Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:56, реферат
Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования мотивации и выполняют две функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»
ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ
Реферат по дисциплине:
«Коррекционно-педагогическая помощь детям с эмоциональными нарушениями» на тему:
«Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций
у детей младшего школьного возраста»
Выполнила:
студентка 4 курса заочного отделения специальности 050715.65 «Логопедия»
Ловыгина Оксана Юрьевна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Абакумова Любовь Михайловна
2012г.
Физиологические основы эмоций
Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования мотивации и выполняют две функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.
В результате исследований эмоционального развития большинство ученых сделало вывод о том, что существует несколько уровней в развитии эмоциональной сферы человека. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Но в ходе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоций: социальных, интеллектуальных, эстетических.
Экспериментальные данные свидетельствуют также о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения. При этом большинство психологов предполагает двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой – особенностями воздействия (ситуацией).
Виды эмоциональных процессов
В современной психологии выделяют три основных эмоциональных процесса – аффекты, эмоции и чувства.
Аффекты – сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сложившейся ситуации.
Эмоциональный опыт, формирующийся в результате аффектов и развития эмоциональной памяти (т.е запоминание эмоционально значимых событий), помогает становлению нового эмоционального процесса – эмоций, которые возникают еще до начала ситуации, позволяя прогнозировать ход событий и их связь с возможностью удовлетворения той или иной потребности субъекта.
В то время как аффекты и эмоции связаны с ситуацией в целом, возникая как ответ или прогноз ее возникновения, чувства относятся к отдельным предметам.
Особое значение для становления психики, развития личностных смыслов, социализации и норм поведения имеют социальные переживания, отражающие отношение человека к наиболее значимым объектам (нормам, идеалам, предметам культуры) того общества, в котором он живет.
Общая характеристика расстройств поведения и эмоций у детей
Расстройства поведения характеризуются:
Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуативно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Если эти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опасность их закрепления как устойчивых черт характера.
Классификация расстройств поведения по МКБ-10.
Средства диагностики расстройств
Диагностика проводится с помощью наблюдений за поведением ребенка, вопросников и игровых задач: