Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования мотивации и выполняют две функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.А.ШОЛОХОВА»

 

ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ

 

 

Реферат по дисциплине:

«Коррекционно-педагогическая помощь детям с эмоциональными нарушениями» на тему:

 

«Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций

у детей младшего школьного возраста»

 

 

 

Выполнила:     

студентка 4 курса заочного отделения   специальности 050715.65 «Логопедия»  

Ловыгина Оксана Юрьевна   

 

Научный руководитель:    

старший преподаватель    

Абакумова Любовь Михайловна  

 

 

 

2012г.

Физиологические основы эмоций

 

Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования  мотивации и выполняют две  функции – регуляции поведения  и смыслообразования, раскрывая  значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.

В результате исследований эмоционального развития большинство  ученых сделало вывод о том, что  существует несколько уровней в  развитии эмоциональной сферы человека. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Но в ходе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоций: социальных, интеллектуальных, эстетических.

Экспериментальные данные свидетельствуют  также о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения. При этом большинство психологов предполагает двойную обусловленность  эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой – особенностями  воздействия (ситуацией).

 

Виды эмоциональных  процессов

В современной психологии выделяют три основных эмоциональных процесса – аффекты, эмоции и чувства.

Аффекты – сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сложившейся ситуации.

Эмоциональный опыт, формирующийся  в результате аффектов и развития эмоциональной памяти (т.е запоминание  эмоционально значимых событий), помогает становлению нового эмоционального процесса – эмоций, которые возникают еще до начала ситуации, позволяя прогнозировать ход событий и их связь с возможностью удовлетворения той или иной потребности субъекта.

В то время как аффекты и эмоции связаны с ситуацией в целом, возникая как ответ или прогноз ее возникновения, чувства относятся к отдельным предметам.

Особое значение для становления  психики, развития личностных смыслов, социализации и норм поведения имеют  социальные переживания, отражающие отношение  человека к наиболее значимым объектам (нормам, идеалам, предметам культуры) того общества, в котором он живет.

 

Общая характеристика расстройств поведения и эмоций у детей

Расстройства поведения  характеризуются:

    • стойким, повторяющимся поведением, при котором нарушаются основные права других людей, соответствующие возрасту социальные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими людьми);
    • стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведением (не менее 6 месяцев);

Расстройства поведения  и эмоций проявляются у детей  как ситуативно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Если эти реакции наблюдаются  у ребенка часто, то существует опасность их закрепления как устойчивых черт характера.

 

Классификация расстройств  поведения по МКБ-10.

    • гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность)
    • расстройства поведения (диссоциальное; агрессивное; оппозиционно-вызывающее);
    • смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессии и тревоги);
    • эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фобическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в семье);
    • расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные расстройства) и другие.

Средства диагностики  расстройств

Диагностика проводится с помощью наблюдений за поведением ребенка, вопросников и игровых задач:

    • это специально разработанные опросники взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка.
    • это специально организованные и спонтанные игровые ситуации. На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрослый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребенка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.

Информация о работе Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций у детей младшего школьного возраста