Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Эмоциональные процессы являются субъективной формой существования мотивации и выполняют две функции – регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмоциональный опыт людей, эмоции помогают организовать поведение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и открывают личностный смысл событий окружающего мира. Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Подчеркните часто  выраженные ситуационно-личностные реакции расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны

Агрессивность • ломает игрушки • толкает сверстника • мимоходом ударяет встречных • кусает, плюется, щиплет других • говорит: обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый • говорит нецензурные слова • ругается • замахивается, но не ударяет • пугает других • сжимает губы, кулаки • сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий • препятствие стимулирует агрессивное поведение. • кусает, щиплет себя • просит себя стукнуть еще раз.

Вспыльчивость • неожиданно для всех: бросает игрушки; грубо отвечает • может: разорвать пособие, сказать нецензурное слово • плюется.

Негативизм • делает все наоборот • с трудом включается в коллективную игру • отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности • говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».

Демонстративность • отворачивается спиной • утрирует движения на занятии • стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий •делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) • обижается при проигрыше в игре • болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса • недовольное выражение лица • часто плачет.

Конфликтность • сам провоцирует конфликт • отвечает конфликтно на конфликтные действия других • не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях • не уступает игрушек.

Эмоциональная отгороженность • когда все дети вместе, стремится уединиться • входит в помещение и сразу идет к игрушкам • занят своим делом и не замечает окружающих • не использует речь как средство общения • когда говорит, то речь не обращена к собеседнику • не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание • не реагирует на переход с обычной речи на шепотную • избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость • реагирует смехом на замечания взрослого • похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка • дурачится • передразнивает в движениях. 

Нерешительность • избегает ситуации устного опроса на занятии • не отвечает, хотя знает ответ • отказывается от ведущих ролей в играх • часто использует фразы: «не знаю»,  «может быть», «трудно сказать» • не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ • в ситуации новизны: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение ребенка вариативное.

Страхи • страх пылесоса • страх собаки • страх темноты • страх от порывов ветра • страх новых людей в новой ситуации • страх публичного выступления; страх остаться одному  боязнь: спрыгнуть с возвышения; входить в новое помещение 

Тревога • блуждающий, отстраненный взгляд • ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги • неожиданно вздрагивает • осторожно ходит • стремится быть поближе к взрослому. 

Скованность • двигательная скованность • запинается в речи • неловок в новой ситуации 

Заторможенность • не знает чем заняться • бездеятельно смотрит по сторонам • говорит слишком тихо • темп действий замедлен • запаздывает при действиях по сигналу  

Эгоцентричность • считает, что все игрушки, все конфеты для него • навязывает свою игру, желания детям • часто использует местоимение «я» 

Избегание умственных усилий • быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) • не смотрит мультики. , 

Дефицит внимания • приходится словесно повторять задание по несколько раз • требуется сочетание слова с показом способа действия • переспрашивает условия выполнения задания. 

Двигательная  расторможенность • поспешно планирует собственные действия • темп действий убыстрен • количество действий избыточно • действует раньше условного сигнала • встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят • быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

Речевая расторможенность • говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса • темп речи убыстрен • речь взахлеб • переговаривается на занятии (несмотря на замечания взрослого). 

Непонимание словесных инструкций • путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания  

Застреваемость • рисует многократно повторяющиеся элементы • навязчив при общении; привлекает к себе внимание • повторяет одну и ту же просьбу, фразу • застревает на обиде • с трудом переключается. 

Работоспособность • быстро устает от задания, требующего умственных усилий • быстро устает на прогулке.

 

Основные методы и приемы коррекции смешанных расстройств поведения и эмоций (депрессии и тревоги)

  1. Стратегия на осознание это объяснение взрослым и понимание ребенком причин состояния, поведения, его ближайших последствий (беседа взрослого с ребенком).
  2. Стратегия на отреагирование состояния это облегчение выражения негативных эмоций через слово, физическое действие.
  3. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций это стремление взрослого смешить, вызывать улыбку, радость у ребенка.
  4. Стратегия на стимуляцию чувства юмора: иронии, сарказма.
  5. Стратегия на телесный контакт  - это действия прикосновения, поглаживания, обнимания ребенка.

Методы  и приемы руководства игрой

 

Методика руководства  игрой включают в себя знания об условиях эффективности игротерапии, владение методами и приемами коррекции расстройств поведения и эмоций, навыками разворачивания, продолжения и завершения игрового общения с ребенком и т. п. Чтобы игра получилась, необходимо:

1. Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состояние ребенку.

1.1. Вводить игровую задачу  в образной, эмоционально-яркой,  короткой формулировке, с элементами  рифмы или ритма.

2. Усложнять, упрощать, варьировать игровые действия и замысел игры с учетом особенностей эмоциональных состояний и поведения детей 
для поддержания активности и интереса ребенка к игре.

  1. Изменять темп выполнения детьми игровых действий (увеличивать, 
    замедлять, поддерживать).
  2. Выполнять игровые действия всеми детьми поочередно или одновременно.

Информация о работе Диагностика и методы коррекции поведения и эмоций у детей младшего школьного возраста