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.
Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы. В исследовании представлен анализ индивидуальных случаев, иллюстрирующих синтез этих форм.
Профилактическое направление
программы реализуется в
Согласно отечественным
1) оптимизацию социальной
2) развитие видов деятельности ребенка;
3) формирование возрастно-
1) оптимизацию общения ребенка с близким взрослым и значимыми сверстниками;
2) формирование положительного
отношения ребенка к роли
Старший дошкольник готовится сменить свою социальную позицию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности, - агрессивного ребенка. Вот почему в целях профилактики мы внесли в программу цикл занятий со школьным контекстом.
Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также – внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили следующий комплекс методов коррекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воздействия, метод статусной психотерапии и т.д.
В исследовании дано содержательное описание работы, проведенной с педагогами и родителями агрессивных детей, центральной задачей которой являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.
Следуя решению поставленных в
программе коррекции и
Для изучения успешности решения задач коррекции были выделены контрольная (15 человек) и экспериментальная (13 человек) группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Дети из экспериментальной группы прошли весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программы. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных занятий по причине отсутствия их в детском саду на момент начала работы.
Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах нормы). Это было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа выполняет задачи профилактики агрессивного поведения. Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.
Критерием эффективности проведенной работы в решении задач коррекции агрессивного поведения мы считаем снижение агрессивности у детей хотя бы до уровня агрессивности у детей из промежуточной группы.
После прохождения курса
Спустя промежуток времени (до 6 месяцев) для оценки устойчивости эффекта программы было проведено повторное наблюдение за поведением детей в ходе экспериментальной игровой ситуации. Мы предположили, что в ситуации реальной фрустрации (проигрыша) агрессивные тенденции обязательно проявятся, если они есть в поведенческом опыте ребенка.
В целом результаты после коррекционного
воздействия в
Устойчивость эффекта
При повторном тестировании по методике С. Розенцвейга в контрольной группе существенных изменений в показателях агрессивности обнаружено не было.
Анализируя полученные результаты из наблюдения за детьми в ходе соревновательной игры, надо отметить, что количество агрессивных проявлений в целом по группе осталось на первоначальном уровне (3 - 6), причем через несколько месяцев у шести детей из девяти наблюдается тенденция к увеличению агрессивных реакций.
Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста