Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:56, реферат
Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования мотивации и выполняют две функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.
3. Использовать в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу игрового предмета, а также использование воображаемых предметов в игре.
Стратегия на отреагирование состояния
Игра «Куклу возьми и с ней о чем-нибудь поговори»
Условное название игры. Поговорим с куклой Катей; С куклой-Катей говорю и на тебя искоса смотрю!
Поведение ребенка. Дети не слушаются взрослого, проявляют негативизм; ребенок находится в подавленном настроении; ребенку грустно, но плакать еще не хочется.
Содержание игры. Взрослый разговаривает с куклой Катей в поле внимания ребенка об особенностях его поведения (вар. 1). Правила-ограничения. ■ Нельзя говорить с куклой или другим предметом-заместителем грубо или слишком обидно для слушателя. Цели игры. ■ Отреагирование взрослым через слово нежелательного эмоционального состояния в поле внимания ребенка. ■ Стимуляция у ребенка гуманных чувств к сверстникам; ■ Косвенное отрицательное подкрепление отклоняющегося оппозиционно-вызывающего поведения ребенка, негативизма.
Короткая запись игры и ее вариантов. Куклу в руки возьму и в поле внимания ребенка с куклой поговорю; Я предмет или куклу в руки возьму и о другом (человеке) поговорю!; Что не могу сказать человеку, скажу предмету!
Варианты игры. ■ Перечень вопросов взрослого к кукле в поле внимания ребенка: Кукла на тебя ласково глядит, что сделал хорошее, расскажи? За что тебе кукла (кубик) пальцем грозит, что сделал не так, расскажи? Катя (кубик, мячик), посмотри, меня Коля не слушается!; Катя! Ты меня слышишь? Ответь мне!; ■ Вместо Куклы можно говорить с другим воображаемым предметом. Например, с кубиком: «Эй, хочешь посидеть на плече», - говорите Вы кубику; с пальцем: «Пальчик, на меня Таня плохо посмотрела, мне обидно! Что делать?» (вар. 2); ■ Можно поговорить с ребенком от имени пальцев (вар. 2); ■ Перечень игровых предметов-заместителей куклы. Кубик, палец; кулак («Ты все время дерешься, а пожалеть никого не хочешь?»); Мишка плюшевый по кличке «Плюша» («Ты, Плюша, верный мой друг, я это знаю!»); Крокодил Гена («Гена, ребята не хотят жить дружно!»); Бэтман («Сейчас Бэтман прилетит и всех накажет!»); Чашка («Все из тебя пьют, а вымыть никто не хочет»).
Классификация игры. Игры с предметом-куклой; игры с воображаемыми действиями; игры со словами; игры с действиями повествования; игры с действиями монологической речи.
Стратегия на стимуляцию положительных эмоций
Условное название игры. Оля ловит убегающий нос взрослого; Не спи, нос лови!
Поведение ребенка. Ребенок с пониженным фоном настроения; ребенок обижен на взрослого или проявляет нерешительность при общении со взрослым, эмоционально отгорожен.
Содержание игры. Взрослый просит ребенка поймать нос взрослого, убегающий от рук ребенка. Для этого подходит к ребенку и говорит: «Смотри, вот мой нос! Попробуй поймать!» При этом взрослый стремится увернуться от попыток ребенка поймать нос (вар. 1). Правила-ограничения. ■ Нельзя хватать убегающий нос слишком больно; ■ С гиперактивными детьми можно вводить ограничения: «С места (со скамейки, из круга, со стула) не сходи и нос лови!»; ■ С дурашливыми детьми можно вводить другие правила-ограничения: «Нос лови, но ни одного звука не говори, а только молчи! Улыбаться можно, а смеяться нельзя!»
Цели игры. ■ Стимуляция положительных эмоций у детей с депрессивным, пониженным фоном настроения или у обидчивых детей; ■ Установление телесного контакта с эмоционально отгороженным ребенком; ■ Формирование у ребенка потребности во взаимодействии со взрослым; ■ Ограничение двигательной активности туловища и (или) активности выражения положительных эмоций у ребенка; ■ Стимуляция координации действий глаз-рука происходит в процессе попыток ребенка поймать бегающий перед носом палец взрослого. Короткая запись игры. Нос взрослого от ребенка беги, а ты, ребенок, убегающий нос лови!; Поймай меня, мышку за нос, если ты хороший кот!
Варианты игры. ■ Не нос, а указательный палец, прикасающийся к носу - лови! (вар. 2). ■ Не нос, а мое ухо, убегающее перед твоим носом, лови! (вар. 3). ■ Не нос, а колпачок, одетый на нос - лови! (вар. 4). ■ Вместо того чтобы захватывать нос, взрослый предлагает: «Кто из трех попыток дотронется до моего носа (уха, лба), тот и молодец!»; ■ «А теперь я твой носик половлю, - говорит взрослый, - Ты с места не сходи и носом по сторонам крути!»
Классификация игры. Игры с действиями хватания; игры с действиями телесного контакта; игры с действиями избегания касания носа; игры с действиями касания носа.
Стратегия на стимуляцию чувства юмора
Игра «Я не взрослый, я бычок Паша»
Условное название и короткая запись игры. Я не взрослый, а бычок Паша; К ребенку подойду и убеждать, что «бык я Паша» начну; К ребенку подойду, быком я Пашей назовусь!
Поведение ребенка. Ребенок находится в подавленном настроении, проявляет негативизм, упрямство; заторможен, скован, проявляет нерешительность.
Содержание игры. Взрослый обращается к ребенку: «Я не взрослый, я бычок Паша», «У меня красивые рога», - ощупывает рога, «И кепка», - одевает настоящую или что-то похожее на кепку, «Я умею мычать, бодаться, хочу травы пожевать», - жует воображаемую траву и т. п. При этом взрослый обязательно сопровождает речь игровыми ролевыми действиями.
Правила-ограничения. ■ Взрослому нельзя говорить неуверенно,
несерьезно, скучно, а надо говорить так, чтобы у ребенка не исчез интерес к игровому общению с взрослым.
Цели игры. ■ Стимуляция чувства юмора и
положительных эмоций,
речевого поведения
у ребенка. ■ Используйте эту игру: когда
ребенок
находится подавленном настроении и психически
заторможен. Быстро пресыщается и истощается
от подвижной игры, ребенок проявляет
реакции негативизма, протеста на более
активные предметно-практические игровые
действия взрослого. ■ Развитие и выявление
способностей к воображению у ребенка.
■ Можно использовать эту игровую
задачу, когда нет места для разворачивания
подвижной игры.
Варианты игры. ■ Взрослый пытается убедить ребенка, что он не взрослый, а бык Паша. Для этого говорит: «Здравствуй, я бык Паша, а ты кто? - и при этом протягивает руку ребенку - У меня есть рога, но они невидимые!» или говорит: «Потрогай голову, чувствуешь бугорки, это мои рога!» (вар. 1); ■ Если ребенок «не верит», то взрослый, как ни в чем ни бывало, говорит: «Ах, да я не бык Паша, я гусеница Мила, я голову мыла. Посмотри, какие у меня волосы на голове красивые, блестящие». (вар. 2); ■ Взрослый убеждает, что бык Паша не он сам, а кто-то другой (ребенок, другой взрослый и т. п.). Классификация игры. Игры с воображаемыми действиями; игры со словами; игры с ролевыми действиями; игры с действиями рассказывания.
Стратегия на телесный контакт
Игра «Руку отпущу. Если скажешь что-нибудь хорошее».
Условное название и короткая запись игры. Руку отпущу, если скажешь что-нибудь хорошее; Ой, рука приклеилась; Руку отпускаю, за туловище хватаю!; Хорошее называешь, руку отпускаю.
Поведение ребенка. Ребенок раздражен, толкает, обижает других детей; расторможен, шумит, бегает.
Содержание игры. Взрослый спрашивает ребенка: «Где твоя рука? Покажи?» Взрослый удерживает ребенка за руку и при этом говорит: «Скажи что-нибудь хорошее, и я руку отпускаю!» (вар. 1). Правила-ограничения. ■ Нельзя сердиться, говорить грубо, если ребенок вырывает руку из руки взрослого; и надо сказать что-то хорошее, чтобы высвободить руку из руки взрослого.